Решение б/н б/а от 26 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-564/2022 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров 24.01.2022 г. Москва Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе: Председательствующего:

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «ТрансСпецАвто-Казань», ПАО «Туполев», в отсутствие представителей АО «АГЗРТ», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 20.01.2022 № НП/2487/22, 2022-4231 2 рассмотрев жалобу ООО «ТрансСпецАвто-Казань» (далее — Заявитель) на действия ПАО «Туполев» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на аренду легкового транспорта с водителем (реестровый №32110851169, далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), УСТАНОВИЛА: В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках. По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно отклонил заявку Заявителя на участие в закупочной процедуре. Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения. Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях представителей Заказчика, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о 2022-4231 3 закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Также в силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации подлежат указанию требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки. Комиссией установлено, что Заказчиком 23.11.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на аренду легкового транспорта с водителем (реестровый №32110851169). Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок, заявка Заявителя была отклонена от дальнейшего участия на основании «п. 4.17.12 (5) документации о составе заявки недостоверных сведений об основных средств, предоставление которых приложения № З к информационной карте». Требования к участникам закупки предусмотрены Приложением № 1 к информационной карте. Согласно пункту 3.1. Приложения № 1 к Информационной карте, с целью подтверждения наличия материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору, для целей оценки и сопоставления заявок на участие в закупке устанавливается требование: Справка о материально-технических ресурсах по форме подраздела 7.6., включая обязательные приложения к ней: - копии СТС и/или копии ПТС и/или копии инвентарных карточек учета объекта основных средств и/или копии договоров купли-продажи, лизинга, аренды с приложением документов, подтверждающих передачу материально-технических ресурсов участнику закупки. Приложением № 3 к Информационной карте установлены требования к составу заявки на участие в закупочной процедуре. 2022-4231 4 Согласно подразделу «Документы, включаемые в состав второй части заявки, предоставляемые исключительно для целей оценки и сопоставления заявок»: В отношении материально-технических ресурсов: Справка о материально-технических ресурсах (форма 6) по форме, установленной в подразделе 7.6, с приложением требуемых в приложении №1 (пункт 3.1) к информационной карте подтверждающих документов, а именно: - копии СТС и/или копии ПТС и/или копии инвентарных карточек учета объекта основных средств и/или копии договоров купли-продажи, лизинга, аренды с приложением документов, подтверждающих передачу материально-технических ресурсов участнику закупки. При этом согласно сноске *7 к указанному подразделу, непредоставление указанных документов в составе заявки не является основанием для отклонения такой заявки. На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о противоречии в документации Заказчика. При этом Комиссия отмечает, что документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования. В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом организатору закупки надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно формирования подаваемых на участие в закупке заявок. Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений, либо отсутствие в закупочной документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации. Названный правовой подход наиболее полно обеспечивает баланс частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, поскольку направлен на повышенную защиту участника торгов как более слабой стороны в указанных правоотношениях. В рассматриваемом случае Комиссия установила, что в составе второй части заявки Заявителем предоставлены документы, подтверждающие сведения о материальнотехнических ресурсах в составе справки о материально-технических ресурсах (форма 6, предусмотренная документацией о закупке). При этом Комиссия отмечает, что в указанной справке перечисляются только те материально-технические ресурсы, которые требуются для целей оценки заявки. Заявителем предоставлены инвентарные карточки учета основных средств ОС-6 на транспортные средства, в соответствии с предметом закупки. При этом Комиссия установила, что в представленных в составе второй части заявки на участие в конкурсе карточках указаны только модели транспортных средств и их стоимость. Комиссия обращает внимание, что закупочной документацией Заказчика не предусмотрено четких требований к наличию и форме сведений в составе предоставляемых инвентарных карточек или ссылок на нормы законодательства, в соответствии с которыми такие карточки должны заполняться. 2022-4231 5 На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что согласно правилам бухгалтерского учета, Форма ОС-6 содержит несколько разделов, которые заполняют в момент постановки основного средства на учет или при совершении с ним хозяйственных актов. Так, Раздел 2 включает исходную цену нового изделия и предполагаемый срок эксплуатации, на основе которого рассчитываются амортизационные отчисления. В 4-й части заполняют такие сведения, как балансовая стоимость, в каком подразделении числится имущество, сведения о материально ответственных лицах, указывают реквизиты приемо-сдаточного акта. Таким образом, Заказчик полагает, что сведения об объектах основных средств - транспортных средствах отсутствуют в разделах 1, 2, 4, 7 во всех карточках, представленных Заявителем. При этом Комиссией установлено, что 27.12.2021 Организатором закупки был направлен дозапрос со следующим содержанием: «На основании п. 4.17.8 документации о закупке согласно п. 12 запроса приложения № З к информационной карте просим предоставить с использованием функционала ЭТП в срок до 09:00 (по местному времени организатора закупки) «29» декабря 2021 года следующие документы: 1) В отношении материально-технических ресурсов: копии СТС и/или ПТС, подтверждающих наличие автомобилей, указанных в инвентарных карточках учета объекта основных средств, представленных в составе заявки на участие в закупке». При этом Комиссия отмечает, что согласно пункту 4.17.8 закупочной документации, секретарь ЗК до принятия ЗК решения о допуске или об отказе в допуске к участию в закупке направляет участникам процедуры закупки с использованием программноаппаратных средств ЭТП дозапрос с соблюдением следующих требований: (1) дозапрос направляется в отношении документов и сведений, предоставление которых предусмотрено п. 4) (за исключением сведений, касающихся предложения участника в отношении предмета закупки и иных условий исполнения договора), 5) - 11) Приложения № 3 к Информационной карте, в случаях: а) отсутствия в составе заявки требуемых документов и сведений; б) предоставление требуемых документов и сведений не в полном объеме; в) наличия неустранимых противоречий в представленных документах и сведениях; г) нечитаемости представленных документов и сведений. Таким образом, Заказчиком был направлен дозапрос в отношении п. 12) Приложения № 3 к Информационной карте, что не предусмотрено условиями пункта 4.17.8 закупочной документации. На основании отказа Заявителя в предоставлении запрашиваемых сведений, Заказчик отклонил заявку как содержащую недостоверные сведения, которые не отражают факты хозяйственной деятельности предприятия, искажают данные для правильного отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете, сославшись также на внешний вид представленных документов, по мнению Заказчика, имеющих идентичные графические изображения подписи. Комиссия считает необходимым отметить, что при рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть несоответствие или недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны лицом, сомневающимся в достоверности таких сведений. При этом под недостоверными сведениями следует понимать сведения, несоответствующие действительности. 2022-4231 6 В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что для принятия решения о наличии в той или иной заявке недостоверных сведений лицо должно располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства. Между тем, Заказчик в подтверждение своих возражений указывает, что с целью установления недостоверности сведений, а именно наличия автомобилей, указанных в инвентарных карточках учета объекта основных средств, представленных в составе заявки Заявителя, им был направлен запрос в ГУ МВД, однако, Комиссия отмечает, что ни на момент рассмотрения вторых частей заявок, ни на момент заседания Комиссии ответа на данный запрос Заказчику не поступил, в связи с чем данный довод не может рассматриваться как основание для признания предоставленных Заявителем в составе заявки сведений недостоверными. В настоящем случае, как следует из материалов дела, поданная Заявителем заявка требованиям закупочной документации соответствовала. Каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленных в ней сведений у Заказчика не имелось, неопровержимыми доказательствами недостоверности таких сведений последний не располагал. Из вышеизложенного следует, что Заказчиком недостоверность сведений, представленных в составе заявки Заявителем, в рассматриваемом случае доказана не была. При таких обстоятельствах, факт представления Заявителем недостоверных сведений, а именно сведений, которые не имели места в действительности, не находит своего подтверждения, а равно у Заказчика отсутствовали правовые основания для отстранения заявки Заявителя. Доказательств обратного Заказчиком Комиссии не представлено. При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «ТрансСпецАвто-Казань» (ИНН 1655184209, ОГРН 1091690057062) на действия ПАО «Туполев» (ИНН 7705313252, ОГРН 1027739263056) при проведении Закупки обоснованной. 2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. 3. Выдать Заказчику обязательное для исполнение предписание об устранении выявленных нарушений.

Связанные организации

Связанные организации не указаны