Решение б/н б/а от 4 февраля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-1262/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
01.02.2022 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего Комиссии:
членов Комиссии:
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Привратник»,
в отсутствие представителей ГБУ города Москвы «Автомобильные дороги ВАО», АО «ЕЭТП», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 26.01.2022 № ЕИ/3860/22,
рассмотрев жалобу ООО «Привратник» (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы «Автомобильные дороги ВАО» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку кровельного рулонного материала для проведения работ по капитальному ремонту МКД в 2022 году (реестровый №32110958554, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в отказе ООО «Привратник» в допуске к участию в процедуре на основании несоответствия продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации.
При этом, Заявитель ссылается на пункт 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, согласно которому, Заказчик при описании закупки должен использовать фразу «или эквивалент», а Поставщик имеет право предложить к поставке материал с улучшенными характеристиками.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Также в силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации подлежат указанию требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Комиссией Установлено, Заказчиком 17.12.2021 на сайте ЕИС опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку кровельного рулонного материала для проведения работ по капитальному ремонту МКД в 2022 году (реестровый № 32110958554).
При проведении Закупки использовалась стандартизированная (типовая) документация, в том числе техническое задание (далее — ТЗ), сформированное посредством Единой автоматизированной системы торгов (ЕАИСТ).
Согласно пункту 1.1 ТЗ, объект Закупки: поставка кровельного рулонного материала для проведения работ по капитальному ремонту МКД в 2022 году.
Согласно Приложению № 1 к ТЗ, объектом закупки является материал рулонный с характеристиками, указанными в типовом техническом задании, по двум позициям:
Позиция № 1:
- Армирующий слой: Да.
- Вид защитного слоя: Посыпка крупнозернистая.
- Вид основного компонента покровного состава, вяжущего или материала: Битумно-полимерный наплавляемый .
- Вид основы: Стекловолокно .
- Количество слоев основного полотна: 1.
- Назначение: Для кровли.
- Основа перфорированная: Нет.
- Способ укладки: Наплавляемый.
- Стойкость к ультрафиолетовому излучению: Да.
- Тип структуры полотна: Основной .
- Толщина: >= 4 < 5 мм.
- Ширина: < 1000 мм.
Позиция № 2:
- Армирующий слой: Да.
- Вид защитного слоя: Пленка.
- Вид основного компонента покровного состава, вяжущего или материала: Битумно-полимерный наплавляемый .
- Вид основы: Стекловолокно .
- Количество слоев основного полотна: 1.
- Назначение: Для кровли.
- Основа перфорированная: Нет.
- Способ укладки: Наплавляемый.
- Стойкость к ультрафиолетовому излучению: Да.
- Тип структуры полотна: Основной .
- Толщина: >= 4 < 5 мм.
- Ширина: < 1000 мм.
При этом, Заявителем (участник № 4) в техническом предложении в составе первой части заявки предложен к поставке следующий товар:
МАТЕРИАЛЫ ИЗОЛЯЦИОННЫЕ РУЛОННЫЕ |
||
Материал изоляционный рулонный БиластТехноЕвро Россия |
||
Адрес: |
Характеристики: |
Срок: |
|
Армирующий слой: Да. |
c 1-го по 10-й |
|
Вид защитного слоя: Посыпка крупнозернистая. |
календарный |
|
Вид основного компонента покровного состава, вяжущего |
день c даты |
|
или материала: Битумно-полимерный наплавляемый . |
заключения |
|
Вид основы: полиэстеровое полотно |
контракта. |
|
Количество слоев основного полотна: 1. |
|
|
Назначение: Для кровли. |
|
|
Основа перфорированная: Нет. |
|
|
Способ укладки: Наплавляемый. |
|
|
Стойкость к ультрафиолетовому излучению: Да. |
|
|
Тип структуры полотна: Основной . |
|
|
Толщина: 4 мм. |
|
|
Ширина: 1001 мм. |
|
Материал изоляционный рулонный БиластТехноЕвро Россия |
||
Адрес: |
Характеристики: |
Срок: |
|
Армирующий слой: Да. |
c 1-го по 10-й |
|
Вид защитного слоя: Пленка. |
календарный |
|
Вид основного компонента покровного состава, вяжущего |
день c даты |
|
или материала: Битумно-полимерный наплавляемый . |
заключения |
|
Вид основы: полиэстеровое полотно |
контракта. |
|
Количество слоев основного полотна: 1. |
|
|
Назначение: Для кровли. |
|
|
Основа перфорированная: Нет. |
|
|
Способ укладки: Наплавляемый. |
|
|
Стойкость к ультрафиолетовому излучению: Да. |
|
|
Тип структуры полотна: Основной . |
|
|
Толщина: 4 мм. |
|
|
Ширина: 1001 мм. |
|
Таким образом, Заявитель в своем техническом предложении предлагает к поставе товары, отличающиеся по техническим характеристикам от указанных в ТЗ, а именно, видом основы материала изоляционного рулонного указано полиэстеровое полотно, также, ширина материала превышает установленную в ТЗ ширину (< 1000 мм).
Дополнительно Заявитель представил письмо от 31.01.2022 от ООО «БитумТехнОЛДЖИ», согласно которому данный производитель может производить рулоны шириной от 999 до 1001 мм с допустимым отклонением +/- 30 мм.
Тем не менее, в техническом задании не указано требование к ширине, подразумевающее вариацию.
Между тем, в Приложении № 1 к Протоколу НМЦК, являющимся частью закупочной документации, указан следующий товар: Материал рулонный кровельный, Филизол, марка «В» или эквивалент; Материал рулонный кровельный, Филизол, марка «Н» или эквивалент.
Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев
:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
При этом Комиссия обращает внимание, что в описании предмета закупки в настоящей Закупке отсутствуют какие-либо указания на товарный знак.
На основании изложенного, Комиссия делает вывод о правомерности отклонения Заказчиком заявки на участие в закупке.
Кроме того, Заявителем не было приведено никаких доказательств того, что материал рулонный кровельный с видом основы «полиэстеровое полотно» является улучшенным по характеристикам материалу с видом основы «стекловолокно».
Дополнительно Комиссия отмечает, что на участие в Закупке было подано 6 заявок, 4 из них были признаны соответствующими требованиям закупочной документации и допущены до участия в процедуре.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
Кроме того, Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия Закупочной документации в момент подачи им заявок на участие в Закупке. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителями ни в административном, ни в судебном порядке.
Резюмируя изложенное, с учетом имеющихся в настоящее время документов и сведений, на основании конкретных фактических обстоятельств дела, Комиссия приняла решение о признании необоснованной жалобы Заявителя на действия Заказчика.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ООО «Привратник» (ИНН 7724446593, ОГРН 1187746684157) на действия ГБУ города Москвы «Автомобильные дороги ВАО» (ИНН 7719788792, ОГРН 1117746718143) при проведении Закупки необоснованной.
-
Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 26.01.2022 № ЕИ/3860/22.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.