Решение №29468/24 б/а от 19 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9329/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
17.07.2024 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«...» начальника отдела антимонопольного контроля торгов,

членов Комиссии:

«...»специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,

«...» — специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей «...» в лице генерального директора , действующего на основании доверенности от 16.07.2024 № 1-3, действующего на основании доверенности от 16.07.2024 № 1-2, представителя «...»,

рассмотрев жалобу «...» (далее — Заявитель) на действия «...» (далее — Заказчик) при проведении предварительного квалификационного отбора с ограничением срока подачи заявок в электронной форме № 1/ПКОЭ-АХУ/24 по выбору организаций, обладающих достаточной квалификацией для выполнения работ по ремонту административных, производственных, жилых и других зданий, сооружений и объектов социальной сферы «...» (реестровый № 32413743058, далее — Отбор),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Отбора.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

По мнению Заявителя, установление Заказчиком в документации требование, к участникам квалифицированного отбора, о наличии членства в саморегулируемой организации в области капитального ремонта в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии) ограничивает конкуренцию также в части различной квалификации участников, выполняющих данные строительные работы.

Так же, по мнению Заявителя, уставленное в документации требование об объединении капитального и текущего ремонта, ограничивает конкуренцию, так как опыт выполнения работ по текущему ремонту значительно уступают по стоимости капитальному ремонту.

На заседании Комиссии Заявитель от довода об неправомерном объединении капитального и текущего ремонта отказался, в связи с этим Комиссия не давала оценку данному доводу.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, из которых следует, что оспариваемое требование установлено в документации ввиду наличия объектов, которые в соответствии с приложением № 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности) подпадают под категорию опасных производственных объектов. К таким объектам относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к Закону о промышленной безопасности количествах опасные вещества, в том числе горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Также в ведение Заказчика находятся объекты которые являются пунктами газораспределения и тепловыми пунктами ИТП, в отношении которых в дальнейшем будут выполняться работы по ремонту.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Комиссией установлено, что 25.06.2024 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении предварительного квалификационного отбора с ограничением срока подачи заявок в электронной форме № 1/ПКОЭ-АХУ/24 по выбору организаций, обладающих достаточной квалификацией для выполнения работ по ремонту административных, производственных, жилых и других зданий, сооружений и объектов социальной сферы «...» (реестровый № 32413743058).

Дата начала срока подачи заявок: 25.06.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 11.07.2024 в 11:00.

Дата подведения итогов: 08.08.2024.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Комиссией установлено, что согласно пункту 1.3.1 документации Участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Участник считается соответствующим данному требованию при соблюдении условия, что участник квалификационного отбора имеет право выполнять капитальный ремонт в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии).

На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что установление требования к участникам о наличии права выполнять капитальный ремонт в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии) незаконным и ограничиваюзим конкуренцию, так как перечисленные объекты в пункте 4 Технического задания не относятся к особо опасным, технически сложных и уникальным объектам капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии)», а также что данное требование может быть указано в качестве критерии оценки заявки участников для участия в Отборе.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что после формировании списка подрядчиков, прошедших квалификационный отбор, участники, которые не имеют соответствующего СРО для выполнения капитального ремонта в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, не смогут принять участия в дальнейших закупках, которые будут проводиться Заказчиком.

Данный довод Комиссия оценивает критически, так как для участников прошедших квалифицированный отбор, дальнейшие участие в проводимых Заказчиком закупках является правом, а не обязанностью.

Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 4 Технического задания перечислены места выполнения работ по капитальному и текущему ремонту: г. Москва

- Астраханский переулок, дом 10/36 стр. 1;

- Басманный переулок, дом 1, дом 8 стр. 4, 5, 7;

- Басманный тупик, дом 6 «а» стр. 1;

- Большой Харитоньевский переулок, дом 19 стр. 1;

- Земляной Вал, 39/1 стр. 1;

- Комсомольская площадь, дом 3/9; дом 1А, стр. 4;

- Раменский бульвар, дом 1;

- Рижская площадь, дом 3;

- улица Авиамоторная, дом 34 корп. 2;

- улица Бакунинская, дом 17/28;

- улица Большая Академическая, дом 63;

- улица Большая Академическая, дом 67;

- улица Большая Черкизовская, дом 20 кор. 5;

- улица Валовая, дом 31;

- улица Верхняя Красносельская, дом 8 кор. 2;

- улица Земляной вал дом 7, дом 9;

- улица Каланчевская, дом 2/1 стр. 1, дом 6/2 стр. 2, дом 13, дом 17 стр. 1, дом 22, дом 24, дом 35;

- улица Космонавта Волкова, дом 29 корп. 1;

- улица Краснопрудная, дом 22/24;

- улица Крылатская, вл. 40;

- улица Лосевская, дом 1 корп. 1;

- улица Малый Краснопрудный тупик, дом 2;

- улица Мясницкая, дом 50;

- улица Нижегородская, дом 3а;

- улица Нижняя Красносельская, дом 28а;

- улица Новая Басманная, дом 2/1, стр. 1; дом 4/6 стр. 2, 10, 11, 14, 16; дом 9, дом 14 стр.2;

- улица Новокосинская, дом 9, корп. 1;

- улица Новорязанская, дом 8а стр.1, дом 12, дом 24;

- улица Проезд Дежнева, дом 25 кор. 2;

- улица Русаковская, дом 5;

- улица Садовая-Спасская, дом 21/1, дом 21/2;

- улица Садовая-Черногрязская, дом 3а стр. 1,2,3,5, дом 3б;

- улица Сергия Радонежского дом 7 стр. 5;

- улица Стройковская, дом 12 корп. 2;

- улица Шоссе Энтузиастов, дом 11а корп. 1;

- Фурманный переулок, дом 14 стр. 4;

Московская область г. Химки, Ленинский проспект, дом 11.

Таким образом, ремонтные работы планируется проводить в отношении 37 объектов Заказчика.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что основные объекты, на которых будут вестись работы, находятся по адресам г. Москва, ул. Новорязанская, д.12; г. Москва, ул. Новая Басманная, д.2/1, стр.1; г. Москва, ул. Каланчевская, д.35.

При этом объект по адресу: г. Москва, ул. Крылатская, вл. 40 является пунктом газораспределения, а на объектах по адресам: г. Москва, ул. Новорязанская, д.12; г. Москва, ул. Каланчевская, д.35; г. Москва, ул. Новая Басманная, д.2/1, стр.1 находится тепловые пункты ИТП с техническими характеристиками «температура разрешенная (град. Цельсия): до плюс 150».

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 приложением № 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к названному Федеральному закону количествах опасные вещества, в том числе горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Таким образом Заказчик считает установления в документации требования о наличии членства в саморегулируемой организации в области капитального ремонта в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии) правомерным.

Комиссией отмечает, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее — ГрК РФ) к особо опасным и технически сложным объектам относятся объекты использования атомной энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии.

Согласно статьи 3 Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее — Закон об атомной энергии) отнесение указанных в части 1 статьи 3 Закона об атомной энергии объектов к перечисленным категориям, состав и границы указанных объектов определяются в зависимости от категории объекта организациями, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно статьи 4 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» объектами применения Закона об атомной энергии (объектами использования атомной энергии) являются:

- ядерные установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов;

- радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение;

- пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, хранилища радиоактивных отходов (далее - пункты хранения) - стационарные объекты и сооружения, не относящиеся к ядерным установкам, радиационным источникам и предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов;

- тепловыделяющая сборка ядерного реактора - машиностроительное изделие, содержащее ядерные материалы и предназначенное для получения тепловой энергии в ядерном реакторе за счет осуществления контролируемой ядерной реакции;

- облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора - облученные в ядерном реакторе и извлеченные из него тепловыделяющие сборки, содержащие отработавшее ядерное топливо;

- ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;

радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;

- радиоактивные отходы - не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации;

- ядерное топливо - ядерный материал, предназначенный для получения тепловой энергии и (или) потоков излучения в ядерной установке за счет осуществления контролируемой ядерной реакции деления;

- отработавшее ядерное топливо - ядерное топливо, облученное в активной зоне реактора и окончательно удаленное из нее.

При этом Заказчик не предоставил в материалах дела документального подтверждения отнесения 4 объектов к указанным видам объектов, требующих наличия оспариваемого СРО.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что перечисленные в пункте 4 Технического задания объекты, на которых будут вестись работы по текущему и капитальному ремонту, не относятся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии)».

Комиссия отмечает, что установление в документации отборочного требования о наличии у участника права на выполнения капитального ремонта в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии) нецелесообразно, влечет необоснованное ограничение конкуренции, так как участники, прошедшие квалифицированный отбор, не обязательно будут работать на объектах капитального строительства, которые являются особо опасными, технически сложными и уникальными, так как на момент проведения ПКО Заказчику неизвестен точный перечень адресов объектов при проведении закупок в будущем.

Комиссия также отмечает, что, если предметом дальнейшей проводимой закупки будет является особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства, то участник который прошел квалифицированный отбор и не имеет наличие в членства СРО может не участвовать в проводимой закупке либо объединиться с иными лицами в коллективную заявку.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, о том что требование о наличие членства СРО при выполнении капитального ремонта в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии) может быть включено в критерии оценки заявок при проведении ПКО или в условия проекта договора при проведении последующих закупок.

При этом в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, о том что требование в документации к участникам о наличии СРО право выполнения капитального ремонта в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии), противоречит положениям, установленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы и необходимости выдачи Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу «...» на действия «...» при проведении Отбора обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны