Решение №57749/22 б\а от 14 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу 077/07/00-16199/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

09.11.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

 

членов Комиссии:

 

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей АО «Щелковский завод ВДМ», ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России;

рассмотрев жалобу АО «Щелковский завод ВДМ» (далее – Заявитель) на действия организатора торгов ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России (далее — Организатор торгов) при проведении аукциона в электронной форме по продаже высвобождаемого движимого военного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (извещение №21000028180000000170, лот №1, далее - Торги) (далее - Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов, перенаправленная письмом ФАС России от 24.10.2022 №04/97546/22.

Согласно абзацу 1 информационного сообщения от 5 октября 2022 г. № 591-Э, Торги проводятся в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации государственного и муниципального имущества), Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. № 775 «Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли», постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1165 «О реализации высвобождаемого движимого военного имущества», постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. № 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме», приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 июня 2016 года № 377 «Об утверждении Порядка подготовки и принятия решений о высвобождении и реализации движимого военного имущества, а также перечня и форм документов, необходимых для принятия таких решений, в Вооруженных Силах Российской Федерации», предписанием Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации для передачи на реализацию высвобождаемого движимого военного имущества на внутреннем рынке от 22 сентября 2022 г. № 22.0084, а также решением Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 27.10.2021 г.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В связи с изложенным, Комиссией установлено, что указанные Торги являются обязательными, жалоба подана с учетом требований, установленных частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в связи с чем подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссией установлено, что Организатором торгов на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (ww.torgi.gov.ru) (далее — официальный сайт), а также на электронной торговой площадке https://www.sberbank-ast.ru/ в сети Интернет размещено извещение №21000028180000000170, лот №1 о проведении аукциона в электронной форме по продаже высвобождаемого движимого военного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Организатора торгов выразилось в ненадлежащем формировании положений документации о торгах.

По мнению Заявителя, основным и определяющим критерием определения победителя аукциона является предложенная цена. После приобретения имущества, покупатель вправе сам определить, каким образом поступать с принадлежащим ему имуществом, и, если покупатель посчитает необходимым изъять или уничтожить пиропатроны или произвести любые другие действия с принадлежащим ему имуществом, то он вправе заключить договор с организацией, имеющей необходимые разрешения на производство того или иного вида работ.

Заявитель отмечает, что, в настоящем случае, Организатор торгов выставляет участнику дополнительные условия в отношении продаваемого имущества — изъятие и уничтожение пиропатронов, разработка и согласование технологической документации, получение лицензии на утилизацию боеприпасов.

Таким образом, по мнению Заявителя, требование Организатора торгов о предоставлении участником на этапе подачи заявки сведений о наличии действующей лицензии на утилизацию боеприпасов класса ЕКПС 1375, ЕКПС 1377, неправомерно и ограничивает круг возможных участников.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, истребованные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В силу части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссия установила, что, согласно информационному сообщению от 5 октября 2022 г. № 591-Э, торги проводятся в форме аукциона в электронной форме.

Согласно абзацу 4 пункта 1 Указа Президента РФ от 23 июля 1997 г. № 775 «Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли» федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых предусмотрена военная служба, разрешено осуществлять реализацию высвобождаемого движимого военного имущества, перечень которого утверждается Правительством Российской Федерации, путем продажи на аукционе, посредством публичного предложения или без объявления цены на внутреннем рынке и реализацию указанного имущества, не относящегося к продукции военного назначения, на внешнем рынке через уполномоченные руководителями этих федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов подразделения, территориальные органы указанных федеральных органов или находящиеся в их ведении организации, а также привлекать для этих целей лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 6 Правил высвобождения и реализации движимого военного имущества, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 октября 1999 г. № 1165 «О реализации высвобождаемого движимого военного имущества» и абзаца 1 пункта 4 Порядка подготовки и принятия решений о высвобождении и реализации движимого военного имущества, а также перечня и форм документов, необходимых для принятия таких решений, в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 июня 2016 года № 377 «Об утверждении Порядка подготовки и принятия решений о высвобождении и реализации движимого военного имущества, а также перечня и форм документов, необходимых для принятия таких решений, в Вооруженных Силах Российской Федерации» реализация высвобождаемого движимого военного имущества осуществляется на внутреннем рынке - на аукционе, посредством публичного предложения или без объявления цены в соответствии с Законом о приватизации государственного и муниципального имущества.

В силу изложенного, проведение аукциона по реализации высвобождаемого движимого военного имущества должно осуществляться с учетом требований Закона о приватизации государственного и муниципального имущества.

Соответственно, требования Закона о приватизации государственного и муниципального имущества, регулирующего проведение аукциона по продаже государственного или муниципального имущества, являются императивной нормой и содержат конкретный перечень условий, необходимых для проведения торгов.

В силу части 1 статьи 18 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

По смыслу приведенной нормы, реализация высвобождаемого движимого военного имущества путем продажи на аукционе возможна только в случае отсутствия условий в отношении такого имущества.

Комиссия установила, что в соответствии с пунктом 3.4.4 проекта договора, Покупатель обязан обеспечить уничтожение пиропатронов (электровоспламенителей), содержащихся в Изделиях, в порядке, определенном технологической документацией в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

Таким образом, Организатор торгов установил условия в отношении реализуемого имущества.

При этом, Закон о приватизации государственного и муниципального имущества не предусматривает возможности изменения императивного условия проведения аукциона, предусмотренного статьей 18 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества.

Комиссия отмечает, в законодательстве Российской Федерации не установлена возможность Организатора торгов изменять требования к проведению торгов путем формирования документации о торгах, установленные законодательством, в настоящем случае Законом о приватизации государственного и муниципального имущества.

Соответственно, Комиссией не установлены нормы, позволяющие Организатору торгов игнорировать требования к проведению торгов, установленные Законом о приватизации государственного и муниципального имущества, в том числе запрещающие проведение торгов в форме аукциона в случае наличия условий в отношении реализуемого имущества.

Таким образом, соблюдение положений статьи 18 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для Организатора торгов.

Следовательно, проведение оспариваемого аукциона с установлением условий для покупателя в отношении продаваемого имущества по уничтожению пиропатронов (электровоспламенителей), содержащихся в Изделиях, противоречит совокупности вышеназванных норм. Таким образом, проведение Торгов, документация которых содержит в себе условие для покупателя по совершению действий в отношении имущества, в форме аукциона является неправомерным, противоречащим части 1 статьи 18 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества.

В рассматриваемом случае установлено, что продажа высвобождаемого движимого военного имущества путем проведения аукциона неправомерна и проведена в нарушение части 1 статьи 18 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества.

Комиссия отмечает, что указанные Торги являются публичными торгами, целью проведения которых является реализация имущества с наибольшей ценой. Наибольшее количество участвующих в торгах лиц, проявивших интерес к реализуемому имуществу, способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущество, что в конечном счете повышает степень удовлетворяемости требований Российской Федерации как собственника имущества.

Допущенные Организатором торгов нарушения, выразившиеся в ненадлежащем избрании способа реализации имущества может существенно повлиять на результат торгов и послужить препятствием для реализации цели выставления имущества на публичную продажу - получения наивысшей цены за отчуждаемое имущество, что, в свою очередь, затрагивает права Российской Федерации как собственника продаваемого имущества. С учетом того, что реализация имущества проведена в нарушение требований законодательства, определяющих изначальную форму проведения торгов, что отражается на содержании всей документации о проводимых торгах, в настоящем случае Комиссия лишена возможности оценки доводов Заявителя по существу.

С учетом того, что реализация имущества проведена в нарушение требований законодательства, определяющих изначальную форму проведения торгов, что отражается на содержании всей документации о проводимых торгах, в настоящем случае Комиссия лишена возможности оценки доводов Заявителя по существу.

В соответствии с подпунктом «а» пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Поскольку реализация высвобождаемого движимого военного имущества путем проведения аукциона проведена в нарушение требований законодательства, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об аннулировании торгов.

На основании изложенного и руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Установить в действиях Организатора торгов нарушение части 1 статьи 18 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества.

2. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны