Решение №НП/55394/22 по делу № 077/01/10-9039/2022 о нарушении антимонопольного з... от 31 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 04 октября 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено 18 октября 2022 года.

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии <...>

членов Комиссии <...> 

в присутствии представителей: <...>

рассмотрев, в том числе путем использования системы видеоконференц-связи дело № 077/01/10-9039/2022 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО «Россети Московский регион» (дата регистрации в качестве юридического лица 01.04.2005, ИНН 5036065113, КПП 772501001, адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий проезд, д. 3, стр. 2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории города Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью ПАО «Россети Московский регион») путем неправомерного составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии электрической энергии от 28.01.2022 № 593/ЭА-ю по факту выявленного бездоговорного потребления в отношении нежилого помещения ЧУ СОШ «Столичный-КИТ», расположенного по адресу: г. Москва, Ивана Бабушкина ул., д. 14, корп. 1, ввиду создания условий для выявления бездоговорного потребления электрической энергии и направления в адрес ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» счета на оплату бездоговорного потребления электрической энергии от 16.02.2022 № 593/ЭАю, что привело к ущемлению интересов ЧУ СОШ «Столичный-КИТ»,

руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступило заявление и материалы ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» (вх. от 11.03.2022 № 18397/22) на действия (бездействие) ПАО «Россети Московский регион», выразившиеся в выявлении факта бездоговорного потребления электроэнергии и составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии в отношении нежилого помещения ЧУ СОШ «Столичный-КИТ», расположенного по адресу: <...> (далее — Объект), при рассмотрении которых Московским УФАС России в действиях ПАО «Россети Московский регион» были выявлены признаки нарушения Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения).

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела № 077/01/10-9039/2022 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) установила следующее.

ПАО «Россети Московский регион» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утверждённого общим собранием акционеров ПАО «Россети Московский регион» (протокол от 29.06.2015 № 17).

В соответствии с пунктом 3.2 Устава ПАО «Россети Московский регион» оказывает услуги по передаче и распределению электрической энергии и по присоединению к электрическим сетям.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ПАО «Россети Московский регион» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории города Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью ПАО «Россети Московский регион»).

В результате анализа материалов рассматриваемого дела Комиссией установлены следующие фактические обстоятельства.

В соответствии с документами, подтверждающими технологическое присоединение к электрическим сетям, а именно разрешением на присоединение мощности от 23.03.2006 № 418-17-11р/4465, актами об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 02.07.2021 № 1/МС-21-304-41121(296311), от 07.09.2021 № 1/МС-21-304-55959(543218), нежилое помещение ЧУ СОШ «Столичный-КИТ», расположенное по адресу: <...>, (далее - Объект) имеет непосредственное технологическое присоединение к сетям ПАО «Россети Московский регион».

На основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент) от 10.06.2021 № 24069 «О передачу в аренду нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, Ивана Бабушкина ул., д. 14, корп. 1» между ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» и Департаментом заключен договор аренды от 21.07.2021 № 00-00219/21 в отношении Объекта.

Кроме того, 26.07.2021 между ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» и Департаментом подписан акт приема-передачи Объекта № 96.

В силу имеющейся в Управлении информации 16.08.2021 произведена государственная регистрация договора аренды от 21.07.2021 № 00-00219/21, вместе с тем лишь 30.08.2021 оформленный в установленном порядке договор аренды был направлен в адрес ЧУ СОШ «Столичный-КИТ», что подтверждается письмом Департамента от 30.08.2021 № ДГИ-И-59665/21.

В целях переоформления документов о технологическом присоединении ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» 06.08.2021 обратилось в адрес ПАО «Россети Московский регион» с заявкой № И-21-00-505496/903, в том числе акт приемапередачи Объекта от 26.07.2021 № 96, составленный между ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» и Департаментом.

По результатам рассмотрения вышеуказанной заявки ПАО «Россети Московский регион» 10.08.2021 посредством личного кабинета уведомило ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» о приостановке рассмотрения данной заявки ввиду ее некомплектности, а также о необходимости предоставления в адрес сетевой организации договора аренды от 21.07.2021 № 00-00219/21, прошедшего государственную регистрацию.

Кроме того, ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» в адрес АО «Мосэнергосбыт» была направлена заявка от 25.08.2021 б/н на заключение договора энергоснабжения в отношении Объекта с приложением акта приема-передачи Объекта от 26.07.2021 № 96, составленного между ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» и Департаментом.

Вместе с тем в соответствии с пояснениями АО «Мосэнергосбыт» к указанной заявке не были приложены документы, необходимые в соответствии с пунктом 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее — Основные положения), для заключения договора энергоснабжения, а именно документы, подтверждающие технологическое присоединение Объекта (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, документы, подтверждающие право собственности или иное право владения Объектом ЧУ СОШ «Столичный-КИТ», а также документы, подтверждающие допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии Объекта, ввиду их фактического наличия на Объекте.

Комиссия отмечает, что согласно письменным пояснениям АО «Мосэнергосбыт», а также информации от Департамента, полученной в ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства, ранее договоры энергоснабжения в отношении Объекта не заключались (в том числе с ГКУ г. Москвы «Московский центр недвижимости», на которое был оформлен акт об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 02.07.2021 № 1/МС-21-304-41121(296311)). В случае заключения договоров энергоснабжения с предыдущими собственниками до перехода Объекта к ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» при подаче заявки на заключение договора не требовалось бы приложения документов о технологическом присоединении, а также актов ввода в эксплуатацию приборов учета в силу пункта 34(1) Основных положений.

АО «Мосэнергосбыт» по результатам рассмотрения заявки ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» письмом от 26.08.2021 № МЭС/ИП/32/3781 уведомило Учреждение об отсутствии оснований для заключения договора энергоснабжения в отношении Объекта ввиду некомплектности заявки, в частности, указав, что к заявке не приложены документы о технологическом присоединении, акты ввода в эксплуатацию установленных на Объекте приборов учета, что требуется в соответствии с пунктом 34 Основных положений, а также документы о праве собственности или ином предусмотренном законом праве. Таким образом, АО «Мосэнергосбыт», равно как и ПАО «Россети Московский регион», не сочло отнесение к документам о праве собственности или ином предусмотренном законом праве акт приема-передачи Объекта от 26.07.2021 № 96, составленный между ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» и Департаментом.

Через два дня после получения от Департамента договора аренды от 21.07.2021 № 00-00219/21, прошедшего государственную регистрацию и направленного в адрес ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» письмом от 30.08.2021 № ДГИ-И-59665/21, Учреждение обратилось в адрес ПАО «Россети Московский регион» с повторной заявкой от 01.09.2021 № И-21-00-543218/104/МС о  переоформлении документов, подтверждающих технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям, с приложением указанного договора аренды.

По результатам рассмотрения вышеуказанной заявки о переоформлении документов ПАО «Россети Московский регион» был составлен акт об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 07.09.2021 № 1/МС-21-304-55959(543218).

Также в целях получения актов допуска в эксплуатацию уже имеющихся на Объекте и указанных в акте об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям от 02.07.2021 № 1/МС-21-304-41121(296311), составленном между ПАО «Россети Московский регион» и ГКУ «Московский центр недвижимости» (правопредшественник Объекта), приборов учета электрической энергии, необходимых для комплектности заявки на заключение договора энергоснабжения, ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» 17.09.2021 обратилось в адрес ПАО «Россети Московский регион» с запросом соответствующих актов.

Комиссия отмечает, что межповерочный интервал на указанные приборы учета электрической энергии в соответствии с актом об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям от 02.07.2021 № 1/МС-21-304-41121(296311), составленным между ПАО «Россети Московский регион» и ГКУ «Московский центр недвижимости», на момент вышеуказанного обращения ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» не истек, на что заявителем указано в письмах, направленных в адрес сетевой организации, 17.09.2021 исх. от 661, 27.09.2021 исх. 674.

Рассмотрев вышеуказанное обращение, ПАО «Россети Московский регион» письмом от 22.09.2021 № 667 уведомило ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» об аннулировании заявки, квалифицировав заявку как поданную в целях установки (замены) приборов учета, не направив по итогам ее рассмотрения акты ввода в эксплуатацию имеющихся на Объекте приборов учета и не уведомив об их отсутствии.

Кроме того, указанным письмом ПАО «Россети Московский регион» уведомило ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» о возможности получения данной услуги (подразумевая услугу по замене (установке) приборов учета) в рамках оказания платных услуг энергоснабжения, дополнительно оказываемых сетевой организацией.

Так, ввиду необходимости получения актов ввода в эксплуатацию приборов учета ЧУ СОШ «Столичный-КИТ», ввиду их наличия со времен владения Объектом предыдущим собственником и невозможности подачи заявки на заключение договора энергоснабжения без указанных документов, обратилось в ПАО «Россети Московский регион» с заявкой на оказание коммерческой услуги по установке/замене приборов учета, результатом которого стало заключение между заявителем и сетевой организацией договора на выполнение строительномонтажных работ от 06.10.2021 № ЮЗОРУ-У-ЭУ-21-300-8854, предметом которого является выполнение со стороны сетевой организации комплекса строительномонтажных работ по установке узла учета электрической энергии Объекта. Цена услуг по договору — 80 000 руб., стоимость новых приборов учета составила 38 928,84 руб.

При этом согласно пункту 136 Основных положений гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности):

при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику);

в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства, объектов по производству электрической энергии (мощности), за исключением установленных Федеральным законом «Об электроэнергетике» случаев оснащения вводимых в эксплуатацию многоквартирных жилых домов индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) и коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности).

Сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства, энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности) (за исключением установки и замены коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства.

По результатам выполнения договора на выполнение строительномонтажных работ от 06.10.2021 № ЮЗОРУ-У-ЭУ-21-300-8854 лишь через месяц, а именно 16.11.2021, между ПАО «Россети Московский регион» и ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» составлены акты допуска новых приборов учета электрической энергии Объекта в эксплуатацию.

Таким образом, АО «Моэснергосбыт» требовало от заявителя предоставить акты ввода в экспуатацию приборов учета при том, что указанные акты должны были быть в наличии либо у самого АО «Мосэнергосбыт», либо у ПАО «Россети Московский регион» при вводе их в эксплуатацию, однако, ни один из монополистов не указал заявителю на их наличие. В связи с чем ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» было вынуждено на коммерческой основе заменить пригодные к эксплуатации приборы учета на новые только лишь для того, чтобы получить необходимые акты для предоставления их в АО «Мосэнергосбыт».

Факт отсутствия у сбытовой и сетевой организаций актов допуска в эксплуатацию приборов учета, ранее установленных на Объекте, не может создавать для потребителя препятствия в оформлении документов, предметом которых является энергоснабжение Объекта.

Собрав необходимый комплект документов, ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» повторно обратилось в адрес АО «Мосэнергосбыт» с заявкой от 22.11.2021 № 722 на заключение договора энергоснабжения в отношении Объекта.

По результатам рассмотрения заявки от 22.11.2021 № 722 между ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» и АО «Мосэнергосбыт» в отношении Объекта заключен и действует договор энергоснабжения от 24.11.2021 № 93575370 (далее — Договор). Необходимо отметить, что ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» акцептованная оферта Договора была представлена в адрес АО «Мосэнергосбыт» 02.12.2021, что подтверждается письмом учреждения от 02.12.2021 № 730. На основании изложенного расчеты за потребленную Объектов электрическую энергию по Договору с ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» осуществляются с 01.12.2021.

В силу пункта 169 Основных положений сетевые организации и гарантирующие поставщики проверяют соблюдение требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления в части организации коммерческого учета, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного потребления и бездоговорного потребления электрической энергии.

Между тем через два дня после заключения между заявителем и ПАО «Россети Московский регион» договора на оказание коммерческой услуги по установке приборов учета, а именно 18.10.2021, ПАО «Россети Московский регион» вышло на проверку Объекта заявителя в целях фиксации бездоговорного потребления электрической энергии — так, сетевой организацией проведена проверка, по результатам которой был составлен акт технической проверки, в соответствии с которым на Объекте выявлено потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора энергоснабжения.

Таким образом, в действиях ПАО «Россети Московский регион» усматривается синхронность действий по неисполнению заявки ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» на выдачу актов о допуске в эксплуатацию приборов учета, установленных на Объекте, с последующим заключением договора на оказание сетевой организацией платных услуг и в выходе ПАО «Россети Московский регион» 18.10.2021 на проверку, в ходе которой было установлено бездоговорное потребление ЧУ СОШ «Столичный-КИТ».

ПАО «Россети Московский регион» письмом от 11.11.2021 № ЭУ/55/2161 запросило у АО «Мосэнергосбыт» информацию о наличии договорных отношений с ЧУ СОШ «Столичный-КИТ», предметом которых является энергоснабжение Объекта.

В ответ на указанное обращение АО «Мосэнергосбыт» письмом от 22.11.2021 № МЭС/ИП/155/2289 уведомило ПАО «Россети Московский регион» об отсутствии вышеуказанных договорных отношений с СОШ «Столичный-КИТ» в период с 16.08.2021 по 18.10.2021. Вместе с тем, как было указано ранее, в указанную дату, а именно 22.11.2021 заявителем была подана повторная заявка на заключение договора энергоснабжения. Комиссия обращает внимание, что к указанному письму гарантирующим поставщиком была приложена таблица со сведениями по Объекту заявителя, исходя из которой в графе «Оферта договора направлена сетевой организации в рамках процедуры заключения договора о технологическом присоединении?» стоит «Да».

В результате выявления ПАО «Россети Московский регион» факта отсутствия договора энергоснабжения в отношении Объекта составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии по факту выявленного бездоговорного потребления Объектом электрической энергии от 28.01.2022 № 593/ЭА-ю, в связи с чем ПАО «Россети Московский регион в адрес ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» был выставлен счет от 16.02.2022 № 593/ЭА-ю об оплате стоимости бездоговорного потребления Объектом электрической энергии с учетом требований Основных положений по определению объема и стоимости бездоговорного потребления на общую сумму 7 870 722,76 рублей.

В соответствии с актом о неучтенном потреблении электрической энергии по факту выявленного бездоговорного потребления Объектом электрической энергии от 28.01.2022 № 593/ЭА-ю начало периода бездоговорного потребления электрической энергии определено ПАО «Россети Московский регион» с даты государственной регистрации договора аренды от 21.07.2021 № 00-00219/21, заключенного в отношении Объекта — 16.08.2021, датой окончания периода бездоговорного потребления является 18.10.2021 - дата составления акта технической проверки объектов электросетевого хозяйства от 18.10.2021 № б/н.

В соответствии с пунктом 34 (1) Основных положений поставка электрической энергии в период со дня возникновения права собственности на энергопринимающее устройство до дня заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) между гарантирующим поставщиком и новым собственником энергопринимающего устройства не является бездоговорным потреблением электрической энергии в случае обращения нового собственника энергопринимающего устройства к гарантирующему поставщику в течение 30 дней со дня перехода к нему права собственности на энергопринимающее устройство с заявлением о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

Как описано ранее, ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» неоднократно предпринимало попытки заключения договора энергоснабжения в отношении Объекта еще до установленного отраслевым законодательством срока.

Так, 25.08.2021 была подана заявка в АО «Мосэнергосбыт» на заключение договора энергоснабжения с приложением имеющегося у потребителя акта приемапередачи Объекта, на которую получен ответ о необходимости предоставления документов о праве собственности, документов о технологическом присоединении, актов ввода в эксплуатацию приборов учета. Лишь 30.08.2021 зарегистрированный в Росреестре договор был направлен Департаментом в адрес ЧУ СОШ «СтоличныйКИТ». Учреждением 22.11.2021 была направлена повторная заявка в АО «Мосэнергосбыт» после получения необходимых документов от ПАО «Россети Московский регион».

Указанное безусловно подтверждает добросовестность поведения Учреждения, направленного на своевременное оформление правоотношений, предметом которых является потребление электрической энергии Объектом, а также урегулирование отношений по энергоснабжению Объекта еще до получения прошедшего процедуру государственной регистрации договора аренды Объекта.

Исходя из изложенного, ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» предприняло необходимые и установленные действующим законодательством в сфере электроэнергетики действия, направленные на своевременное заключение договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией).

Вместе с тем действия ПАО «Россети Московский регион» создали правовую неопределенность, при которой на протяжении длительного времени отношения по энергоснабжению, а равно по передаче энергоресурса в отношении Объекта, не были урегулированы должным образом.

Так, как указано выше, ПАО «Россети Московский регион» неправомерно отказало ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» в выдаче актов о допуске в эксплуатацию приборов учета электрической энергии по результатам рассмотрения соответствующей заявки учреждения от 17.09.2021, навязало ЧУ СОШ «СтоличныйКИТ» заключение на возмездной основе договора на установку приборов учета при том, что пригодные к эксплуатации приборы учета уже были установлены, что привело к затягиванию срока возможности подачи в АО «Мосэнергосбыт» комплектной заявки, в период исполнения заявки на установку новых приборов учета вышло на проверку и зафиксировало бездоговорное потребление.

Необходимо отметить, что в действиях ПАО «Россети Московский регион» по неисполнению заявки ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» на выдачу актов о допуске в эксплуатацию приборов учета, установленных на Объекте, с последующим заключением договора на оказание сетевой организацией платных услуг и в выходе 18.10.2021 на проверку, в ходе которой было установлено бездоговорное потребление ЧУ СОШ «Столичный-КИТ», усматривается синхронность.

Учитывая бездействие сетевой организации в части выдачи ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» актов о допуске в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, что привело к затягиванию срока подачи Учреждением в АО «Мосэнергосбыт» комплектной заявки на заключение договора энергоснабжения, а также синхронность действий сетевой организации по неисполнению заявки ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» на выдачу актов о допуске в эксплуатацию приборов учета, установленных на Объекте, с последующим заключением договора на оказание сетевой организацией платных услуг и в выходе 18.10.2021 на проверку, в ходе которой было установлено бездоговорное потребление ЧУ СОШ «Столичный-КИТ», Комиссия приходит к выводу о том, что вышеописанные действия ПАО «Россети Московский регион» привели к созданию условий выявления бездоговорного потребления электрической энергии ЧУ СОШ «Столичный-КИТ».

Таким образом, с учетом наличия у ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» в рассматриваемый период договорных отношений с ПАО «Россети Московский регион» в части переоформления документов о технологическом присоединении Объекта, а также преддоговорных отношений с АО «Мосэнергосбыт» в части заключения Договора, у ПАО «Россети Московский регион» отсутствовали основания для составления Акта в отношении ЧУ СОШ «Столичный-КИТ».

Необходимо отметить, что ПАО «Россети Московский регион» является не просто доминантом на рынке, а естественным монополистом, соответственно, какой-либо альтернативы при выборе организации, в которую ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» могло обратиться в целях осуществления действий по переоформлению актов о технологическом присоединении и вводе в эксплуатацию приборов учета.

С учетом всего вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что ПАО «Россети Московский регион» необоснованно установило в отношении ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» факт бездоговорного потребления электрической энергии Объектом и, как следствие, неправомерно составило акт о неучтенном потреблении электрической энергии от 28.01.2022 № 593/ЭА-ю (далее также — Акт).

Пунктом 84 Основных положений установлено, что стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема бездоговорного потребления) рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X Основных положений.

Стоимость объема бездоговорного потребления за весь период его осуществления рассчитывается исходя из цены, по которой указанная сетевая организация приобретает электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь в объеме, не превышающем объема потерь, учтенного в сводном прогнозном балансе, в тот же расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, и тарифа на услуги по передаче электрической энергии на соответствующем уровне напряжения.

Таким образом, действия ПАО «Россети Московский регион» по безосновательному составлению Акта и выставлению в адрес ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» счета от 16.02.2022 № 593/ЭА-ю направлены на получение коммерческой выгоды. Необходимо отметить, что ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» является Учреждением, осуществляющим социальную функции по образованию детей, выручка организации в 2021 году составила <...> рублей. Выставленная сетевой организацией к оплате ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» стоимость бездоговорного потребления составляет почти <...> размера выручки Учреждения, что безусловно оказывает негативное влияние на финансовое состояние ЧУ СОШ «Столичный-КИТ».

Сетевой организацией представлены возражения на заключение об обстоятельствах дела № 077/01/10-9039/2022. Так, ПАО «Россети Московской регион» указано на отсутствие у сетевой организации основания для ввода в эксплуатацию на безвозмездной основе приборов учета, установленных на Объекте, в связи с чем, по мнению Общества, совершенные им в рамках взаимодействия с ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» действия не являются нарушением отраслевого законодательства.

Так, Общество указывает, что в рамках процедуры восстановления (переоформления) документов о технологическом присоединении документы о допуске в эксплуатацию приборов учета не подлежат восстановлению.

Вместе с тем необходимо отметить, что Комиссией было установлено, что срок межповерочного интервала приборов учета, установленных на Объекте, на момент обращения ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» в адрес сетевой организации не истек. При этом сетевая организация также располагала сведениями (в силу прямого указания на это в письмах заявителя) о том, что акты допуска необходимы заявителю для заключения договора энергоснабжения.

ПАО «Россети Московский регион» в возражениях указало, что действия лица по восстановлению (переоформлению) документов не препятствуют обращению данного лица в сетевую компанию с целью осуществления мероприятий по проверке приборов учета и получения документов, подтверждающих допуск приборов учета, в случае их соответствия отраслевому законодательству, однако, Комиссией отмечается, что этого не предполагалось.

Согласно пункту 153 Основных положений процедура установки и допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.

Однако, в рассматриваемом случае приборы учета, ввод в эксплуатацию которых требовался ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» для комплектности заявки Учреждения на заключение договора энергоснабжения с АО «Мосэнергосбыт», уже были установлены на Объекте. Иного порядка получения акта допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию Основными положениями не предусмотрено, ввиду чего ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» было вынуждено обратиться к сетевой организации за платной услугой до истечения срока межповерочного интервала.

При этом ПАО «Россети Московский регион» является профессиональным участником рынка, именно к сетям данной сетевой организации был присоединен Объект, ввиду чего сведения о порядке учета электрической энергии на Объекте, могли быть получены лишь от Общества.

Учитывая изложенное, доводы сетевой организации отклоняются Комиссией как необоснованные.

Таким образом, Комиссией сделан вывод о нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции ПАО «Россети Московский регион», выразившимся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью ПАО «Россети Московский регион») путем неправомерного составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии электрической энергии от 28.01.2022 № 593/ЭА-ю по факту выявленного бездоговорного потребления в отношении нежилого помещения ЧУ СОШ «Столичный-КИТ», расположенного по адресу: г. Москва, Ивана Бабушкина ул., д. 14, корп. 1, ввиду создания условий для выявления бездоговорного потребления электрической энергии и направления в адрес ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» счета на оплату бездоговорного потребления электрической энергии от 16.02.2022 № 593/ЭАю, что привело к ущемлению интересов ЧУ СОШ «Столичный-КИТ».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Установить в действиях ПАО «Россети Московский регион» факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью ПАО «Россети Московский регион») путем неправомерного составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии электрической энергии от 28.01.2022 № 593/ЭА-ю по факту выявленного бездоговорного потребления в отношении нежилого помещения ЧУ СОШ «Столичный-КИТ», расположенного по адресу: <...>, ввиду создания условий для выявления бездоговорного потребления электрической энергии и направления в адрес ЧУ СОШ «Столичный-КИТ» счета на оплату бездоговорного потребления электрической энергии от 16.02.2022 № 593/ЭА-ю, что привело к ущемлению интересов ЧУ СОШ «Столичный-КИТ».

2. Выдать ПАО «Россети Московский регион» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о применении мер реагирования в соответствии с положениями КоАП РФ.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны