Решение б/н б/а от 16 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-1530/2024 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров


13.02.2024                                                                                                     г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<..........>

членов Комиссии:

<..........>

<..........>

рассмотрев жалобу <..........> (далее — Заявитель) на действия <..........> (далее — Заказчик) при проведении предварительного квалификационного отбора без ограничения срока подачи заявок в электронной форме № 1/ПКОЭ-ЦДЗС/21 с целью выбора организаций, обладающих достаточной квалификацией для осуществления поставки специальной теплозащитной одежды из меха, летней, теплозащитной, сигнальной специальной одежды и рукавиц в 2021-2024 годах (реестровый № 32110073290) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Заявитель в жалобе указывает на следующие нарушения в действиях Заказчика при формировании Закупочной документации:

1. Технические условия (ТУ) Заказчика, приведенные в составе Закупочной документации, по мнению Заявителя, не являются документами, разработанными и применяемыми в национальной системе стандартизации, что нарушает пункт 218 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд <..........> (далее Положение о закупке) и пункт 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

Как указывает Заявитель, ТУ Заказчика отсутствуют в каталоге стандартов организаций и технических условий, размещенном на сайте ФГБУ «Институт стандартизации», а единственным зарегистрированным в данном каталоге документом Заказчика является СТО <..........> 15.002-2022.

По мнению Заявителя, согласно действующему законодательству, документом национальной системы стандартизации может считаться только СТО или ТУ, которое:

1. Прошло в установленном порядке соответствующую экспертизу;

2. После прохождения экспертизы было зарегистрировано в установленном порядке в Федеральном информационном фонде стандартов.

В обоснование своей позиции Заявитель ссылается на пункт 3 Порядка регистрации стандартов организаций, в том числе технических условий, в Федеральном информационном фонде стандартов, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 апреля 2021 года № 651, согласно которому на регистрацию в Фонде могут быть направлены СТО/ТУ, прошедшие экспертизу в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации, к области деятельности которого относится объект стандартизации СТО/ТУ.

В подтверждение доводов Заявителем в материалы дела представлено письмо ФГБУ «Институт стандартизации» от 08.02.2024 № ЕЛ/1062.

2. Заявитель не согласен с установленным в Закупочной документации требованием о предоставлении образцов товара на этапе подачи заявки, в том числе предоставления сертификатов соответствия/деклараций. заключений СЭС, протоколов испытаний, а также сертификатов соответствия с указанными в них конкретными ТУ Заказчика и специфическим (индивидуальным для Заказчика) наименованием и типом продукции.

3. Заявитель не согласен с установленным в Закупочной документации условием о праве Заказчика осуществлять дополнительный запрос информации и документов у участников закупки.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения, утвержденным

При проведении закупки Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд<..........> (далее – Положение о закупке).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 1 части 6.1. статьи 3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Информация о проведении закупки размещена 11.03.2021 на сайте Единой информационной системы, а также на официальном сайте Оператора ЭТП (https://www.rts-tender.ru/) на сайте https://www.rts-tender.ru.

Дата начала подачи заявок: 11.03.2021.

Дата и время окончания подачи заявок: 26.04.2024 10:00 (МСК).

В отношении довода Заявителя о несогласии с установленным требованием о предоставлении в составе заявки образцов товара, в том числе сертификатов соответствия, протоколов испытаний, Комиссия отмечает следующее.

Пунктом 5 Технического задания установлено следующее требование:

В составе квалификационной заявки участник должен представить образцы изделий по лоту(ам), по которому(ым) он подал квалификационную заявку.

Образцы по лоту(ам), по которому(ым) участник подает квалификационную заявку, должны быть представлены с сопроводительным письмом по форме приложения № 3 к настоящей квалификационной документации в срок не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в предварительном квалификационном отборе, по адресу: 107228, г. Москва, ул. Новорязанская, д. 12, комн. 5б.

Образцы предлагаемой продукции, представляются в соответствии с Порядком приема, проверки и утверждения образцов изделий, представляемых участниками на квалификационный отбор, хранения утвержденных образцов-эталонов (приложение № 2 к настоящей квалификационной документации).

Представленные образцы должны отвечать требованиям действующего санитарного законодательства Российской Федерации. Гигиеническая безопасность продукции должна быть подтверждена в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок».

В подтверждение соответствия техническим требованиям участник представляет одновременно с предоставлением образцов:

- санитарно-эпидемиологическое/экспертное заключение либо иной документ, выданный Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту о возможности применения продукции в сфере железнодорожного транспорта (за исключением позиций №№ 3, 4, 5 лота № 3, позиции 17 лота № 1 (копия, заверенная подписью и печатью (при наличии) участника);

- сертификат соответствия/декларация таможенного союза о соответствии требованиям ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» (копия, заверенная подписью и печатью (при наличии) участника);

- копии протоколов лабораторных испытаний на применяемые материалы по показателям, указанным в разделах Технического задания/Технического условия «Характеристики (показатели) продукции, подтверждаемые при сертификации» и «Требования к материалам», заверенные Участником;

- копии протоколов лабораторных испытаний на готовые изделия по показателям, указанным в разделе Технического задания/Технического условия «Характеристики (показатели) продукции, подтверждаемые при сертификации» и «Требования к материалам», заверенные Участником.

Содержание, способ нанесения, место маркировки на изделия и упаковка образцов изделий указана в «Порядке приема, проверки и утверждения образцов изделий, представляемых участниками на квалификационный отбор, хранения утвержденных образцов-эталонов» (приложение № 2 к настоящей квалификационной документации).

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что данное требование установлено в целях поставки качественной продукции, ввиду выполнения работниками <..........> трудовых функций в регионах, в том числе, с особыми климатическими условиями, а также необходимостью соблюдения требований нормативных актов Российской Федерации, а именно Приказа Минтруда России от 25.09.2020 № 652н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта», приказа Минздравсоцразвития России от 22.10.2008 № 582н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», Трудового кодекса, ГОСТ, СТО <..........> 15.020 – 2019.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что установленное Заказчиком требование о предоставлении образцов продукции в составе заявки является отборочным, за несоответствие которому заявка участника будет отклонена от участия в Закупке.

В рассматриваемом случае отказ от предоставления образцов товара будет являться препятствием для участника закупки в подаче заявки без гарантии того, что он станет победителем (поскольку такие образцы необходимы для рассмотрения заявок, а не на стадии заключения договора), и, соответственно, такой товар будет реализован.

Таким образом, Заказчик обременяет участников рынка заранее изготовить требуемые к поставке по договору товары.

Кроме того, обязанность в предоставлении образцов продукции накладывает на участника дополнительные финансовые затраты.

Требование о необходимости представления в составе заявки документов, которые подлежат передаче вместе с товаром (сертификаты соответствия, копии протоколов лабораторных испытаний и т. д.) ставит потенциальных участников закупки в неравное положение и исключает возможность принять участие в такой процедуре по причине отсутствия образцов.

При этом Закон о закупках не устанавливает обязанности участника закупки иметь товар, предлагаемый к поставке по предмету закупки, в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке.

Указанная правовая позиция изложена в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-49074/2021 от 27.08.2021 по делу № А40-51226/21, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 12.07.2021 по делу № А40-75723/20.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии со статьей 456 Гражданского Кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт <...> сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Таким образом, исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации, Заказчик не вправе требовать образцы товара, которыми участник не может обладать, не приобретая соответствующего товара, при поставке которого передаются соответствующие документы, такие как: сертификат соответствия, технические условия и так далее, а также документы, подтверждающие результат лабораторных исследований соответствующих товаров.

Учитывая изложенное, требование о представлении в составе заявки участника образцов продукции и документов, подлежащих передаче вместе с товаром неправомерно и противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 1, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы в указанной части и выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания.

В отношении довода Заявителя о том, что Технические условия (ТУ) Заказчика, представленные в составе Закупочной документации не являются документами, разработанными и применяемыми в национальной системе стандартизации Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Аналогичное условие установлено в пункте 243 Положении о закупке.

В силу пункта 218 Положения о закупке требования к качеству товаров, работ, услуг подлежат изложению в техническом задании со ссылкой на технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документы, разработанные и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством РФ о стандартизации.

Приложением № 1.1 к квалификационной документации «Техническое задание» указаны нормативные документы, согласно которым установлены требования:

«Требования к товару установлены ГОСТ и Техническими условиями/ Техническими заданиями/ Техническими описаниями заказчика, которые указаны в приложении № 5 к документации. Документы, которым должен соответствовать товар, указаны в разделе 5 технического задания и в Технических условиях/ Технических заданиях/ Технических описаниях к соответствующей позиции товара, входящей в лот. Технические условия/ Технические задания/ Технические описания заказчика по позициям каждого лота прилагаются к квалификационной документации.».

Также Технические условия (ТУ) размещены в составе документации.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон о стандартизации) документами, разработанными и применяемыми в национальной системе стандартизации, являются, в том числе, технические условия, зарегистрированные в установленном порядке в Федеральном информационном фонде стандартов.

Приказом ФГБУ «Институт стандартизации» от 27.11.2018 № 1033-ст утвержден ГОСТ Р 1.18–2018 «Стандартизация в Российской Федерации. Реестр технических условий. Правила формирования, ведения и получения информации», согласно которому порядок заполнения и представления КЛП регламентируется 1323565.1.002–2018 «Правила заполнения и представления каталожных листов продукции».

Согласно пункту 4.3 Правил ФГБУ «Институт стандартизации» обеспечивает ведение банка данных «Продукция России» на основе региональных баз данных, поддерживает его в актуальном состоянии и представляет информацию государственным и муниципальным органам управления, организациям, а также другим пользователям.

Заинтересованные организации могут получать информацию из банка данных «Продукция России», расположенному в информационно-коммуникационной сети Интернет по адресу http://prodrf. gostinfo.ru/, а также в региональных ЦСМ.

В ходе заседания Комиссии установлено, что все ТУ, размещенные в составе Закупочной документации имеют штамп о регистрации каталожного листа и внесены в реестр, что свидетельствует о том, что ТУ прошли регистрацию в уполномоченном органе.

Кроме того, информация о ТУ также содержится на сайте ФГБУ «Российский институт стандартизации» в разделе «Реестр технических условий», который в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 июля 2016 г. № 846 «Об операторе Федерального информационного фонда стандартов», ведет Федеральный информационный фонд стандартов.

Доводы Заявителя о том, что отсутствие сведений о ТУ в каталоге стандартов организаций и технических условий свидетельствует о том, что ТУ не зарегистрированы, не находят своего подтверждения на основании следующего.

Согласно пункту 6 стастьи 21 Закона о стандартизации технические условия (ТУ) могут быть зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов по инициативе организации, утвердившей данные технические условия.

На основании части 14 статьи 9 Закона о стандартизации Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, технические спецификации (отчеты), стандарты организаций, в том числе технические условия, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств.

В силу части 24.1 статьи 9 Закона о стандартизации Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации определяет порядок регистрации стандартов организаций, в том числе технических условий, в Федеральном информационном фонде стандартов.

Порядок регистрации стандартов организаций определен Приказом от 30 апреля 2021 г. № 651 «Об определении порядка регистрации стандартов организаций, в том числе технических условий, в федеральном информационном фонде стандартов» (далее — Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка регистрация СТО/ТУ в Фонде осуществляется на добровольной основе по инициативе утвердившей их организации (далее — организация).

Таким образом, регистрация ТУ проводится организацией, утвердившей ТУ, в данном случае Заказчиком, по собственной инициативе, о чем также указано в письме ФГБУ «Институт стандартизации» от 08.02.2024 № ЕЛ/1062, представленном Заявителем.

Так, согласно письму ФГБУ «Институт стандартизации» от 08.02.2024 № ЕЛ/1062:

«Регистрация каталожных листов продукции (далее – КЛП) осуществляется в соответствии с правилами стандартизации ПР 1323565.1.002–2018 (взамен ПР-50- 718-99) «Правила заполнения и представления каталожных листов продукции» по инициативе предприятий–изготовителей, желающих довести до потребителей информацию о выпускаемой продукции.

При регистрации осуществляется проверка полноты и правильности заполнения КЛП, включая соответствие номенклатуры основных потребительских характеристик продукции национальным стандартам вида «Общие технические условия» или «Технических условия» на данную продукцию.

На основании информации зарегистрированных КЛП формируется банк данных «Продукция России» и реестр технических условий согласно ГОСТ Р 1.18- 2018 «Стандартизация в Российской федерации. Реестр технических условий. Правила формирования, ведения и получения информации».

Обращаем Ваше внимание, что регистрация КЛП не означает регистрацию технических условий, на основе которых заполнен КЛП, в Фонде.».

При этом отсутствие сведений о ТУ в каталоге стандартов организаций не является основанием для запрета применения организациями ТУ, учитывая, что каталожные листы продукции прошли регистрацию.

В представлено Заявителем письме от ФГБУ «Институт стандартизации» также не содержится запрета на применение ТУ при отсутствии сведений о ТУ в каталоге стандартов организаций.

В настоящем случае все ТУ прошли регистрацию и внесены в реестр технических условий, размещенном в открытом доступе на сайте ФГБУ «Российский институт стандартизации» в соответствии с требованиями ГОСТ.

Вместе с тем Заказчик отметил, что в соответствии с требованиями пункта 8.5 ГОСТ Р 15.301-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственнотехнического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.10.2016 № 1541-ст) на этапе подготовки производства изготовитель должен выполнить работы по подготовке и представлению в территориальные органы Росстандарта каталожного листа продукции в установленном порядке по правилам.

Таким образом, без регистрации каталожного листа продукции изготовитель не вправе запускать в производство соответствующую продукцию.

В свою очередь, Заявителем не представлено доказательств, каким образом отсутствие сведений о ТУ в каталоге стандартов организаций ограничивает конкуренцию и препятствует подаче заявки, учитывая, что сведения о ТУ содержатся в реестре технических условий.

В части ссылки Заявителя на пункт 218 Положения о закупке Комиссия отмечает, что требования к закупаемым товарам, работам, услугам также установлены пунктом 216 Положения о закупке.

Так, в соответствии с подпунктами 2, 4 пункта 216 Положения о закупке требования к закупаемым товарам, работам, услугам формируются с учетом следующих принципов:

2) требования к закупаемым товарам, работам, услугам должны быть ориентированы на приобретение качественных товаров, работ, услуг, имеющих необходимые заказчику потребительские свойства и технические характеристики;

4) должны быть учтены требования технических, технологических регламентов, установленных законодательством Российской Федерации, а также требования локальных стандартов, нормативных документов по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, действующих у заказчика:

требования к входному контролю используемых поставщиком материалов (при необходимости);

иные требования к качеству и срокам.

Таким образом, как Закон о закупках, так и Положение о закупке предусматривают возможность установления требований к поставляемым товарам с учетом потребностей заказчика.

При этом ссылка Заявителя только на пункт 218 Положения о закупке в данном случае не состоятельна, поскольку указанный пункт трактуется Заявителем в отрыве от иных пунктов Положения о закупке.

В частности подпункт 4 пункта 216 Положения о закупке устанавливает обязанность Заказчика при установлении требований к закупаемым товарам, работам, услугам руководствоваться, в том числе требованиями локальных стандартов, к которым относятся ТУ.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений требований действующего законодательства и признает жалобу Заявителя в указанной части необоснованной.

В отношении довода Заявителя о неправомерном установлении в Закупочной документации права Заказчика осуществлять дополнительный запрос информации и документов у участников закупки, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 3.6.9 Закупочной документации Заказчик вправе до подведения итогов предварительного квалификационного отбора в письменной форме запросить у участников отбора информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с квалификационной заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в квалификационной документации. При этом не допускается изменение и(или) дополнение квалификационных заявок участников.

Ответ от участника предварительного квалификационного отбора, полученный после даты, указанной в запросе, не подлежит рассмотрению.

Комиссия отмечает, что в данном случае целью установления вышеуказанной возможности для Заказчика является необходимость в случае выявления в заявке участника неточностей, ошибок или противоречий уточнить информацию путем получения от участника разъяснительной информации, необходимой для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых участником закупки, требованиям закупочной документации и применяется в равной степени ко всем участникам закупки.

Сам по себе факт наличия права запросить документы и информацию не является нарушением, поскольку не затрагивает права и законные интересы участников закупки. При этом необходимо отметить, что в данном случае Заказчику предоставлено именно право, а не обязанность такого запроса информации, по причине чего Заказчик вправе данной нормой воспользоваться при наличии оснований.

Кроме того, данное условие Закупочной документации содержит запрет на изменение или дополнение заявки, в связи с чем не может каким-либо образом предоставить преимущественные условия определенным участникам, либо ограничить количество участников закупки.

Указанная правовая позиция изложена а постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 18.12.2023 по делу № А40-31114/23-92-263, от 20.12.2023 по делу № А40-15247/2023, от 08.11.2023 по делу № А40-8483/2023, постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 13.10.2023 № Ф09-6009/23 по делу № А60-7978/2023, поддержанном Верховным судом РФ в Определении от 05.02.2024 № 309-ЭС23-28894.

В свою очередь, Заявителем в жалобе не приведено доказательств, каким образом данное условие Закупочной документации нарушает его права и ограничивает круг потенциальных участников.

На основании изложенного, жалоба Заявителя в указанной части не находит своего подтверждения и признается Комиссией необоснованной.

Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы частично обоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <..........> на действия <..........> при проведении закупки частично обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 1, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны