Решение б/н б/а от 30 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-22888/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
27.12.2021                                                                                                                г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

членов Комиссии:

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ИП "...", ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»,

рассмотрев жалобу ИП "..." (далее также - Заявитель) на действия ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее также — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на комплекса работ по ежедневной уборке внутренних помещений (реестровый №32110917386, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная ненадлежащим формированием Закупочной документации.

В своей жалобе Заявитель ссылается на статью 17 Закона о защите конкуренции, предусматривающий иной порядок рассмотрения заявления согласно главы 9 Закона о защите конкуренции. Вместе с тем Заявителем на заседании Комиссии был избран способ защиты своих прав и законных интересов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком необоснованно ограничивается конкуренция из-за установления необъективных требований к участникам закупки.

Согласно доводам жалобы, Заявитель ссылается на пункт 3.6.3.4.2 документации по второму из указанных критериев оценивается наличие у участника размещения заказа квалифицированных сотрудников (уборщиков помещений) исключительно в г. Саратове и в населенных пунктах Саратовской области, в районе расположения подразделения заказчика.

Вместе с тем, Заявитель также указывает, что согласно документации после определения Победителя открытого запроса предложений, он обязан в установленном Законодательством РФ порядке предъявить Заказчику для проверки подлинные экземпляры документов, подтверждающих наличие сотрудников, которые продекларированы в форме «Предложения о наличии сотрудников в населенных пунктах» (п. 9.2.6. Документации):

а) предоставлением паспортов сотрудников с отметкой о регистрации по месту проживания или справкой о регистрации по месту проживания;

б) предоставлением трудовых книжек с отметкой о приеме на работу или действующих гражданско-правовых договоров с физическими лицами на оказание услуг, соответствующих предмету закупки.

в) предоставлением согласия на обработку персональных данных работников сведения о которых предоставляются

Внимание!

Не предоставление Победителем открытого запроса предложений документов, подтверждающих наличие сотрудников, которые продекларированы в форме «Предложения о наличии сотрудников в населенных пунктах» (п. 9.2.6. Документации), или предоставления неполного комплекта или неполного состава документов относительно количества сотрудников, является предоставлением недостоверных сведений, что в соответствии с п. 1.4.5. настоящей Документации влечет за собой отклонение заявки такого участника на любом этапе ее проведения.

По мнению Заявителя исходя из вышеуказанных требований документации потенциальные участники закупки должны уже на стадии подачи заявки иметь в штате/на ином законном основании сотрудников, зарегистрированных в месте выполнения работ – г. Саратов и в населенных пунктах Саратовской области.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией установлено, что 08.12.2021 Заказчик на сайте электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение комплекса работ по ежедневной уборке внутренних помещений (реестровый №  32110917386) (далее – запрос предложений, процедура).

В документации установлены следующие требования к участникам закупки:

В пункте 3.6.3.2. Документации указано, что Оценка Заявок на участие в закупке осуществляется Комиссией в целях выявления лучших условий исполнения Договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными настоящей Документацией.

Согласно пункту 3.6.3.3. Сумма максимальных баллов критериев оценки Заявок, установленных в Документации, составляет 100 баллов.

3.6.3.4.1. Цена договора – 70 баллов. (п. 9.3. Форма «Ценовое предложение»).

Максимальное количество баллов присуждается заявке Участника, предложившего наименьшую цену договора. Оценка заявок следующих Участников запроса предложений рассчитывается исходя из пропорционального соотношения к заявке, получившей наибольший балл по данному критерию в соответствии с формулой:

K1=КЗ×(Кmin/Ki),

где:

КЗ – коэффициент значимости показателя (70 баллов).

Кi – предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmin – минимальное предложение (наименьшая предложенная цена договора) из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

3.6.3.4.2. Наличие у участника размещения заказа квалифицированных сотрудников (уборщиков помещений) в г. Саратове и в населенных пунктах Саратовской области, в районе расположения подразделения заказчика– 30 баллов (п. 9.2.6. Форма «Предложения о наличии сотрудников в населенных пунктах»)

Оценивается наличие у участника размещения заказа квалифицированных сотрудников (уборщиков помещений) в населенных пунктах:

п/п

Подразделение заказчика

Наличие у участника сотрудников

(в любом из указанных районов по каждому подпункту)

Значение

1.

Помещение ОРТПЦ

Комплекс Цеха Саратов (УКВ);

Сооружение Цеха Саратов (РБ-100); Комплекс РС – 3;

Комплекс РС-1

1): г. Саратов, Саратовский, Энгельсский, Марксовский, Воскресенский, Татищевский, Лысогорский, Красноармейский районы.

5 баллов;

2.

РТПС Александров Гай

2): Александров-Гайский, Новоузенский районы

5 баллов;

3.

Цех Балаково

3): Вольский район, Балаковский, Хвалынский, Воскресенский районы.

5 баллов;

4.

Цех Балашов

4): Балашовский, Турковский, Романовский, Аркадакский, Килининский, Самойловский районы.

5 баллов;

5.

РТПС Ершов

5): Ершовский, Дергачевский районы.

5 баллов;

6.

РТПС Перелюб

6): Перелюбский, Ивантеевский, Озинский районы.

5 баллов;

 

 

ИТОГО:

30 баллов

Максимальное количество баллов присуждается заявке Участника, представившего 1(одного) и более уборщиков помещений в населенных пунктах по каждому из 6 (шести) районов.

3.6.3.5. Итоговый балл Заявок каждого Участника рассчитывается как сумма баллов, присуждаемая Заявке по указанным критериям.

3.6.3.6. Победителем закупки признается Участник закупки, который набрал наибольшее количество баллов. В случае, если несколько Участников закупки получили одинаковый итоговый рейтинг Заявок, то победителем закупки признается Участник, Заявка на участие в закупке которого поступила ранее других Заявок.

При этом Комиссия, ознакомившись с порядком оценки заявок, отмечает, что критерии в документации указаны не субъективные, а объективные и подлежат количественной оценке и подсчету. Наличие у участника размещения заказа квалифицированных сотрудников в указанных пунктах документации является всего лишь одним из критериев оценки. Основным критерием (70 баллов) является цена договора.

Необходимое соотношение квалифицированных специалистов и рабочих для выполнения работ по контракту участник закупки определяет самостоятельно исходя из своих предпочтений и возможностей.

Вместе с тем, Заказчик отметил, что в договоре в разделе «Прочие условия» технического задания Документации указано, что в связи с тем, что на объектах осуществляется особый режим охраны, «Проход на объекты РТРС осуществляется согласно приказу от 16.12.2016 № 182 «Об утверждении Положения об организации охраны, пропускного и внутри объектового режимов на объектах филиала РТРС «Саратовский ОРТПЦ», пропуск работников осуществляется по предъявлению личного паспорта гражданина Российской Федерации каждым участником в списке работником. В целях соблюдения пропускного режима на объектах заказчика, исполнитель вместе с подписанным договором должен передать список своих работников (с указанием номера паспорта гражданина Российской Федерации каждого из них), которым для исполнения обязательств по настоящему договору необходимо обеспечить доступ на объект и согласие каждого работника на обработку персональных данных».

Наличие сотрудников к моменту заключения договора имеет ключевое значение, как по причине особого режима охраны (часть объектов имею особую категорию) и допуска на объекты. Таким образом, допуск оформляется приказом с поименным указанием допускаемых лиц и предоставлением личных документов. Указанный приказ после оформления рассылается во все подразделения Заказчика, только после этого работники допускаются на объекты.

В настоящем случае Заказчиком предприняты должные меры для обеспечения конкуренции при проведении процедуры, а Заявителем не было доказано ограничение доступа к участию, поскольку указанные в доводах жалобы критерии не запрещают потенциальным участникам участвовать в Конкурсе.

Обозначенные сведения были доведены до участников Конкурса посредством их размещения на Официальном сайте, а сами действия Заказчика соответствовали вышеуказанным условиям Документации, что не позволяет придти к выводу о наличии необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам Конкурса.

Одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Согласно требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

Из приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара/оказание услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Как отмечается в определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 года, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

При этом Комиссия принимает во внимание, что в силу пунктов 1.1.2, 1.1.3 Документации, принять участие в закупке может любое лицо (подрядчик, исполнитель) или несколько поставщиков (подрядчиков, исполнителей), выступающих на стороне одного поставщика (подрядчика, исполнителя), независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, являющееся субъектом малого и среднего предпринимательства (далее также – субъект МСП) в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, Комиссия приходит к выводу о том, что включение в закупочную документацию условий, которые в итоге могут привести к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих (в силу своей специфики) очевидным потребностям заказчика, не является нарушением положений Закона о закупках

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком в закупочной документации требования не могут рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Действительных доказательств нарушения прав Заявителя оспариваемыми требованиями, Заявителем Комиссии не представлено.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

Ограничение конкуренции в данном случае также не доказано, на участие в закупке было подано 2 заявки.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ИП "..." (ОГРН: 310619319500069, ИНН: 612502632673) на действия ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (ОГРН: 1027739456084, ИНН: 7717127211) при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 20.12.2021 № НП/77757/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны