Решение б/н б/н от 21 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-3253/2023 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров 16.03.2023 г. Москва Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...>; при участии посредством видеоконференцсвязи представителя <...> - <...>, арбитражного управляющего Шалина А.С. (лично), рассмотрев жалобу <...> (далее — Заявитель) на действия финансового управляющего Шалина А.С. при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 10892909, лот № 3, далее — Торги), перенаправленная письмом Санкт-Петербургского УФАС России исх. от 09.03.2023 № 78/4993/23, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), УСТАНОВИЛА: В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов. По мнению Заявителя, нарушение со стороны Организатора торгов выразилось в неправомерном проведении Торгов в отсутствие утвержденной начальной цены лота. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. В соответствии с письмом ФАС России от 15.07.2022 № ГМ/67432/22 антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов. По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры — получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами. Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов — определение победителя на конкурентной основе. Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 № 3 (2018). Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности. Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса. Таким образом, при осуществлении полномочий по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов по продаже имущества банкротов и подготовке решений по результатам рассмотрения таких жалоб территориальным органам ФАС России необходимо применять позицию, изложенную в настоящем письме. В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в вышеприведенном письме ФАС России, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона. Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее - Порядок). Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации. В соответствии с указанным извещением дата публикации объявления о проведении Торгов в форме открытого аукциона в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве — 01.03.2023 (далее - Сообщение). Датой начала подачи заявок является 02.03.2022 00:00. Окончания подачи заявок: 07.04.2023 00:00. Начальная цена лота - 6 034 054,00 руб. Предмет Торгов — Жилое помещение (квартира), кадастровый номер 78:36:0013101:31961, площадь объекта: 35.90 кв. м., адрес: Российская Федерация, СанктПетербург, поселок Парголово, Заречная улица, дом 45, корпус 2, строение 1, квартира 1121, этаж № 17; вид права: собственность, дата государственной регистрации: 06.10.2020, номер государственной регистрации: 78:36:0013101:31961-45/051/2020-1.. Место проведения Торгов — ТП "Фабрикант" (https://www.fabrikant.ru/). Заявителем оспаривается правомерность проведения Торгов, поскольку определение об утверждении начальной цены предмета Торгов от 01.02.2023 находится в стадии обжалования в апелляционной инстанции, в связи с чем указанный судебный акт не вступил в законную силу. При этом в Сообщении о Торгах содержится информация о пересмотре судебного акта, не имеющего отношение к указанному имуществу. Изучив представленные документы, Комиссией установлено следующее. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2021 г. (резолютивная часть решения объявлена 01.09.2021 г.) по делу № А56-84342/2020 гражданин <...> признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него и в отношении него введена процедура реализация имущества гражданина сроком до 01.03.2022 г. Финансовым управляющим утвержден Шалин Аркадий Сергеевич (ИНН 540364184258, СНИЛС 114-969-829 00) член Ассоциации СРО «МЦПУ». Сведения о признании должника несостоятельным (банкротом), введении процедуры реализации имущества гражданина и утверждении финансового управляющего, опубликованы в газете «Коммерсантъ» № 164(7126) от 11.09.2021 г. на стр. 42, объявление № 77232063325, а также включены в ЕФРСБ, сообщение № 7277032 от 04.09.2021. Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2023 г. по делу № А56-84342/2020 срок процедуры реализации имущества гражданина продлен до 01.08.2023. В соответствии с п.1 ст. 213.25 Закона о банкротстве, все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 названной статьи. Финансовым управляющим установлено, что на дату признания гражданина банкротом, ему принадлежат два жилых помещения, не обмеренных ипотекой, а именно: • Жилое помещение (квартира), кадастровый номер 78:36:0013101:31961, площадь объекта: 35.90 кв. м., адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург, поселок Парголово, Заречная улица, дом 45, корпус 2, строение 1, квартира 1121, этаж № 17; вид права: собственность, дата государственной регистрации: 06.10.2020, номер государственной регистрации: 78:36:0013101:31961-45/051/2020-1; • Здание (жилой дом), кадастровый номер 47:07:1301046:24, назначение: жилое, площадь объекта: 359.00 кв. м., адрес: Ленинградская область, р-н. Всеволожский, г. Всеволожск, ул. Рябовская, д. 11, корп. а; вид права: общая долевая собственность, доля в праве 3/4, дата государственной регистрации: 27.06.2011, номер государственной регистрации: 47-47-12/043/2011-123. Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2022 г. по делу № А56-84342/2020 исключен из конкурсной массы должника в качестве единственного жилья - здание (жилой дом), с кадастровым номером 47:07:1301046:24, назначение: жилое, площадь объекта: 359,00 кв. м., адрес: Ленинградская область, р-н Всеволожский, г. Всеволожск, ул. Рябовская, д. 11, корп. А; вид права: общая долевая собственность, доля в праве 3/4, ограничение (обременение) права: запрещение регистрации. Указанный судебный акт не обжаловался и вступил в законную силу 12.07.2022. Таким образом, имущество гражданина - жилое помещение (квартира), кадастровый номер 78:36:0013101:31961, площадь объекта: 35.90 кв. м., адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург, поселок Парголово, Заречная улица, дом 45, корпус 2, строение 1, квартира 1121, этаж № 17, оставлено в конкурсной массе. Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2022 по делу № А56-84342/2020 удовлетворено ходатайство финансового управляющего об утверждении Положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина. Утверждено Положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина в редакции, предложенной финансовым управляющим. Указанный судебный акт также не обжаловался и вступил в законную силу 12.07.2022. 25.11.2022 финансовый управляющий подал в Арбитражный суд города СанктПетербурга и Ленинградской области ходатайство об установлении начальной цены продажи имущества гражданина - помещения (квартиры), кадастровый номер 78:36:0013101:31961. Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2023 г. (резолютивная часть определения объявлена 25.01.2023 г.) по делу № А56- 84342/2020 указанное ходатайство финансового управляющего удовлетворено. Установлена начальная цена продажи имущества гражданина - помещения (квартиры), кадастровый номер 78:36:0013101:31961 в размере 6 034 054 руб. При вынесении указанного определения, также судом учтено, что ни должником, ни кредиторами оценка имущества, осуществленная финансовым управляющим, в предусмотренном законом порядке не оспорена, возражений (разногласий) в процессе рассмотрения судом в порядке п. 1 ст. 213.26 Закона о банкротстве ходатайства финансового управляющего от должника и кредиторов не поступило. В свою очередь, Комиссия считает необходимым отметить, что пунктом 1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 23.07.2015 № 649/15, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, антимонопольный орган рассматривает жалобы на процедуру проведения торгов и порядок заключения договора. Доводы, изложенные в жалобе, связаны с обжалованием правомерности выставления на торги имущества. В соответствии с пунктом 35.1 Постановления Пленума ВАС РФ № 35 от 22.06.2012 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» на определения, вынесенные по результатам рассмотрения арбитражным судом заявлений, ходатайств и жалоб в порядке, установленном статьями 60, 71 Закона о банкротстве, распространяется порядок, допускающий возможность обжалования судебных актов в суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения. Рассматриваемый порядок распространяется, в частности на определения об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника. Таким образом, разрешение вопросов о правомерности проведения Торгов, осуществляемых в рамках процедуры банкротства, подлежат разрешению арбитражным судом, рассматривающим соответствующее дело о банкротстве, в том числе путем принятия обеспечительных мер по заявлению об обеспечении иска в порядке, предусмотренном АПК РФ. Резюмируя вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что жалоба Заявителя не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в связи с чем данная жалоба подлежит оставлению без рассмотрения. Таким образом, Комиссия, руководствуясь частью 2 статьи 18.1 Закона о защите
РЕШИЛА:
1. Оставить жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов без рассмотрения. 2. Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмом Московского УФАС России от 13.03.2023 № НП/10884/23. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия

Связанные организации

Связанные организации не указаны