Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 077/01/17-17919/2019 о нарушении антимон... от 10 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

АО «НИИТеплоприбор»

129085, г. Москва, пр-кт Мира, д. 95

 

 

ООО «АФ «Кодастр»

644048, Омская обл., г. Омск,

ул. Серова, д. 10

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/01/17-17919/2019

о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена: 10 июня 2020 года

В полном объеме решение изготовлено: 10 июня 2020 года

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии — заместителя руководителя Московского УФАС России <...> ; членов Комиссии: начальника отдела антимонопольного контроля финансовых и товарных рынков <...>, старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля финансовых и товарных рынков <...>, (далее — Комиссия), рассмотрев дело по признакам нарушения Акционерным обществом «Научно-исследовательский институт теплоэнергетического приборостроения» ИНН 7717546420 ОГРН 1057749273361, адрес местонахождения: 129085, г. Москва, пр-кт Мира, д. 95 (далее — АО «НИИТеплоприбор») и Обществом с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «Кодастр» ИНН 5505021273 ОГРН 1035509000801, адрес местонахождения: 644048, г. Омск, ул. Серова, д. 10 (далее — ООО «АФ «Кодастр») пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, реализация которого привела к созданию преимущественных условий для ООО «АФ «Кодастр» в ходе конкурса с реестровым № 0473100007017000001, и могла привести к созданию преимущественных условий для ООО «АФ «Кодастр» в ходе конкурса с реестровым № 0473100007018000001,

УСТАНОВИЛА:

В Управление поступило заявление АО «НИИТеплоприбор», перенаправленное из Омского УФАС России письмом от 17.06.2019 исх. № 05-6446 (вх. № 33323-ЭП/19 от 18.06.2019), в котором, в том числе сообщалось о возможных ограничениях конкуренции в ходе закупок, проведенных АО «НИИТеплоприбор».

Согласно сведениям, содержащимся в заявлении, АО «НИИТеплоприбор» в 2017-2018 гг. были проведены открытые конкурсы на право заключения контрактов на оказание услуг на обязательный аудит бухгалтерской/финансовой отчетности (реестровые номера закупок 0473100007017000001, 0473100007018000001), по результатам которых победителем было признано ООО «АФ «Кодастр».

АО «НИИТеплоприбор» также сообщено, что бывший работник АО «НИИТеплоприбор» <...> одновременно является дочерью генерального директора и сестрой учредителя ООО «АФ «Кодастр». Кроме того, <...> в период 2006-2016 гг. занимала должность юриста в ООО «АФ «Кодастр» (копия выписки из трудовой книжки представлена АО «НИИТеплоприбор»).

По мнению заявителя (в лице действующего генерального директора АО «НИИТеплоприбор») именно наличие между <...> (и иными бывшими сотрудниками АО «НИИТеплоприбор», занимавшими руководящие должности) и генеральным директором и учредителем ООО «АФ «Кодастр» неформальных отношений способствовало победе ООО «АФ «Кодастр» в торгах.

При этом, в 2018 году большая часть руководящего состава АО «НИИТеплоприбор» была уволена, что также повлекло за собой увольнение <...>, что по мнению заявителя способствовало выдаче АО «НИИТеплоприбор» отрицательного аудиторского заключения по результатам проведения ООО «АФ «Кодастр» аудиторской проверки деятельности АО «НИИТеплоприбор» за 2018 год.

В рамках проведения Управлением анализа действий АО «НИИТеплоприбор» на предмет соблюдения антимонопольного законодательства в ходе проведения обжалуемых закупок было установлено, что документация к торгам, содержала положения, которые могли создать преимущественные условия для ООО «АФ «Кодастр».

Приказом Московского УФАС России от 23.12.2019 № 289 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» было возбуждено дело № 077/01/17-17919/2019.

В ходе рассмотрения дела № 077/01/17-17919/2019 Управлением было установлено следующее.

На Официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок «zakupki.gov.ru» (далее — ЕИС) 31.03.2017 и 27.02.2018 АО «НИИТеплоприбор» были опубликованы извещения о проведении следующих закупок:

  • открытый конкурс с реестровым № 0473100007017000001 — предмет: «Оказание услуг по обязательному аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «НИИТеплоприбор» за 2016 и 2017 годы», начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 686 408,26 руб.;

  • открытый конкурс с реестровым № 0473100007018000001, предмет: «Оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «НИИТеплоприбор» за 2018 и 2019 годы», НМЦК - 405 058,33 руб.

Победителем обоих конкурсов стало ООО «АФ «Кодастр» со значительным снижением НМЦК (49% и 42%), при том, что в обоих случаях заявки на участие поступали и от иных хозяйствующих субъектов (данные сведены в Таблицу №1).

 

 

 

 

 

 

Таблица №1

Номер закупки

Предмет закупки

НМЦК

Дата публикации

Количество поданных заявок

Дата подведения итогов

Наимено-вание победителя

Коли-чество набранных баллов

Ценовое предложение

% снижения НМЦК

Наименование других участников

Количество набранных баллов

Ценовое предложение

% снижения НМЦК

0473100007017000001

оказание услуг по обязательному аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «НИИТеплоприбор» за 2016 и 2017 годы

686 408,26

31.03.17

4

21.04.17

ООО «АФ «Кодастр»

89,2

350 000,00

-49,00%

АО АК «АРТ-Аудит»

88,9

300 000,00

-56,29%

ООО «Аудиторская фирма «Корн-Аудит»

82,5

224 000,00

-67,37%

ООО «Сальдо-Аудит»

52,5

480 000,00

-30,07%

0473100007018000001

оказание услуг по обязательному аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «НИИТеплоприбор» за 2018 и 2019 годы

405 058,33

27.02.18

3

02.04.18

ООО «АФ «Кодастр»

100

235 000,00

-42,00%

ЗАО «Аудиторская фирма «Критерий-Аудит»

99,38

240 000,00

-40,75%

АО «Аудиторская фирма «Уральский союз»

92,03

320 000,00

-21,00%

 

Общая НМЦК закупок составила 1 091 466,59 руб.

Подведение итогов по конкурсам состоялось 21.04.2017 и 02.04.2018 соответственно. По их итогам ООО «АФ «Кодастр» было заключено 2 контракта на общую сумму 585 000 руб. (350 000 руб. и 235 000 руб.)

Вместе с тем в соответствии со статьей 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства.

Подведение итогов по конкурсу с реестровым № 0473100007017000001 состоялось 21.04.2017.

Таким образом, по состоянию на дату вынесения настоящего решения срок давности по конкурсу с реестровым № 0473100007017000001 истек, в связи с чем рассмотрение действий ответчиков в ходе указанной процедуры подлежит прекращению со стороны Комиссии.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что положения конкурсной документации по обоим конкурсам идентичны. В результате анализа положений конкурсной документации Управлением было установлено наличие избыточных требований к участникам торгов, что могло создать преимущественные условия для ООО «АФ «Кодастр» в ходе его участия в обеих закупках.

Так, установленный в закупках критерий «Опыт осуществления аудиторской деятельности», был расценен как необоснованный и дискриминационный по отношению к участникам закупок - юридическим лицам, зарегистрированным позднее 1996 года (в то время как ООО «АФ «Кодастр» было зарегистрировано в качестве юридического лица в 1995 году), что в совокупности с установленным заказчиком значительным весом критерия — 35 баллов от максимальной оценки (100 баллов), наделяло заявку ООО «АФ «Кодастр» преимуществами в части предполагаемой оценки по критерию «опыт» по сравнению с иными участниками конкурса (Таблица №2).

Таблица №2

Наименование показателя

Сведения, предоставляемые участниками открытого конкурса

Максимальное значение, присуждаемое заявке конкурсной комиссией, в баллах

наличие опыта осуществления аудиторской деятельности

участник открытого конкурса представляет выписку из ЕГРЮЛ, документ о государственной регистрации юридического лица, учредительные и иные документы, подтверждающие опыт осуществления аудиторской деятельности

а) - информация не представлена – 0 баллов;

б) - до 5 лет - 15 баллов;

в) - от 5 до10 лет – 20 баллов;

г) – от 10 до 15 лет – 25 баллов;

д) - от 15 до 20 лет – 30 баллов;

е) – 20 и более лет – 35 баллов.

 

На участие в закупке с реестровым № 0473100007017000001 была подана только одна заявка, обладающая максимальным требуемым опытом - ООО «АФ «Кодастр». Однако в ходе закупки с реестровым №№ 0473100007018000001 заявки всех трех участников получили максимальный балл за опыт, в связи с тем, что обладали опытом работы более 20 лет (Таблица №3).

Таблица №3

Наименование участника

Дата регистрации юридического лица

Присужденный балл по критерию «Опыт осуществления аудиторской деятельности»

Закупка № 0473100007017000001

АО АК «АРТ-Аудит»

14.01.1998

30 баллов

ООО «Аудиторская фирма «Корн-Аудит»

18.06.2008

20 баллов

ООО «Сальдо-Аудит»

01.03.1999

30 баллов

ООО «АФ «Кодастр»

13.09.1995

35 баллов

Закупка № 0473100007018000001

ЗАО «Аудиторская фирма «Критерий-Аудит»

09.08.1996

35 баллов

АО «Аудиторская фирма «Уральский союз»

13.07.1995

35 баллов

ООО «АФ «Кодастр»

13.09.1995

35 баллов

 

Вместе с тем в ходе рассмотрения дела Комиссией было установлено, что наличие вышеуказанных требований по опыту является для АО «НИИТеплоприбор» рядовым условием проведения закупок на аудит. Так, документация по конкурсу с реестровым № 0473100007019000001, проведенному АО «НИИТеплоприбор» в 2019 году (состоялся после смены руководства АО «НИИТеплоприбор» и без участия ООО «АФ «Кодастр»), также содержала требования по опыту более 20 лет.

Кроме того, согласно сведениям, имеющимся в Управлении, закупки с реестровыми №№0473100007017000001, 0473100007018000001, состоялись в отсутствие жалоб на положения конкурсной документации и действия конкурсной комиссии, подача которых предусмотрена положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», о чем свидетельствует отсутствие указанной информации в разделе «Жалобы» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.

Таким образом, участниками соответствующего товарного рынка положения закупочной документации на этапе подачи заявок не обжаловались; действия конкурсной комиссии заказчика в ходе проведения конкурсов участниками таких конкурсов также не обжаловались.

На основании изложенного Комиссия пришла к выводу о том, что информация о включении заказчиком в конкурсную документацию ограничивающих конкуренцию требований о наличии у участника закупки опыта сроком более 20 лет и наделении такого критерия весом 35 баллов в целях наделения именно ООО «АФ «Кодастр» преимуществами в части предполагаемой оценки, не нашла своего фактического подтверждения.

То же относится к представленной АО «НИИТеплоприбор» электронной переписке между сотрудниками АО «НИИТеплоприбор», а также между<...> и ее братом — учредителем ООО «АФ «Кодастр».

ООО «АФ «Кодастр» представлены сведения, согласно которым наличие переписки между <...> и ее братом — учредителем ООО «АФ «Кодастр» <...>, обусловлено исполнением ООО «АФ «Кодастр» договора на информационно-консультационное обслуживание от 20.01.2017 № ЮР-416, заключенного между АО «НИИТеплоприбор» и ООО «АФ «Кодастр». Так, в ходе переписки <...> было выражено мнение специалиста о положении по работе с дебиторской задолженностью.

Доказательств обратного АО «НИИТеплоприбор» не представлено, а в ходе рассмотрения дела Комиссией не установлено.

Кроме того, Комиссией была проанализирована переписка между сотрудниками АО «НИИТеплоприбор» (март 2017 года), представленная АО «НИИТеплоприбор», однако сведений, позволяющих сделать вывод о том, что <...> участвовала в разработке или была ответственной за формирование конкурсной документации по закупке с реестровым № 0473100007017000001, установлено не было.

Сведений, свидетельствующих о наличии взаимодействия между ответчиками в ходе проведения закупки с реестровым № 0473100007018000001, Комиссией в ходе рассмотрения дела также не выявлено, несмотря на указание в заявлении АО «НИИТеплоприбор» (вх. № 33323-ЭП/19 от 18.06.2019) на наличие соответствующей подтверждающей переписки.

Кроме того, Комиссия повторно обращает внимание, что требование 20-летнего опыта оказания аудиторских услуг содержится также в закупке, проведенной в 2019 году уже после увольнения <...> и без участия ООО «АФ «Кодастр».

Таким образом, информация об участии <...> в формировании положений конкурсных документаций по закупкам с реестровыми №№ 0473100007017000001, 0473100007018000001, направленном на обеспечение победы ООО «АФ «Кодастр» в торгах, также не нашла фактического подтверждения.

В целях всестороннего анализа взаимодействия между ООО «АФ «Кодастр» и АО «НИИТеплоприбор» Комиссией была запрошена вся переписка между ними.

Однако наличие переписки между АО «НИИТеплоприбор» и ООО «АФ «Кодастр», указывающей на наличие договоренностей об участии и победе ООО «АФ «Кодастр» в закупках АО «НИИТеплоприбор» с реестровыми №№ 0473100007017000001, 0473100007018000001, Комиссией не установлено.

Кроме того, относительно закупки с реестровым № 0473100007018000001, проведенной в 2018 году, срок давности по которой не истек, Комиссия сообщает, что фактов ограничения конкуренции со стороны заказчика в ходе проведения указанной закупки Комиссией не установлено.

Закупочная документация к конкурсу с реестровым № 0473100007018000001 также содержала требование о двадцатилетнем опыте оказания аудиторских услуг, однако в данном случае иные участники закупки также имели максимальный требуемый опыт, а заявка ООО «АФ «Кодастр» набрала наибольшее количество баллов в связи с предложением наименьшей цены за контракт (со снижением 42% от НМЦК) по сравнению с иными участниками конкурса.

Комиссия также отмечает, что для квалификации нарушения антимонопольного законодательства в части нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в отсутствие прямых доказательств необходима совокупность косвенных признаков, указывающих на заключение и реализацию антиконкурентного соглашения, которое могло привести или привело к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников торгов.

Заявление АО «НИИТеплоприбор» и представленные им в ходе рассмотрения дела документы и сведения не содержат прямых доказательств заключения и реализации антиконкурентного соглашения между АО «НИИТеплоприбор» и ООО «АФ «Кодастр» в рамках рассматриваемых конкурентных процедур.

Совокупности косвенных доказательств реализации антиконкурентного соглашения между ответчиками в ходе проведения закупки с реестровым № 0473100007018000001 Комиссией в ходе рассмотрения дела не установлено.

Статьей 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Комиссия, учитывая факт наличия требуемого опыта у всех участников, заявленных на участие в закупке с реестровым № 0473100007018000001, допуск всех заявок, поданных на участие в закупке, отсутствие жалоб на конкурсную документацию и действия заказчика в ходе проведения закупки, а также победу ООО «АФ «Кодастр» за счет наибольшего снижения НМЦК (-42,00%), пришла к выводу об отсутствии в действиях АО «НИИТеплоприбор» и ООО «АФ «Кодастр» нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении закупки с реестровым № 0473100007018000001.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 2-3 статьи 41, статьей 41.1, пунктами 1,5 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 077/01/17-17919/2019 по признакам нарушения Акционерным обществом «Научно-исследовательский институт теплоэнергетического приборостроения» ИНН 7717546420 ОГРН 1057749273361, адрес местонахождения: 129085, г. Москва, пр-кт Мира, д. 95 и Обществом с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «Кодастр» ИНН 5505021273 ОГРН 1035509000801, адрес местонахождения: 644048, г. Омск, ул. Серова, д. 10 пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях указанных лиц в ходе закупки с реестровым № 0473100007018000001 и истечением сроков давности по закупке с реестровым № 0473100007017000001.

 

 

Председатель комиссии: <...>

 

Члены комиссии: <...>

 

<...>

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны