Решение №30020/19 Решение по жалобе ООО «Престиж» на действия ФГБОУ ВО «РЭУ и... от 18 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-383/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

28.03.2019 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

рассмотрев в жалобу ООО «Престиж» (далее также — Заявитель, Общество) на действия ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» (далее также — Заказчик) при проведении запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по ремонту и благоустройству на Базе отдыха «Анапа» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (реестровый № 31907598087, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная несогласием с отклонением заявки ООО «Престиж» от участия в процедуре закупки.

Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона о закупках).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также — Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — Официальный сайт).

Протоколом заседания единой комиссии ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» по рассмотрению заявок на участие в Закупке от 13.03.2019 № 31907598087-01 (далее — Протокол рассмотрения) заявке ООО «Престиж» с порядковым номером 3 отказано в допуске в связи с несоответствием сведений предусмотренных пунктом 4.3.1.3 «б» извещения о Закупке:

– в заявке участника в пункте 1 технического предложения в отношении листа гипсокартонного указано значение разрушающей нагрузки для образцов поперечных 105 (10,5) Н(кгс), по условиям извещения о Закупке участник должен был указать значение, установленное заказчиком, а именно: 116 (11,6) Н(кгс);

– в заявке участника в пункте 2 технического предложения в отношении листа гиспокартонного указано значение разрушающей нагрузки для образцов поперечных 68 (6,8) Н(кгс), по условиям извещения о Закупке участник должен был указать значение, установленное заказчиком, а именно: 81 (8,1) Н(кгс);

– в заявке участника в пункте 3 технического предложения в отношении листа гипсокартонного указано водополглощение не более 10%, по условиям извещения о проведении Закупки участник должен был указать конкретный показатель;

– в заявке участника в пункте 4 технического предложения в отношении фанеры указаны слойность не менее 9; зазор в соединениях на 1 м листа не более 2 мм; предел прочности при растяжении вдоль волокон не менее 30 Мпа; модуль упругости при статическом изгибе вдоль волокон не менее 7000 Мпа, по условиям извещения о Закупке участник должен был указать конкретные показатели; в отношении толщины указано значение 12 мм, по условиям извещения о Закупке участник закупки должен был указать значение, где крайние значения параметра, указанные заказчиком, не входят в диапазон;

– в заявке участника в пункте 5 технического предложения в отношении арматурной стали указано относительное удлинение не менее 14%; временное сопротивление разрыву не менее 590 Н/мм2 (60) кгс/мм; предел текучести не менее 390 Н/мм2, по условиям извещения о Закупке участник закупки должен был указать конкретный показатель.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пунктам 1, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

– требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

– требования к участникам такой закупки.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В технической части Закупочной документации Заказчиком (далее — Техническое задания) установлены требования к техническому описанию отдельных используемых изделий, оборудования и материалов, в том числе конкретные показатели товара.

Согласно пункту 1 Техническое задание в отношении листов гипсокартнных установлены следующие требования: «Должны быть влагостойкие. Тип по форме продольные кромки листов ПК или УК или ПЛК или ПЛУК или ЗК. Длина 2000мм-4000 мм. Ширина 600мм; 1200мм. Толщина 12,5 мм. Группа листа А или Б. Разрушающая нагрузка для образцов продольных и поперечных менее: 360 (36,0) Н(кгс), 116 (11,6) Н(кгс)».

В своей заявке Заявителем техническое предложение в отношении листов гипсокартонных содержала указание на разрушающую нагрузку для образцов продольных и поперечных: 322 (32,2) Н(кгс), 105 (10,5) Н (кгс).

Пунктом 4.3.3 Извещения о проведении Закупки установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в Закупке, в том числе инструкция по заполнению заявки (далее — Инструкция).

В своих возражениях Заказчик указывает, что в соответствии с Инструкцией необходимо было указать конкретное значение разрушающей нагрузки для образцов продольных и поперечных, указанное в Техническом задании, то есть разрушающая нагрузка для образцов продольных 360 (36,0) Н(кгс) и поперечных 116 (11.6) Н(кгс). При этом сведения, которые содержатся в составе заявок участников, не должны допускать разночтений либо, двусмысленных толкований.

В свою очередь, согласно инструкции в случае указания слов «менее», «коло», «максимально», «меньше» — в сочетании с количественными значениями обосназает уменьшение указанного количества.

Таким образом, заявителем было представлено значение рассматриваемого параметра, соответствующее требованиям Инструкции и Технического задания.

Вместе с тем, следует отметить, что разрушающая нагрузка при испытании листов на прочность при изгибе регламентируется действующим ГОСТом 6266-97, согласно которому, необходимая заказчику разрушающая нагрузка для образцов продольных 360 (36,0) н(кгс) и поперечных 116 (11.6) Н(кгс) не существует.

В свою очередь такое прочтение Закупочной документации, позволяющее указать в своей заявке значение, соответствующее требованиям Формы 2, но не соответствующее требованиям ГОСТа, вводит потенциальных участников в заблуждение.

Комиссия, рассматривая вышеуказанные действия Заказчика при проведении Закупки, установила, что порядок изложения Заказчиком технических требований к товарам, установленным в Закупочной документации, необъективно затрудняет их уяснение и не позволяет участнику представить надлежащее предложение, что недопустимо при проведении закупок.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссия отмечает, что размещенная Заказчиком Закупочная документация нарушает положения действующего законодательства, не позволяя оценить обоснованность действий Заказчика по отклонению заявки Заявителя.

Вместе с тем Комиссия, рассматривая действия Заказчика при проведении Закупки, установила, что порядок изложения Заказчиком технических требований к товарам, установленный в Закупочной документации, не позволяет участнику Закупки представить надлежащее предложение, поскольку требования к товарам, подлежащим использованию при оказании услуг, которые имеют двойственную интерпретацию и объективно затрудняют подачу надлежащей заявки, что недопустимо при проведении Закупки.

Комиссия считает недопустимыми подобные рычаги воздействия на ход проведения конкурентной процедуры, поскольку Закупочная документация не должна являться инструментом манипулирования Заказчика итогами проведения конкурентной процедуры. Более того, подобное использование Заказчиком предоставленных ему прав по самостоятельному формированию Закупочной документации является ничем иным как злоупотреблением правом.

При этом положения Закупочной документации не позволяют потенциальному участнику выразить только согласие на выполнение работ на условиях Документации.

Комиссия также отмечает, что реализация предоставленного Заказчику права самостоятельно формировать свою потребность относительно объекта закупки не должна противоречить целям и принципам законодательства о закупках, противоречить положениям отдельных норм Закона о закупках. При формировании Закупочной документации необходимо принимать во внимание, что обязанность Заказчика по подготовке документации (инструкции) обусловлена необходимостью достижения упорядочения и приведения к единообразию в понимании как требований Заказчика к составу и содержанию заявки на участие в Закупке, так и требований к товару (показателям, его характеризующим).

Так, Закупочная документация предназначена для отбора лиц, которые имеют возможность удовлетворить потребность Заказчика на объявленных условиях, при этом не предоставляя Заказчику право избирать потенциального контрагента по критериям надежности указанных субъектов и отдавать предпочтение в зависимости от уровня заинтересованности таких участников.

Комиссия отмечает, что столь детальное описание характеристик материалов, при наличии возможности без ущерба удовлетворению потребности Заказчика как конкретизировать потребность, так и ограничиться установлением требований о соответствии товаров общепринятым стандартам, необоснованно ведет к затруднению подачи надлежащей заявки (при возложении на участника Закупки обязанности по соответствующему формированию предложения об условиях выполнения работ) и, как следствие, влияет на уровень конкуренции при проведении процедуры.

Данный правовой подход в наибольшей степени отвечает правовому режиму, который установлен Законом о защите конкуренции и Законом о закупках, в то время как действия Заказчика в настоящем случае были направлены на введение в заблуждение участников Закупки и ограничение их количества.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной процедуре должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Вместе с тем такое составление инструкции привело к неправомерному отклонению двух заявок из пяти поданных на участие в Закупке, и, как следствие, привело к необоснованному ограничению конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, поскольку сама Закупочная документация не соответствует положениям законодательства. Требования, указанные Заказчиком, приводят к необоснованному ограничению количества лиц, участвующих в Закупке.

В этой связи Комиссия признает жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.

Вместе с тем Заказчиком на заседание Комиссии был представлен договор
от 26.03.2019 № 15-ЗА-ВН/19, в связи с чем у антимонопольного органа отсутствует возможность выдачи предписания.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Престиж» (ОГРН: 1182375007341, ИНН: 2308253128) на действия ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» (ОГРН: 1037700012008, ИНН: 7705043493) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку по результатам Закупки заключен договор.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Связанные организации

Связанные организации не указаны