Решение б/н б/а от 1 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-17124/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
28.09.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии посредством видеоконференсвязи представителей Спб ГБУЗ ПНД № 5, АО «Почта России»;

рассмотрев жалобу Спб ГБУЗ ПНД № 5 (далее также — Заявитель, Общество) на действия АО «Почта России» (далее также — Заказчик) при аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательных психиатрических освидетельствований работников для нужд УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (реестровый № 32110574657) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом Санкт-Петербургского УФАС России.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в признании победителем лица, не соответствующего требованиям документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 4 007 511,45 руб. размещено на Официальном сайте 20.08.2021.

Дата и время окончания подачи заявок 07.09.2021 в 10:00.

Дата подведения итогов — 10.09.2021.

Согласно итоговому протоколу от 10.09.2021 победителем признан участник, подавший заявку под номером 8466 ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГОРЗДРАВ" (ИНН 7838071595), почтовый адрес: 190013, Г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, УЛ РУЗОВСКАЯ, ДОМ 8, ЛИТЕР Б, ОФИС 110, заявка которого соответствует требованиям документации, и ценовое предложение которого составило 3 726 985 (Три миллиона семьсот двадцать шесть тысяч девятьсот восемьдесят пять) рублей 64 копейки, в т.ч. НДС в размере ставки, определенной в Главе 21 Налогового кодекса РФ.

Заявитель являлся вторым участником Закупки.

На заседании Заявитель пояснил, что в лицензии ООО «ГОРЗДРАВ» указан иной вид медицинской деятельности – «психиатрическое освидетельствование», что является медицинской услугой в виде разового осмотра врача-психиатра с диагностической целью. Эта услуга может быть оказана и оказывается ООО «ГОРЗДРАВ» исключительно в рамках приказа МЗ РФ № 29н в составе предварительных и периодических медицинских осмотров, регулируется ст. 23 Закона о психиатрической помощи № 3185-1 ФЗ и не носит комиссионный характер.

Таким образом, исходя из требований законодательства Российской Федерации, оказывать услуги по проведению обязательных периодических медицинских осмотров работников могут медицинские организации любой формы собственности, в том числе ООО «ГОРЗДРАВ», однако, оказывать вместе с этим услуги обязательного психиатрического освидетельствования ООО «ГОРЗДРАВ» запрещено федеральным законодательством как Обществу, не подведомственному органам исполнительной власти и не имеющему врачебной комиссии, созданной органом здравоохранением.

В соответствии с пунктами 2,9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке и требования к участникам такой закупки.

Пунктом 1.4.3 раздела I Закупочной документации установлено, что участник закупки должен соответствовать названным требованиям, в том числе 11) обладать специальной правоспособностью в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (или законодательством государства, на территории которого будет использоваться поставляемая по договору продукция), связанной с осуществлением видов деятельности, предусмотренных договором, в том числе необходимыми лицензиями на выполнение работ или оказание услуг, в объеме выполняемых работ, услуг (если данное требование установлено в п. 3.1 Информационной карты).

При этом пунктом 3.1 Информационной карты Участник аукциона должен иметь действующую лицензию на медицинскую деятельность в соответствии с требованиями ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ, в том числе в части психиатрического освидетельствования, Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 по одному адресу места осуществления медицинской деятельности и распорядительного документа о создании врачебной комиссии, выданного федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в соответствии с требованиями Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1, Постановления Правительства РФ от 23.09.2002 № 695.

Соответствие участника перечисленным требованиям подтверждается путем предоставления информации и документов в соответствии с п. 3.4.2 Информационной карты.

В свою очередь, в пункте 3.4.2 Информационной карты указано, что для подтверждения соответствия вышеуказанному требованию в составе второй части заявки участник представить копии действующих лицензий на медицинскую деятельность в соответствии с требованиями ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ, в том числе в части психиатрического освидетельствования, Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 по одному адресу места осуществления медицинской деятельности и распорядительного документа о создании врачебной комиссии, выданного федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в соответствии с требованиями Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1, Постановления Правительства РФ от 23.09.2002 № 695.

В ответ на доводы Заявителя Заказчик пояснил, что в составе заявки № 8466 ООО «ГОРЗДРАВ» представлены документы по соисполнителю, планируемому для со исполнения договора - СПб ГБУЗ «ПНД Фрунзенского района», в частности, копия Распоряжения от 24.01.2007 № 33-р «О создании врачебной комиссии для психиатрического освидетельствования в СПб ГУЗ «Психоневрологический диспансер Фрунзенского района».

Комиссия оценивает доводы Заказчика критически в связи с тем, что в силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Учитывая тот факт, что требование, предусмотренное пунктами 1.4.3 раздела I, пункта 3.1 Информационной карты предъявлены непосредственно к участнику закупки, то и проверка соответствия таким требованиям осуществляется в отношении участника.

Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.

Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.

Кроме того, на заседании Комиссии было установлено, что предметом закупки являлось оказание услуг исключительно на проведения обязательного психиатрического освидетельствования работников.

Согласно статьи 16 (п.5.1) Федерального закона от 21.11.2011г № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья относится организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных органам государственной власти субъекта РФ.

На основании п. 6 ст. 6 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд

Полный перечень медицинских организаций Санкт-Петербурга, которые могут оказывать услуги по обязательному психиатрическому освидетельствованию указан в письме Комитета по здравоохранению СПб № 01/17-2232/19-0-1 от 01.08.2019г.

Особый государственный контроль в названной сфере обусловлен правовыми последствиями, связанными с реализацией гражданами конституционных прав и свобод, а также с возможностью их ограничения.

Вместе с тем ООО «ГОРЗДРАВ», признанный победителем, не является организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения на оказание услуг по обязательному психиатрическому освидетельствованию.

При этом ссылки Заказчика на представление в составе заявки победителя документов о привлечении в качестве соисполнителя СПб ГБУЗ «ПНД Фрунзенского района» оцениваются Комиссией критически, поскольку Техническое задание включает в себя только обязательное психиатрическое освидетельствование работников.

Согласно части 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с пунктом 2.3 проекта договора, размещенного в составе Закупочной документации, исполнитель гарантирует, что обладает всеми необходимыми в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензиями, разрешениями, допусками для оказания Услуг, работники Исполнителя обладают необходимыми в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешительными документами на оказание Услуг, а также навыками, опытом и квалификацией для качественного оказания Услуг.

Таким образом, учитывая, что договор подписывается непосредственно ООО «ГОРЗДРАВ», то есть статус исполнителя приобретает именно ООО «Горздрав», а все услуги в рамках договора в соответствии с нормами действующего законодательства могут быть оказаны только СПб ГБУЗ «ПНД Фрунзенского района», фактически создана ситуация, при которой победителем признано лицо, которое не будет оказывать услуги по договору.

При этом ООО «ГОРЗДРАВ» являлось единоличным участником Закупки, то есть не подлежат применению положения, касающиеся совокупной оценки документов различных организаций на соответствие требованиям документации, проводимых только в отношении коллективного участника как на то указал Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Резюмируя вышеизложенное, Комиссия, изучив представленные документы и сведения в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в допуске участника и признании победителем, не соответствующего требованиям Закупочной документации, нарушают требования части 6, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и признает жалобу Заявителя обоснованной.

Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что по результатам Закупки был заключен договор от 21.09.2021 с соблюдением положений Закона о защите конкуренции.

Согласно статье 166 ГК РФ недействительная сделка может быть оспорена в судебном порядке. Таким образом, договор, заключенный по результатам Закупки, может быть оспорен только в судебном порядке.

В связи с вышеизложенным, предписание об устранении допущенного нарушения выдаче не подлежит.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Спб ГБУЗ ПНД № 5 (ИНН 7806023824 ОГРН 1037816019230) на действия АО «Почта России» (ИНН 7724490000 ОГРН 1197746000000) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение части 6, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны