Решение б/н б/а от 8 июня 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-7100/2023 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
05.06.2023 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
<..................>,
членов Комиссии:
<..................>,
<..................>,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «СПС», <..................>,,
рассмотрев жалобы ООО «СПС» (далее — Заявитель) на действия <..................>, (далее - Заказчик):
- при проведении открытого конкурса в электронной форме № <..................>,;
- при проведении открытого конкурса <..................>,,
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалобы Заявителя отвечают требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Согласно доводам жалоб, Заявитель указывает на следующие нарушения со стороны Заказчика:
1. Протоколы рассмотрения заявок опубликованы исключительно в относительных величинах, то есть опубликовано количество баллов по критериям без возможности установления количества баллов, набранных участниками в абсолютных величинах (в рублях, штуках и т. д.).
2. Заказчиком для оценки заявок применена методика, не ограниченная предельным значениями по некоторым из критериев оценки, а также необоснованна оценка профессий, необходимость использования которых не подтверждена проектной документацией.
Также в своих дополнениях к жалобе Заявитель указывает, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок по ценовым и неценовым критериям не позволяет объективно присвоить заявке максимальное количество баллов.
Представитель Заказчика с доводами жалоб не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобах, в возражениях на них, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Комиссией установлено, что 15.02.2023 Заказчик в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» на официальном сайте Оператора ЭТП (https://www.rts-tender.ru/) на сайте https://www.rts-tender.ru/ разместил информацию <..................>,
Относительно довода Заявитель об оспаривании содержания протоколов рассмотрения и оценки заявок по закупкам №№ 104/ОКЭ-ТЭ/23, 180/ОКЭ-ТЭ/23, Комиссия отмечает следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 17.05.2023 № 104/ОКЭ-ТЭ/23/2 по итогам оценки заявок/предложений для переторжки участникам присвоены следующие итоговые балльные оценки и порядковые номера.
Наименование оцениваемого критерия/подкритерия |
Максимальный балл |
Участник № 1 заявка/пред ложение для переторжки |
Участник № 2 |
Участник № 4 |
1. Цена договора |
60 |
45,45 |
60,00 |
45,09 |
2. Квалификация участника |
||||
2.1.1. Опыт участника 1 |
15 |
15,00 |
0,87 |
9,03 |
2.1.2. Опыт участника 2 |
5 |
5,00 |
0,17 |
3,01 |
2.2. Квалификация персонала |
5 |
5,00 |
0,37 |
4,21 |
2.3. Квалификация персонала |
10 |
7,29 |
8,00 |
2,94 |
2.4. Наличие производственных мощностей |
4 |
4,00 |
0,48 |
2,24 |
3. Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг |
||||
3.1. Наличие сертификата соответствия, выданного в системе добровольной сертификации |
1 |
1,00 |
0 |
1,00 |
Порядковый номер, присвоенный по итогам оценки |
Порядковый номер заявки участника |
Итоговая оценка |
1 |
участник № 1 |
82,74 |
2 |
участник № 2 |
69,89 |
3 |
участник № 4 |
67,52 |
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 17.05.2023 № 180/ОКЭ-ТЭ/23/2 по итогам оценки заявок/предложений для переторжки участникам присвоены следующие итоговые балльные оценки и порядковые номера.
Наименование оцениваемого критерия/подкритерия |
Максимальный балл |
Участник № 1 заявка/пред ложение для переторжки |
Участник № 2 |
Участник № 4 |
1. Цена договора |
60 |
45,45 |
60,00 |
45,09 |
2. Квалификация участника |
||||
2.1.1. Опыт участника 1 |
15 |
15,00 |
0,87 |
9,03 |
2.1.2. Опыт участника 2 |
5 |
5,00 |
0,17 |
3,01 |
2.2. Квалификация персонала |
5 |
5,00 |
0,37 |
4,21 |
2.3. Квалификация персонала |
10 |
7,29 |
8,00 |
2,94 |
2.4. Наличие производственных мощностей |
4 |
4,00 |
0,48 |
2,24 |
3. Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг |
||||
3.1. Наличие сертификата соответствия, выданного в системе добровольной сертификации |
1 |
1,00 |
0 |
1,00 |
Порядковый номер, присвоенный по итогам оценки |
Порядковый номер заявки участника |
Итоговая оценка |
1 |
участник № 1 |
82,74 |
2 |
участник № 2 |
69,89 |
Заявитель в жалобе ссылается на то, что исходя из результата оценки по которой невозможно даже предположить какое количество персонала и по какой из специальностей было расценено Заказчиком соответствующим требованиям и оценено, что также нарушает принципы информационной открытости закупки, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 1. ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
Согласно части 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) утратил силу с 1 июля 2018 года. - Федеральный закон от 29.06.2018 № 174-ФЗ;
4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;
5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;
6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);
7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;
8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
При этом, Заказчик осуществляет свою закупочную деятельность на основании Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд <..................>,, утвержденного решением совета директоров <..................>, от 28 июня 2018 г. (протокол № 26).
Согласно пункту 258 Положения Итоговый протокол должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) Утратил силу – решение совета директоров<..................>, (протокол от 25 декабря 2019 г. № 12).
4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;
5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;
6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);
7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;
8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена настоящим Положением.
Таким образом, Закон о закупках не устанавливает обязанность заказчиков отражать в протоколе сведения о детальном раскрытии начисления баллов каждому участнику, в том числе в абсолютных величинах.
Учитывая изложенное, в итоговом протоколе должны содержаться только те сведения, которые определены в самом Законе о закупках и Положением о закупке конкретного заказчика.
Таким образом, нарушение принципа информационной открытости закупки в действиях Заказчика не доказано.
Кроме того, в российской правовой системе действует принцип приоритета специальных норм над общими.
Пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках является общей нормой закона, которая устанавливает принципы осуществления закупки товаров, работ, услуг, но детально не раскрывает их содержание.
При этом существует специальная норма закона - часть 14 статьи 3.2 Закона о закупках, которая регулирует порядок осуществления закупки и устанавливает перечень сведений, обязательных для указания в протоколе рассмотрения заявок по конкурентным закупкам.
Таким образом, Комиссия, исследовав протокол рассмотрения заявок от 17.05.2021 № 104/ОКЭ-ТЭ/23 и протокол рассмотрения заявок от 17.05.2023 № 180/ОКЭ-ТЭ/23 установила, что названные протоколы составлены надлежащим образом и соответствуют требованиям, установленным частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках.
В связи с изложенным, доводы жалоб относительного раскрытия в протоколах рассмотрения и оценки заявок количества баллов в абсолютных величинах, а также результатов оценки количества персонала, чем нарушен принцип информационной открытости, признаются Комиссией необоснованными.
Вместе с тем, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалоб.
Также Заявитель в жалобе не согласен с примененной Заказчиком методикой оценки заявок, используемой при проведении конкурсов.
Между тем, Комиссия отмечает, что в данном случае Заявитель оспаривает положения Закупочной документации в части установленного порядка оценки.
Указанное обстоятельно также не отрицалось Заявителем на Комиссии.
Вместе с тем, Комиссией Управления 15.03.2023 в рамках дела № 077/07/00-3057/2023 и 22.03.2023 в рамках дела 077/07/00-3411/2023 была дана правовая оценка действиям Заказчика в части ненадлежащего формирования Закупочной документации при проведении закупки № 104/ОКЭ-ТЭ/23 и 22.03.2023 в рамках дела 077/07/00-3411/2023 при проведении закупки № 180/ОКЭТЭ/23, в том числе, в рамках доводов Заявителя по настоящей жалобе относительно установленного Заказчиком порядка оценки заявок и в указанной части жалобы Заявителя признаны необоснованными.
Согласно части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, жалоба возвращается заявителю в случае, если антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
В связи с изложенным, Комиссия прекращает рассмотрение жалоб в указанной части Заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20, частью 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Прекратить рассмотрение жалоб ООО «СПС» (ИНН: 1901128350; ОГРН: 1151901005695) на действия <..................>, при проведении Закупок в части оспаривания положений Закупочной документации, в остальной части признать жалобы необоснованными.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 30.05.2023 № НП/21591/23.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.