Решение б/н б/а от 8 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-7100/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
05.06.2023                                                                                                         г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<..................>,

членов Комиссии:

<..................>,

<..................>,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «СПС», <..................>,,

рассмотрев жалобы ООО «СПС» (далее — Заявитель) на действия <..................>, (далее - Заказчик):

- при проведении открытого конкурса в электронной форме № <..................>,;

- при проведении открытого конкурса <..................>,,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалобы Заявителя отвечают требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалоб, Заявитель указывает на следующие нарушения со стороны Заказчика:

1. Протоколы рассмотрения заявок опубликованы исключительно в относительных величинах, то есть опубликовано количество баллов по критериям без возможности установления количества баллов, набранных участниками в абсолютных величинах (в рублях, штуках и т. д.).

2. Заказчиком для оценки заявок применена методика, не ограниченная предельным значениями по некоторым из критериев оценки, а также необоснованна оценка профессий, необходимость использования которых не подтверждена проектной документацией.

Также в своих дополнениях к жалобе Заявитель указывает, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок по ценовым и неценовым критериям не позволяет объективно присвоить заявке максимальное количество баллов.

Представитель Заказчика с доводами жалоб не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобах, в возражениях на них, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссией установлено, что 15.02.2023 Заказчик в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» на официальном сайте Оператора ЭТП (https://www.rts-tender.ru/) на сайте https://www.rts-tender.ru/ разместил информацию <..................>,

Относительно довода Заявитель об оспаривании содержания протоколов рассмотрения и оценки заявок по закупкам №№ 104/ОКЭ-ТЭ/23, 180/ОКЭ-ТЭ/23, Комиссия отмечает следующее.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 17.05.2023 № 104/ОКЭ-ТЭ/23/2 по итогам оценки заявок/предложений для переторжки участникам присвоены следующие итоговые балльные оценки и порядковые номера.

 

Наименование оцениваемого критерия/подкритерия

Максимальный балл

Участник

1

заявка/пред ложение

для переторжки

Участник

2

Участник

4

1. Цена договора

60

45,45

60,00

45,09

2. Квалификация участника

2.1.1. Опыт участника 1

15

15,00

0,87

9,03

2.1.2. Опыт участника 2

5

5,00

0,17

3,01

2.2. Квалификация персонала

5

5,00

0,37

4,21

2.3. Квалификация персонала

10

7,29

8,00

2,94

2.4. Наличие производственных

мощностей

4

4,00

0,48

2,24

3. Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг

3.1. Наличие сертификата соответствия, выданного в системе добровольной

сертификации

 

1

 

1,00

 

0

 

1,00


 

Порядковый номер, присвоенный по

итогам оценки

Порядковый номер

заявки участника

Итоговая

оценка

1

участник № 1

82,74

2

участник № 2

69,89

3

участник № 4

67,52

 

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 17.05.2023 № 180/ОКЭ-ТЭ/23/2 по итогам оценки заявок/предложений для переторжки участникам присвоены следующие итоговые балльные оценки и порядковые номера.


 

Наименование оцениваемого критерия/подкритерия

Максимальный балл

Участник

1

заявка/пред ложение

для переторжки

Участник

2

Участник

4

1. Цена договора

60

45,45

60,00

45,09

2. Квалификация участника

2.1.1. Опыт участника 1

15

15,00

0,87

9,03

2.1.2. Опыт участника 2

5

5,00

0,17

3,01

2.2. Квалификация персонала

5

5,00

0,37

4,21

2.3. Квалификация персонала

10

7,29

8,00

2,94

2.4. Наличие производственных

мощностей

4

4,00

0,48

2,24

3. Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг

3.1. Наличие сертификата соответствия, выданного в системе добровольной

сертификации

 

1

 

1,00

 

0

 

1,00


 

Порядковый номер, присвоенный по

итогам оценки

Порядковый номер

заявки участника

Итоговая

оценка

1

участник № 1

82,74

2

участник № 2

69,89

 

Заявитель в жалобе ссылается на то, что исходя из результата оценки по которой невозможно даже предположить какое количество персонала и по какой из специальностей было расценено Заказчиком соответствующим требованиям и оценено, что также нарушает принципы информационной открытости закупки, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 1. ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

Согласно части 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) утратил силу с 1 июля 2018 года. - Федеральный закон от 29.06.2018 № 174-ФЗ;

4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

При этом, Заказчик осуществляет свою закупочную деятельность на основании Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд <..................>,, утвержденного решением совета директоров <..................>, от 28 июня 2018 г. (протокол № 26).

Согласно пункту 258 Положения Итоговый протокол должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) Утратил силу – решение совета директоров<..................>, (протокол от 25 декабря 2019 г. № 12).

4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена настоящим Положением.

Таким образом, Закон о закупках не устанавливает обязанность заказчиков отражать в протоколе сведения о детальном раскрытии начисления баллов каждому участнику, в том числе в абсолютных величинах.

Учитывая изложенное, в итоговом протоколе должны содержаться только те сведения, которые определены в самом Законе о закупках и Положением о закупке конкретного заказчика.

Таким образом, нарушение принципа информационной открытости закупки в действиях Заказчика не доказано.

Кроме того, в российской правовой системе действует принцип приоритета специальных норм над общими.

Пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках является общей нормой закона, которая устанавливает принципы осуществления закупки товаров, работ, услуг, но детально не раскрывает их содержание.

При этом существует специальная норма закона - часть 14 статьи 3.2 Закона о закупках, которая регулирует порядок осуществления закупки и устанавливает перечень сведений, обязательных для указания в протоколе рассмотрения заявок по конкурентным закупкам.

Таким образом, Комиссия, исследовав протокол рассмотрения заявок от 17.05.2021 № 104/ОКЭ-ТЭ/23 и протокол рассмотрения заявок от 17.05.2023 № 180/ОКЭ-ТЭ/23 установила, что названные протоколы составлены надлежащим образом и соответствуют требованиям, установленным частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках.

В связи с изложенным, доводы жалоб относительного раскрытия в протоколах рассмотрения и оценки заявок количества баллов в абсолютных величинах, а также результатов оценки количества персонала, чем нарушен принцип информационной открытости, признаются Комиссией необоснованными.

Вместе с тем, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалоб.

Также Заявитель в жалобе не согласен с примененной Заказчиком методикой оценки заявок, используемой при проведении конкурсов.

Между тем, Комиссия отмечает, что в данном случае Заявитель оспаривает положения Закупочной документации в части установленного порядка оценки.

Указанное обстоятельно также не отрицалось Заявителем на Комиссии.

Вместе с тем, Комиссией Управления 15.03.2023 в рамках дела № 077/07/00-3057/2023 и 22.03.2023 в рамках дела 077/07/00-3411/2023 была дана правовая оценка действиям Заказчика в части ненадлежащего формирования Закупочной документации при проведении закупки № 104/ОКЭ-ТЭ/23 и 22.03.2023 в рамках дела 077/07/00-3411/2023 при проведении закупки № 180/ОКЭТЭ/23, в том числе, в рамках доводов Заявителя по настоящей жалобе относительно установленного Заказчиком порядка оценки заявок и в указанной части жалобы Заявителя признаны необоснованными.

Согласно части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, жалоба возвращается заявителю в случае, если антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

В связи с изложенным, Комиссия прекращает рассмотрение жалоб в указанной части Заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20, частью 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение жалоб ООО «СПС» (ИНН: 1901128350; ОГРН: 1151901005695) на действия <..................>, при проведении Закупок в части оспаривания положений Закупочной документации, в остальной части признать жалобы необоснованными.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 30.05.2023 № НП/21591/23.


 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны