Решение б/н б/а от 22 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-17027/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

22.11.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

<...>главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов;

членов Комиссии:

<...>  — главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов;

<...> — главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «СК «АВТОДОР», ООО «СтройЛабЭкспресс»,

рассмотрев жалобу ООО «СтройЛабЭкспресс» (далее - Заявитель) на действия ООО «СК «АВТОДОР» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по лабораторному сопровождению строительства объектов с проведением испытаний строительных материалов, изделий и конструкций, а также контролем качества продукции на соответствие требованиям нормативно-технической документации (реестровый № 32211806086, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о проведении Закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок (адрес в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru) 31.10.2022.

Согласно итоговому протоколу от 09.11.2022, заявка Заявителя (номер заявки 1) не допущена к дальнейшему участию в связи с несоответствием заявки требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в документации о закупке (подпунктом «д» части 2 раздела IV Извещения и статьи 29 Положения о закупках).

Заявитель с отклонением своей заявки не согласился, указав, что заявка отклонена неправомерно, поскольку заявка полностью соответствовала требованиям документации.

В обоснование неправомерности отклонения, Заявитель указывает, что заявка была составлена по форме установленной приложением № 5, в связи с чем, по мнению Заявителя, подготовленная и отправленная заявка изначально выражает полное согласие на условиях Заказчика выполнение работ и заключение договора.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, пояснил, что основанием отклонения заявки послужило непредставление технического предложения и (или) согласия на выполнение работ/оказание услуг, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Также в силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации подлежат указанию требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно части 1 статьи 29 Положения о закупках для участия в конкурентной процедуре участник закупки подает заявку, содержащую сведения и документы, перечень и требования к которым устанавливаются в документации о закупке.

Частью 6 статьи 29 Положения о закупках установлено, что заявка на участие в запросе котировок состоит из 1 (одной) части и предложения участника закупки о цене договора (цене лота, единицы товара, работы, услуги). Сведения и документы, указанные в частях 3, 4 настоящей статьи, подаются в одной части заявки одновременно. Форма заявки на участие в запросе котировок приведена в Приложении № 7 к настоящему Положению.

В соответствии с частью 7 статьи 29 Положения о закупках перечень конкретных документов и сведений, которые должны содержаться в заявке (с указанием части заявки, в составе которой должны предоставляться соответствующие документы и сведения), устанавливается в извещении о закупке и/или документации о закупке.

В пункте «д» части 2 раздела IV Извещения установлено, что единственная часть котировочной заявки должна содержать предложение в отношении предмета закупки, соответствующее всем условиям исполнения договора, изложенным в технической части (приложение № 2 к Извещению), оформленное в соответствии с требованиями приложения № 5 к Извещению.

Согласно пункту «д» части 1 Инструкции по заполнению формы и порядку подачи котировочной заявки (Приложение № 5 к Извещению) сведения и информация, содержащиеся в технической части (Приложение № 2 к Извещению), касающиеся качественных, количественных, технических характеристик работ/товаров/услуг и иных условиях исполнения договора, должны быть в полном объеме отражены в разделе «Предложение в отношении предмета закупки» в котировочной заявке. Частичное предложение по предмету договора не допускается. В случае необходимости указания в заявке информации/сведений (части сведений и/или информации), содержащихся в Извещении, в том числе, в которые отсутствует возможность внесения изменений, участник закупки излагает в заявке такую информацию/сведения, тем самым подтверждая свое согласие на исполнение договора согласно положениям Извещения в полном объеме

В соответствии с частью 2 Инструкции по заполнению формы и порядку подачи котировочной заявки (Приложение № 5 к Извещению) в случае, если предметом закупки являются работы/услуги и в Технической части (приложение № 2 к Извещению) отсутствуют неурегулированные условия договора (то есть в технической части отсутствует прямое указание на то, что данные условия являются неурегулированными (заполняются участником закупки при подаче заявки)), которые участник закупки должен предложить в своем «Предложении в отношении предмета закупки», участник закупки вправе выразить в своей заявке в разделе «Предложение в отношении предмета закупки» только согласие на выполнение работ/оказание услуг, указанных в Извещении о проведении Запроса котировок, на условиях, предусмотренных проектом договора (приложение № 3 к Извещению) и технической частью (приложение № 2 к Извещению).

Кроме этого, Заказчик в инструкции по заполнению форм и порядку подачи заявки указал, что при несоблюдении вышеуказанных одного или нескольких требований, установленных настоящим приложением к Извещению, комиссия по закупкам будет считать это несоблюдением установленных Извещением требований к содержанию, форме, оформлению и составу котировочной заявки.

В составе заявки, направленной участником закупки № 1, отсутствует «Предложение в отношении предмета закупки», требования к которому установлены Инструкцией по заполнению формы и порядку подачи котировочной заявки (Приложение № 5 к Извещению), в связи с чем и была отклонена заявка Заявителя.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что заявка Заявителя не содержала ни техническое предложение, ни согласие на выполнение работ/оказание услуг, что также не отрицал представитель Заявителя.

При этом, по мнению Заявителя, для выражения согласия на оказание услуг достаточно направить заявку на участие в Закупке, конклюдентно подтверждая намерение заключить договор.

Комиссия считает необходимым отметить, что в случае установления в документации требования о предоставлении технического предложения и (или) согласия, Участнику необходимо представить в составе заявки либо техническое предложение, либо согласие.

При этом техническое предложение участника представляет собой предложение оказать услуги.

Подача Участником Закупки согласия участвовать в вышеуказанной закупке на условиях, установленных документацией о закупке, регламентом ЭТП и Положением о закупке, а также поставить товар / выполнить работы / оказать услуги на условиях проекта договора, представленного в составе документации о закупке, со всеми приложениями к нему, не освобождает Участника от предоставления технического предложения и (или) согласия, предоставление которого обязательно по условиям документации.

Регламент электронной торговой площадки определяет требования к функционированию электронной площадки в части проведения закупок и не содержит положений, устанавливающих требования к составу заявки и обязанность участника процедуры закупки по декларации соответствия предлагаемой продукции требованиям закупочной документации в момент подачи заявки, данные требования устанавливаются положениями закупочной документации.

Комиссия также считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона о закупках, конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с обязательным соблюдением условия обеспечения конкуренции между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки.

Таким образом, учитывая требования Закона о закупках, по результатам проведения конкурентной закупки Заказчик обязан заключить договор с участником Закупки на условиях, изложенных в заявке победителя, а равно, предложение участника закупки, предоставленное им в составе заявки, должно быть продублировано в проект договора, и его отсутствие или отсутствие какой-либо части сведений/требований/условий исполнения договора в описании, будет являться основанием для не включения их в состав договора и основанием для отказа от их исполнения, или не учета при исполнении со стороны лица, выигравшего Закупку.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требование о предоставлении технического предложения и (или) согласия в составе заявки предъявлено в равной мере ко всем участникам закупки, а равно у Заявителя не имелось оснований для его непредставления.

Пунктом «в» части 1 статьи 40 Положения о закупках предусмотрено, что в случае комиссия по закупкам не допускает участника закупок к участию в конкурентных процедурах в случае, если документы, сведения и материалы, предусмотренные закупочной документацией, не представлены, и/или предоставлены в неполном объеме, и/или нечитаемы, и/или оформлены не в соответствии с требованиями документации о закупке, и/или составлены в нарушение требований применимого законодательства.

В соответствии с пунктом «г» части 3 раздела V Извещения комиссия по закупкам не допускает участника закупок к участию в Закупке в случае, если документы, сведения и материалы, предусмотренные Извещением, не представлены, и/или предоставлены в неполном объеме, и/или нечитаемы, и/или оформлены не в соответствии с требованиями Извещением, и/или составлены в нарушение требований применимого законодательства.

Учитывая, что заявка Заявителя не содержала ни технического предложения, ни согласия, предоставление которых предусмотрено документацией, Комиссия считает решение комиссии по закупкам об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями документации и требований Закона о закупках.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (пункт 1 статья 8 Гражданского Кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ)) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

В свою очередь, Заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статья 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статья 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СтройЛабЭкспресс» (ОГРН:1187746772465, ИНН:7707418878) на действия ООО «СК «АВТОДОР» (ОГРН:1187746772465, ИНН:7707418878) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 15.11.2022ЕИ/57751/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме).

Связанные организации

Связанные организации не указаны