Решение б/н решение от 3 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Ломбард барс»

<…>

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/05/28-3214/2023

 

«20» июля 2023 года г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве

по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской

Федерации рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: <…>,

членов Комиссии: <…>, <…>,

рассмотрев дело № 077/05/28-3214/2023 по признакам нарушения ООО «ЛОМБАРД БАРС» (ИНН 7725632112) части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившееся в распространении рекламной вывески 15.12.2022, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Ивантеевская, д. 32, корп. 1, следующего содержания: «ЛОМБАРД. Залог под 5% в месяц», то есть рекламы финансовых услуг, а именно услуги предоставления займов,

в отсутствие ООО «ЛОМБАРД БАРС» (уведомлено надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

Дело № 077/05/28-4626/2023 возбуждено в отношении ООО «ЛОМБАРД БАРС» (ИНН 7725632112), на основании заявления Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу (далее - ГУ ЦБ по ЦФО) по факту распространения рекламной вывески 15.12.2022, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Ивантеевская, д. 32, корп. 1, следующего содержания: «ЛОМБАРД. Залог под 5% в месяц», то есть рекламы финансовых услуг, а именно услуги предоставления займов, с признаками нарушения положений части 13 статьи 28 Закона о рекламе.

Распространения указанной рекламы подтверждается представленными в материалы дела документами и сведениями.

Установлено, что у входа в здание за стеклом располагается надпись «ЛОМБАРД. Залог под 5% в месяц», обращенное к внешнему пространству пешеходного движения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе, товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Кроме того, под неопределенным кругом лиц применительно к Закону о рекламе следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации.

При этом, исходя из буквального толкования упомянутой нормы права, следует, что квалифицирующим признаком информации как рекламной является именно ее адресованность неопределенному кругу лиц, но не факт непосредственного доведения названной информации до ее получателей.

В данном случае объектом рекламирования являются финансовые услуги по предоставлению потребительских займов неограниченному кругу лиц.

Рассматриваемая информация полностью соответствует определению понятия «реклама», направлена на привлечение внимания на финансовую услугу по предоставлению займов неограниченному кругу лиц.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по

предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности, а именно: микрофинасовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами и ломбардами.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее — Федеральный закон № 196-ФЗ) ломбардом является

юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения

о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке,

предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка

России, и основными видами деятельности которого являются предоставление

краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им

движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного

потребления, и хранение вещей.

Таким образом, предоставлять потребительские займы вправе только

организации, определенные статьей 4 Федерального закона № 353-ФЗ.

Согласно требованиям части 13 статьи 28 Закона о рекламе, реклама услуг по

предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими

профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов

в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не

допускается.

Согласно представленным в материалы дела документам и сведениям, по

адресу: г. Москва, ул. Ивантеевская, д. 32, корп. 1, обнаружена рекламная вывеска

«ЛОМБАРД. Залог под 5% в месяц», тем самым, была размещена реклама

финансовых услуг, а именно потребительских займов предоставляемых

организацией ООО «ЛОМБАРД БАРС» (ИНН 7725632112).

Данная вывеска находится за окнами заведения, лицевая сторона которой

направлена в сторону пешеходной и проезжей части.

Сведения об ООО «ЛОМБАРД БАРС» (ИНН 7725632112) исключены из

государственного реестра ломбардов 14.11.2022.

Таким образом ООО «ЛОМБАРД БАРС» не вправе предоставлять

потребительские кредиты (займы).

Резюмируя изложенное, при распространении указанной рекламы

усматриваются признаки нарушения части 13 статьи 28 Закона о рекламе,

выразившиеся в рекламе услуг организации ООО «ЛОМБАРД БАРС»

(ИНН 7725632112).

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за

нарушение требований, установленных частью 13 статьей 28 Закона о рекламе,

несет рекламораспространитель.

В силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространителем

является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в

любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, рекламораспространителем является лицо, осуществляющее

фактическое доведение объекта рекламирования до сведения потребителей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за

нарушение требований, установленных статьей 28 Закона о рекламе, несет

рекламодатель.

В силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является

изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования

и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно представленным документам и сведениям реклама финансовых

услуг распространялась на витрине по адресу: г. Москва, ул. Ивантеевская, д. 32, корп. 1, которая принадлежит ООО «ЛОМБАРД БАРС».

Из вышеизложенного следует, что ООО «ЛОМБАРД БАРС» является

рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Объективных доводов, свидетельствующих о невозможности соблюдения

требований части 13 статьи 28 Закона о рекламе, в том числе в части

нераспространения рекламы, незаконной по способу распространения потребителю

рекламы, сторонами не представлено.

Доказательств, свидетельствующих о прекращении распространения

указанной рекламы ООО «ЛОМБАРД БАРС» не представлено.

Таким образом, Комиссией Московского УФАС России в действиях

ООО «ЛОМБАРД БАРС» установлено нарушение части 13 статьи 28 Закона о

рекламе, выразившееся в распространении рекламной вывески 15.12.2022,

расположенной по адресу: г. Москва, ул. Ивантеевская, д. 32, корп. 1, следующего

содержания: «ЛОМБАРД. Залог под 5% в месяц», то есть рекламы финансовых

услуг, а именно услуги предоставления займов.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел,

возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о

рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от

24 ноября 2020 года № 1922 (далее — Правила), при установлении факта нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях

прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному

(обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении

нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия,

направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы

(пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект

рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на

получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33,

36 Закона о рекламе.

Также в дело не представлено документальных доказательств невозможности

продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной

информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданскоправовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых

рассматриваемая реклама размещалась.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных

при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны,

исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных

отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав

потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о необходимости

выдачи ООО «ЛОМБАРД БАРС» предписания о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно распространения с

нарушением части 13 статьи 28 Закона о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о

рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным

органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской

Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «ЛОМБАРД БАРС» нарушившим часть 13 статьи 28 Закона

о рекламе, выразившееся в распространении рекламной вывески 15.12.2022,

расположенной по адресу: г. Москва, ул. Ивантеевская, д. 32, корп. 1, следующего

содержания: «ЛОМБАРД. Залог под 5% в месяц», то есть рекламы финансовых

услуг, а именно услуги предоставления займов.

2. Выдать ООО «ЛОМБАРД БАРС» предписание о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу

Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об

административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса

Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,

предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской

Федерации.

 

Председатель комиссии

 <…>

 

Члены комиссии:

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны