Решение б/н б/а от 5 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-3970/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

03.04.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...> — главного государственного инспектора антимонопольного контроля торгов,

членов Комиссии:

<...> — заместителя начальника отдела антимонопольного контроля торгов,

<...> — специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля торгов,

при участии посредством видеконференцсвязи представителя ФГБУЗ КБ № 85 ФМБА России,

в отсутствие представителя АО «НПП «Квант», уведомленного надлежащим способом письмом Московского УФАС России исх. от 27.03.2023 № НП/13039/23,

рассмотрев жалобу ФГБУЗ КБ № 85 ФМБА России (далее - Заявитель) на действия АО «НПП «Квант» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению психологического освидетельствования сотрудников (реестровый № 32312171896, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заказчика, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению в Управление не поступало.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в допуске к участию в Закупке ООО «Медико-оздоровительная лига», признанного Победителем закупки.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Комиссией установлено, что 07.03.2023 Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено (https://zakupki.gov.ru/) извещение о проведении Закупки.

Согласно протоколу подведения итогов от 16.03.2023 № 32312171896-01 заявка ООО «Медико-оздоровительная лига» была допущена к участию в процедуре и признано Победителем закупки.

Как следует из доводов жалобы Заявителя, указанные действия Заказчика являются неправомерными, поскольку указанный участник не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам Закупки и действующему законодательству, в связи с чем заявка ООО «Медико-оздоровительная лига» подлежала отклонению.

Комиссия, рассмотрев указанный довод, установила следующее.

В соответствии с пунктом 2.3 Извещения участник должен обладать соответствующими профилю работ/услуг лицензиями, а также предоставить копии действующих лицензий на осуществление видов деятельности, соответствующих предмету договора.

В силу пункта 1.2 Технического задания оказание услуг осуществляется в соответствии с требованиями:

- Части 8 статьи 220 Трудового кодекса РФ;

- Статьи 6 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

- Приказа Минздрава России от 20.05.2022 № 342н «Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование»;

- Приказа Минздрава России от 24.11.2021 № 1092н «Об утверждении порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), порядка выдачи и формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, а также о признании утратившими силу отдельных приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации».

Согласно пункту 2.3 Технического задания освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» для проведения психиатрического освидетельствования в медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием работ (услуг) по психиатрическому освидетельствованию (далее - врачебная комиссия).

Таким образом, в соответствии с пунктами 1.2 и 2.3 Технического задания проводить психиатрические освидетельствования могут медицинские организации, которые имеют лицензию на право проведения психиатрического освидетельствования; врачебную психиатрическую комиссию, созданную в соответствии со статьи 6 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее — Закон о психиатрической помещении).

В статьей 6 Закона о психиатрической помощи установлено, что решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской федерации в сфере здравоохранения.

Требование о наличии врачебной комиссии, создаваемой в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» для проведения психиатрического освидетельствования в медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием работ (услуг) по психиатрическому освидетельствованию, указано в пункте 2.3 Технического задания.

  1. Вместе с тем Комиссия отмечает, что в статьей 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах охраны здоровья граждан) определено в том числе, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 5.1)

  2. Медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Одним из видов медицинского освидетельствования является психиатрическое освидетельствование Психиатрическое освидетельствование проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании (ст. 65 Закона об основах охраны здоровья граждан).

  3. Статьей 6 Закона о психиатрической помощи определено, что гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

  4. Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд.

  5. Вопросы создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации регулируются приказом Минздрава России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее — Порядок). В случае принятия решения о необходимости создания врачебной комиссии, при ее создании и деятельности в медицинских организациях положения Порядка являются обязательными для применения.

  6. На основании пунктов 5 и 7 Порядка врачебная комиссии создается на основании приказа руководителя медицинской организации. При этом положение о врачебной комиссии, регламентирующие цели, задачи и функции врачебной комиссии, порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, и состав врачебной комиссии утверждается руководителем медицинской организации.

  7. Таким образом, исходя из вышеизложенного, вопрос о наличии (отсутствии) оснований для признания гражданина непригодным к выполнению отдельных видов деятельности, в том числе деятельности, связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов) решается в особом порядке врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.

  8. Комиссией также установлено, что согласно проекту договора и техническому заданию услуги подлежат оказанию на территории города Москвы.

  9. Вместе с этим, Комиссией установлено, что решение врачебной комиссии и сообщение врачебной комиссии оформляется в соответствии приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 29.12.2020 1505.

  10. Приложением №4 к Приказу Департамента здравоохранения г. Москвы от 29.12.2020 № 1505 установлен Перечень медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих психиатрическую помощь, для проведения обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности», а именно:

  11. 1. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева Департамента здравоохранения города Москвы».

  12. 2. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Психиатрическая клиническая больница № 4 им. П.Б. Ганнушкина Департамента здравоохранения города Москвы».

  13. 3. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Психиатрическая больница № 13 Департамента здравоохранения города Москвы».

    1. 4. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Психоневрологический диспансер № 22 Департамента здравоохранения города Москвы».

    2. Таким образом, Победитель закупки отсутствует в перечне организаций, указанных в Приложении №4 к Приказу Департамента здравоохранения г. Москвы от 29.12.2020 № 1505.

    3. Вместе с тем согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.01.2020 №21 Федеральное медико-биологическое агентство (далее - ФМБА России) является федеральной службой, руководство деятельностью которой осуществляет Правительство Российской Федерации. При этом Комиссия отмечает, что требование о соответствии приказу Департамента здравоохранения г. Москвы от 29.12.2020 1505 не отменяет установленного законодательством права на оказание психиатрического освидетельствования организациями в частности федерального уровня, уполномоченными на то соответствующим органом управления здравоохранением.

  14. Однако ООО «Медико-оздоровительная лига» не является организацией, подведомственной Федеральному медико-биологическому агентству, и не включено в перечень медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения г. Москвы, уполномоченных на проведение обязательного психиатрического освидетельствования, утвержденный приказом Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ) от 29.12.2020 №1505 «О совершенствовании оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения».

  15. Кроме того Комиссией установлено, что Победитель Закупки не соответствует требованиям, указанным в Порядке, а именно в лицензии ООО «Медико-оздоровительная лига» (Л041-01137-77/00343348) указан иной вид медицинской деятельности – «психиатрическое освидетельствование», что является медицинской услугой в виде разового осмотра врача-психиатра с диагностической целью. Эта услуга может быть оказана и оказывается ООО «Медико-оздоровительная лига» исключительно в рамках Приказа Минздрава России от 28.01.2021 № 29н в составе предварительных и периодических медицинских осмотров, регулируется статьи 23 Закона о психиатрической помощи № 3185-1 ФЗ и не носит комиссионный характер.

  16. В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

  17. Таким образом, действия Заказчика по допуску ООО «Медико-оздоровительная лига» и признание указанного лица нарушают пункт 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

Комиссия, рассмотрев вопрос о выдаче Заказчику обязательного к исполнению предписания в целях устранения допущенного нарушения, установила следующее.

Согласно части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Итоговый протокол был размещен в ЕИС 16.03.2023, в связи с чем договор с победителем подлежал заключению не ранее истечения десятидневного срока — 27.03.2023 (включительно).

Вместе с тем Комиссией установлено, что 27.03.2023 08:35 в ЕИС был размещен договор на оказание услуг по проведению психологического освидетельствования сотрудников 138/П-23.

Оценив сведения о договоре от 27.03.2023 № 138/П-23, заключенного в электронном виде, Комиссия считает его ничтожным, поскольку договор, заключенный в нарушение требований части 15 статьи 3.2 Закона о закупках, считается ничтожным.

 

При таких обстоятельствах Комиссия делает вывод об отсутствии причин, препятствующих выдаче предписания по восстановлению нарушенных прав.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ФГБУЗ КБ № 85 ФМБА России» (ИНН: 7724010662; ОГРН: 1027700374591) на действия АО «НПП Квант» (ИНН: 7717585042; ОГРН: 5077746415533) при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны