Решение №47960/19 Решение 077/07/00-7385/2019 ООО «Навигатор-Т» на ФГУП «ГРЧЦ» от 18 сентября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Навигатор-Т»
Гарибальди ул., д. 11, оф. 6,
Москва, 119313
ФГУП «ГРЧЦ»
Дербеневская наб., д. 7, стр. 15, Москва, 115114
АО «ЕЭТП»
пр-т 60-я Октября, д. 9,
Москва, 117312
РЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-7385/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
12.08.2019 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО «Навигатор-Т» (далее - Заявитель) на действия ФГУП «ГРЧЦ» (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на закупку самоспасателей фильтрующих. (реестровый № 31908145846, далее - Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Заявитель оспаривает требования, указанные Заказчиком в Закупочной документации относительно характеристик закупаемого товара, которые противоречат, по его мнению, нормам ГОСТ, а также невозможность поставки эквивалента по предмету Закупки.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился, представив письменные возражения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона
о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также - Положение о закупках), размещено
на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — Официальный сайт).
Извещение о проведении Закупки опубликовано в ЕИС 29.07.2019.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В силу пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В приложении № 1 к Технического задания Заказчиком установлены необходимые технические характеристики к товару необходимому к поставке по условиям исполнения договора, в том числе капюшон самоспасателя для изоляции подмасочного пространства должен иметь внутреннюю систему самонатяжения оголовья, обеспечивающую плотное прилегание полумаски к лицу независимо от степени натяжения пользователем внешнего оголовья.
Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно установлены такие требования к объекту Закупки, что противоречит пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
В свою очередь, Заявитель ссылается на то, что в ГОСТ Р 53261-2009, соответствие товара которому устанавливает Заказчик, отсутствуют вышеперечисленные требования, в связи с чем, такие требования не подлежали включению Заказчиком в Закупочную документацию.
Самоспасатели фильтрующие, используемые при пожаре, должны в обязательном порядке должны соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» 019/2011 (далее - ТР ТС 019/2011) и требованиям ГОСТ Р 53261-2009 «Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний» (далее - ГОСТ Р 53261-2009).
Пунктом 4.4.1 пункта 4.4 «Требования к капюшону» ГОСТа Р 53261-2009 определено: «Капюшон должен полностью закрывать голову человека. Примечание - В конструкцию капюшона рекомендуется включать полумаску или четвертьмаску, которые закрывают нос и рот человека, изолируя подмасочное пространство от остального пространства под капюшоном».
В приложении № 1 к Технического задания Заказчиком установлены необходимые технические характеристики к товару необходимому к поставке по условиям исполнения договора, в том числе капюшон самоспасателя для изоляции подмасочного пространства должен иметь внутреннюю систему самонатяжения оголовья, обеспечивающую плотное прилегание полумаски к лицу независимо от степени натяжения пользователем внешнего оголовья. Капюшон и фильтр (фильтры) самоспасателя при использовании не должны ограничивать подвижность головы и шеи. При движении головы в стороны фильтр (фильтры) не должны упираться в тело пользователя для предотвращения сдвига полумаски (снижения герметичности). Для этого самоспасатель должен иметь боковое расположение фильтра (фильтров), для предотвращения упирания в плечо.
Пунктом 4.4.4 пункта 4.4 ГОСТа Р 53261-2009 установлено: «Капюшон при использовании не должен ограничивать подвижность головы, шеи, рук и туловища человека».
Исходя из возражений на жалобу установление такого требования в Закупочной документации обусловлено, в первую очередь, с целью исключения возможность сдвига полумаски, так как внутренняя система самонатяжения оголовья обеспечивает плотное прилегание полумаски к лицу независимо от внешнего оголовья, что в совокупности приводит к существенному улучшению показателей безопасности на пожарах и ЧС. Кроме того указанный в Техническом задании стандарт ГОСТ Р 53261-2009 и ТР ТС 019/2011 не содержат запрета на использование в конструкции самоспасателя внутренней системы самонатяжения оголовья.
Таким образом, по мнению Заказчика, соответствующее требование продиктовано его объективной потребностью в обеспечении безопасности.
В связи с изложенным, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Также Заявитель обжалует возможность участия в Закупке лишь одного поставщика.
В обоснование своей позиции Заказчик пояснил, что его потребностью является приобретение самоспасателей которые в наибольшей степени подходят для неподготовленных пользователей, имеющих в своей конструкции систему позволяющую исключить ошибки пользователя при надевании самоспасателя.
Кроме того, исходя из максимальных габаритных размером самоспасателей, были установлены требования к габаритным размерам контейнеров. При установлении данных габаритных размеров Заказчик руководствовался местом где будет размещен контейнер и количеством сотрудников которые будут использовать самоспасатели, находящиеся в контейнерах.
При этом в настоящее время на действующем рынке Российской Федерации представлено несколько самоспасателей разных производителей, отвечающих требованиям Технического задания, в частности самоспасатели «ЗЕВС-У» и «ШАНС-Е».
Комиссия отмечает, что при проведении Закупки Заказчик имеет право получить то, на что он рассчитывал, проводя конкурентную процедуру. Цели ее проведения (удовлетворение нужд Заказчика в работах, товарах, услугах) не будут достигнуты в случае принятия заявки, не соответствующей предъявленным требованиям. Само по себе желание участвующего в Закупке хозяйствующего субъекта поставить имеющийся у него товар, который такой участник считает наиболее приемлемым для Заказчика, не может свидетельствовать о соблюдении целей Закона о закупках, поскольку условия Закупочной документации, которые, безусловно, должны соответствовать действующему законодательству и не ограничивать в правах участников, формируются Заказчиком в соответствии с его потребностями.
Таким образом утверждение Заявителя о том, что описание габаритов контейнера для самоспасателей подходят лишь для одного производителя также не нашло своего подтверждения на заседании Комиссии.
В этой связи Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
-
Признать жалобу ООО «Навигатор-Т» (ИНН: 7736523644, ОГРН: 1057747250285) на действия ФГУП «ГРЧЦ» (ИНН: 7706228218, ОГРН: 1027739334479) при проведении Закупки необоснованной.
-
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 08.08.2019 № ПО/39936/19.
-
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.