Решение б/н б/а от 14 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-15597/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

09.09.2021                                                                    г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России (далее — Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей <............>; ООО «Центр – Р.И.Д.»; <............>,

рассмотрев жалобу <............> на организатора торгов ООО «Центр – Р.И.Д.» и конкурсного управляющего<............>. (далее — Конкурсный управляющий) при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 6779041, лот № 19) (далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов и Конкурсного управляющего при проведении Торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона
от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон
о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС России от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

Таким образом, Комиссией установлено, что жалоба подлежит рассмотрению
в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Решением Арбитражного суда Московской области от 12.12.2017 г. по делу № А41-9145/16 Общество с ограниченной ответственностью «Серпуховский лифтостроительный завод» (ИНН 5024090796 ОГРН 1075024008179, адрес: 142214, Московская область, Серпуховский район, де-ревня Ивановское, стр. 1) признано несостоятельным (банкротом), открыта процедура конкурсно-го производства, конкурсным управляющим утвержден <............>.

06.06.2021 сообщением № 6779041 на официальном сайте ЕФРСБ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕФРСБ) организатор торгов – ООО «Центр реализации имущества должников. Центр-Р.И.Д» разместил информацию о проведении торгов имуществом Должника (Лот 19 - ООО «Минора Лайф», ИНН 7702316760 (450 187 495, 25 руб.), на электронной торговой площадке ООО «Центр реализации» по адресу в Интернете: http://www.bankrupt.centerr.ru (далее – ЭТП).

Согласно доводам, изложенным в жалобе, Заявителем 30.06.2021 была подана заявка на участие в торгах № 65226, платежным поручением № 108 от 29.07.2021 года внесен задаток в размере 405 168, 75 руб. Согласно сообщению в ЕФРСБ № 7182335 от 18.08.2021 года, торги по лоту № 19 отменены на основании письма конкурсного управляющего. При этом соответствующее письмо опубликовано не было, в указанном сообщении на сайте ЕФРСБ сведения также отсутствуют.

В связи с чем, Заявитель выражает несогласие с принятым решением Организатора Торгов и считает его неправомерным.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Комиссия, изучив представленные в материалы дела документы и сведения, установила следующее.

Организатор торгов представил письменные возражения, в которых указал, что 30.07.2021 в 13:47 в адрес Организатора торгов поступило письмо от конкурсного управляющего ООО «СЛЗ»<............> о снятии с торгов 19 лота.

После чего, 30.07.2021 Организатором торгов были опубликованы и размещены сведения о снятии 19 лота с торгов на электронной торговой площадке путем публикации протокола в 15:13.

Вместе с тем, как пояснил <............>23.12.2020 состоялось заседание комитета кредиторов ООО «СЛЗ» на котором, в числе прочего, было принято решение «Дебиторскую задолженность ООО «Сепуховский лифтостроительный завод» продать на открытых торгах, утвердить положение о продаже дебиторской задолженности ООО «СЛЗ». Сообщение о результатах указанного комитета кредиторов включено в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (сообщение № 6015075 от 14.01.2021)

30.07.2021 состоялось заседание комитета кредиторов ООО «СЛЗ». В указанном заседании члены комитета кредиторов, рассмотрев сведения из отчета конкурсного управляющего ООО «Минора Лайф» (право требования к которому является предметом спорных торгов – Лот №19), пришло к выводу, что для максимального пополнения конкурсной массы ООО «СЛЗ» и наиболее полного удовлетворения требований кредиторов ООО «СЛЗ», целесообразно указанное право требования не продавать с дисконтом, а дождаться получения (взыскания) денежных средств от ООО «Минора Лайф». По указанной причине, на заседании комитета кредиторов было принято решение: внести изменения в Положение о продаже прав требования (дебиторской задолженности) ООО «Серпуховский лифтостроительный завод», утвержденное решением комитета кредиторов, состоявшегося 23.12.2020г. – исключить из состава дебиторской задолженности, подлежащей продаже на открытых торгах Лот №19 – право требования к ООО «Минора Лайф» в сумме 450 187 495,25 руб. (включено в реестр требований кредиторов ООО «Минора Лайф» на основании определения Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2019г. по делу № А40-159374/15-88-282 «Б»). Обязать конкурсного управляющего снять с торгов Лот №19.

Комиссия оценив представленные документы и сведения отмечает следующее.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов. Организатор торгов уведомляет всех заявителей о результатах рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и признании или непризнании заявителей участниками торгов посредством направления заявителям в письменной форме или в форме электронного документа копий протокола об определении участников торгов в течение пяти дней со дня подписания указанного протокола.

Сообщение о проведении торгов было опубликовано 06.06.2021, форма проведения торгов: Публично предложение. Дата и время начала подачи заявок: 07.06.2021 00:00, Дата и время окончания подачи заявок: 05.08.2021 23:59.

Заявка Заявителя была подана 30.07.2021 на периоде, длящемся с 27.07.2021 по 31.07.2021.

В соответствии с пунктом 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Учитывая указанные выше правовые нормы, приняв во внимание отсутствие в Законе о банкротстве императивного запрета на отказ организатора торгов (внешнего, конкурсного управляющего) от продажи имущества должника посредством публичного предложения, а также правовую природу торгов в форме публичного предложения, Комиссия приходит к выводу о том, что Организатор торгов (конкурсный управляющий) вправе отказаться от проведения торгов в форме публичного предложения до получения первой заявки на участие в торгах. Изложенная правовая позиция нашла свое отражение в сложившейся судебной практике (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2016 № 308‑ЭС15-19289).

Материалами дела установлено, что Организатором торгов было принято решение об отмене Торгов после начала приема заявок на участие в торгах и поступления первой заявки Заявителя, то есть с нарушением срока для отмены торгов.

Являясь Организатором торгов и зная о наличии поступившей заявки, Организатор торгов в нарушение требований законодательства о банкротстве отменил торги, тем самым нарушив права и законные интересы Заявителя, а поэтому указанные действия Организатора торгов не могут быть признаны законными.

В связи с вышеизложенным, Комиссия признает жалобу Заявителя на действия Организатора торгов обоснованной.

В действиях Организатора торгов усматриваются нарушения требований пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве, части 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Вместе с тем, Комиссия обязательное к исполнению предписание не выдает, поскольку дальнейшее проведение торгов относится к исключительной компетенции кредиторов, решение которых подлежит оспариванию в судебном порядке.

Кроме того, частью 4 статьи 448 ГК РФ предусмотрено единственное последствие нарушения сроков отмены торгов, а именно — обязанность организатора торгов возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

При этом Комиссия также отмечает, что полномочия антимонопольного органа ограничены возможность рассмотрения действий организатора торгов или конкурсного управляющего в части заключения договора, в случае если последний выступал также и организатором торгов. В настоящем случае, обжалование действий конкурсного управляющего при формировании конкурсной массы не входит в полномочия антимонопольного органа и может быть оспорено исключительно в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.

В свою очередь, оценка действий конкурсного управляющего, не являющегося организатором торгов, не относится к полномочиям антимонопольного органа.

Согласно части 8 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация.

В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве внешний управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий; конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий.

Таким образом, в случае если конкурсный управляющий (внешний управляющий) выступает в качестве организатора торгов при проведении торгов в рамках Закона о банкротстве, антимонопольный орган по итогам рассмотрения жалобы в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, вправе выдать такому конкурсному управляющему (внешнему управляющему) обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В случае если организатором торгов при проведении конкурсного производства выступает специализированная организация, привлеченная на договорной основе конкурсным управляющим (внешним управляющим), при выявлении антимонопольным органом нарушений законодательства Российской Федерации при организации и проведении таких торгов, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обязательное для исполнения предписание выдается специализированной организации как организатору данных торгов.

Таким образом, антимонопольным органом рассматриваются жалобы на действия (бездействие) конкурсного управляющего (внешнего управляющего), исключительно в случае если он является организатором торгов.

Указанная позиция также отражена в письме ФАС России от от 30 июня 2016 г. № РП/44252/16.

В данном случае, организатором торгов является специализированная организация, а не конкурсный управляющий, в связи с чем, доводы Заявителя о нарушении его прав действиями Конкурсного управляющего оставлены Комиссией без рассмотрения.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной, в части оспаривания действий Конкурсного управляющего — оставить жалобу без рассмотрения.

  2. Установить в действиях Организатора торгов нарушение пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве, части 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.

  3. Обязательное для исполнения предписание Организатору торгов не выдавать.

     

    Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны