Решение б/н б/а от 10 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-1414/2023 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров


08.02.2023                                                                                    г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<.............>,

членов Комиссии:

<.............>,

<.............>,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Ростком Центр», ГБУ «Жилищник района Филевский парк»,

рассмотрев жалобу ООО «Ростком Центр» (далее — Заявитель) на действия ГБУ «Жилищник района Филевский парк» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на формирование материально-технического запаса для ремонта и содержания жилого фонда(реестровый № 32212007325) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы, заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в процедуре, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Комиссией установлено, что 29.12.2022 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на формирование материально-технического запаса для ремонта и содержания жилого фонда (реестровый № 32212007325) (далее – аукцион, процедура).

Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок от 19.01.2023 заявка Заявителя отклонена на основании «Непредставления в составе заявки обязательных для предоставления документов и сведений, либо наличия в таких документах недостоверных сведений, в соответствии с п.п.13.4.1. и п.п.14.1 ПОЗ и требованиям документации о закупке в части п.п.3-5 п.27 Информационной карты, а именно:

В пункте «124» заявки участник указал тип шлица шуруп-глухаря: «Тип шлица - (головка шестигранная, шлиц-отсутствует)», а согласно пункту «124» перечня материалов в качестве требований установлено: «Тип шлица Рz2; Рh2», одновременно с тем, указание на тип головки в перечне материалов отсутствует.

В пункте «126» заявки участник указал тип шлица шуруп-с шестигранной головкой: «Тип шлица - (головка шестигранная, шлиц-отсутствует)», а согласно пункту «126» перечня материалов в качестве требований установлено: «Тип шлица Рz2; Рh2», одновременно с тем, указание на тип головки в перечне материалов отсутствует.».

Так, подпунктом «б» пункта 3.2 Закупочной документации установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 20 Информационной карты установлены следующие требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в аукционе:

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации.

Приложением № 2 к Техническому заданию представлены сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме, а также инструкция по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов) (далее — Инструкция).

Так, по позиции 124 «Шуруп-глухарь 10 х 140» установлены следующие технические характеристики:

 

Наименование товара (материала)

Требуемый параметр

Требуемое значение

Шуруп-глухарь 10 х 140

Тип шлица

Рz2; Рh2

 

По позиции 126 «Шуруп с шестигранной головкой 10 х 140» установлены следующие технические характеристики:

 

Наименование товара (материала)

Требуемый параметр

Требуемое значение

Шуруп с шестигранной головкой 10 х 140

Тип шлица

Рz2; Рh2

 

В соответствии с Инструкцией все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д.

Перечисление ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д. осуществляется заказчиком с указанием соответствующих пунктов наименований товаров, содержащихся в Сведениях о товаре.

В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе «Значение, предлагаемое участником» допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк «-», либо указывать «не нормируется», либо указать «отсутствует».

Участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ, оказании услуг указанного в «СВЕДЕНИЯ О КАЧЕСТВЕ, ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ТОВАРА, ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВАХ) ТОВАРА, РАЗМЕРЕ, УПАКОВКЕ, ОТГРУЗКЕ ТОВАРА И ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ТОВАРЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОТОРЫХ ПРЕДУСМОТРЕНО ДОКУМЕНТАЦИЕЙ ОБ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ.»

В случае, когда предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров, участником закупки указывается диапазон значений.

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки представлено техническое предложение, в котором по позициям 124, 126 представлены следующие технические характеристики:

 

Наименование товара (материала)

Требуемый параметр

Требуемое значение

Значение, предлагаемое участником

Шуруп-глухарь 10 х 140

Тип шлица

Рz2; Рh2

- (головка шестигранная, шлиц-отсутствует)

Шуруп с шестигранной головкой 10 х 140

Тип шлица

Рz2; Рh2

- (Шуруп с шестигранной головкой, шлиц-отсутствует)

 

В части позиции 124 «Шуруп-глухарь 10 х 140» Заявитель пояснил, что в соответствии со стандартами DIN 571, ГОСТ 11473-75. Исходя из DIN 571, а также наименования стандарта ГОСТ 11473-75 - это шурупы с шестигранной головкой. Таким образом, а также в соответствии с нормативными документами и Инструкцией, Заявитель в составе заявки предложил к поставке Шуруп-Глухарь 10х140 без шлица, с шестигранной головкой с указанием в первой части заявки: «- (головка шестигранная, шлиц-отсутствует)».

По позиции 126 «Шуруп с шестигранной головкой 10 х 140» Заявитель указывает, что исходя из наименования, требуемого к поставке товара, Шуруп с шестигранной головкой 10 х 140 - это головка данного шурупа шестигранная (под ключ). Данный товар выпускается в соответствии со стандартами DIN 571, ГОСТ 11473-75. Шуруп с шестигранной головкой это всего лишь еще одно наименование Шурупа-глухаря. Таким образом, а также в соответствии с нормативными документами, Инструкцией и наименованием товара, Заявитель в составе заявки предложил к поставке Шуруп с шестигранной головкой 10 х 140 без шлица, с указанием в первой части заявки: «- (Шуруп с шестигранной головкой, шлиц-отсутствует)».

Как пояснил Заказчик, данное требование инструкции относится к товарам, показатели которых имеют сноску к конкретному ГОСТу. В иных случаях участники закупки должны заполнять требуемые показатели строго на основании Инструкции.

Вместе с тем, Комиссия критически оценивает доводы Заказчика о том, что требование инструкции относится к товарам, имеющим сноску к конкретному ГОСТу, поскольку в Закупочной документации не установлено требований к конкретному ГОСТу, в связи с чем участник вправе указать в своей заявке технические характеристики в соответствии с требованиями ГОСТ.

Комиссия отмечает, что документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования.

Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом организатору закупки надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно формирования подаваемых на участие в закупке заявок.

Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений, либо отсутствие в закупочной документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.

Названный правовой подход наиболее полно обеспечивает баланс частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, поскольку направлен на повышенную защиту участника торгов как более слабой стороны в указанных правоотношениях.

Доказательств обратного Заказчиком не представлено, а Комиссией не установлено.

В настоящем случае, Комиссия приходит к выводу, что отклонение заявки Заявителя за несоответствие такой заявки требованиям документации, неправомерно.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 частью 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным в пункте 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

В соответствии с подпунктом "а" пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Однако, поскольку ранее по результатам рассмотрения жалобы другого Участника по идентичным основаниям, Комиссией Московского УФАС России было выдано предписание по делу №077/07/00-1091/2023 о пересмотре заявок, Комиссией Московского УФАС России принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Ростком Центр» (ИНН: 5047186568; ОГРН: 1165047057251) на действия ГБУ «Жилищник района Филевский парк» (ИНН: 7730698817; ОГРН: 5137746233048) при проведении закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны