Решение б/н б/а от 15 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-1436/2023 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров


10.02.2023                                                                                                             г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<..........>,

членов Комиссии:

<..........>,

<..........>,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ФБУ «Ростест-Москва», ООО «МСК АКТИВ»,

в отсутствие представителей ООО «ПрофТехСервис», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 08.02.2023 № НП/5906/23,

рассмотрев жалобу ООО «ПрофТехСервис» (далее — Заявитель) на действия ФБУ «Ростест-Москва» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по ежедневной эксплуатации, техническому обслуживанию и выполнению работ по текущему ремонту и замене элементов систем вентиляции, кондиционирования, отопления, водоснабжения (ГВ, ХВ, противопожарный водопровод), декоративной подсветки, рекламы, информационного табло и освещения в здании площадью 20085,3 кв. м., расположенном по адресу: г. Москва, Нахимовский проспект д. 31 (реестровый № 32312043351) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу в назначенное время, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о переносе рассмотрения жалобы, в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Заявителя.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы, Заявитель выражает несогласие с уставленным требованием к участнику закупки о наличии членства СРО на капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда. По мнению Заявителя, учитывая, что объектом закупки является выполнение работ по ежедневной эксплуатации, техническому обслуживанию и выполнению работ по текущему ремонту и замене элементов систем вентиляции, кондиционирования, отопления, водоснабжения (ГВ, ХВ, противопожарный водопровод), декоративной подсветки, рекламы, информационного табло и освещения в здании, Заказчиком установлено излишнее требование о членстве участника закупки в саморегулируемой организации.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.

Комиссией установлено, что 19.01.2022 Заказчик на сайте электронной торговой площадки ООО «РТС- тендер» (http://www.rts-tender.ru), а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по ежедневной эксплуатации, техническому обслуживанию и выполнению работ по текущему ремонту и замене элементов систем вентиляции, кондиционирования, отопления, водоснабжения (ГВ, ХВ, противопожарный водопровод), декоративной подсветки, рекламы, информационного табло и освещения в здании площадью 20085,3 кв. м., расположенном по адресу: г. Москва, Нахимовский проспект д. 31 (реестровый № 32312043351) (далее- конкурс, процедура).

Так, пунктом 10 Информационной карты установлены обязательные требования к участникам, в том числе, соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки. Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (далее - СРО), иметь право осуществлять капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии); соответствие уровня ответственности участника закупки (члена СРО) уровню ответственности, предусмотренному частями 12, 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Информационной карты предметом договора является оказание услуг по ежедневной эксплуатации, техническому обслуживанию и выполнению работ по текущему ремонту и замене элементов систем вентиляции, кондиционирования, отопления, водоснабжения (ГВ, ХВ, противопожарный водопровод), декоративной подсветки, рекламы, информационного табло и освещения в здании площадью 20085,3 кв. м., расположенном по адресу: г. Москва, Нахимовский проспект д. 31.

Так, Разделом II Закупочной документации установлено техническое задание, в котором представлен перечень и характеристики услуг/работ.

Пунктом 1.3.3 Технического задания регламент работ комплекса операций по поддержанию в работоспособном состоянии системы вентиляции, который включает в себя, в том числе, очистку, протирку, смазку, подпайку, замену или восстановление элементов систем, выработавших ресурс или пришедших в негодность.

Пунктом 1.3.6 Технического задания установлен регламент работ комплекса операций по поддержанию в работоспособном состоянии системы отопления, включающий в себя для поддержания в работоспособном состоянии системы отопления необходимо производить комплекс мероприятий, в том числе:

- ремонт и замена изношенных или вышедших из строя элементов системы отопления;

- замена отдельных участков трубопроводов (длиной до 3 м. п. в одном месте) при необходимости.

Регламент работ по эксплуатации и техническому обслуживанию системы отопления:

 

Ежедневно:

- устранение неисправностей аварийного порядка трубопроводов системы отопления и их сопряжений (с фитингами, арматурой) – работы выполняются немедленно;

- устранение аварий на оборудовании Заказчика, проведение аварийно-восстановительных работ, включающие замену и (или) восстановление элементов систем.

Еженедельно:

ремонт и замена изношенных или вышедших из строя элементов системы отопления;

замена отдельных участков трубопроводов (длиной до 3 м. п. в одном месте) при необходимости.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что Закупочной документацией предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту систем инженерно-технического обеспечения здания. Непосредственно работы по капитальную ремонту указаны в п. 1.3.3, п. 1.3.6 Технического задания.

Также в подтверждение своих доводов Заказчик ссылается на пункт 14.2. статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) –это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что работы по замене объектов строительства проводятся при необходимости, о чем и указано в Техническом задании.

Кроме того, на вопрос Комиссии Заказчик пояснил, что процент объема выполняемых работ по капитальному ремонту будет выявлен при эксплуатации и такие работы будут проводится при необходимости.

Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» отменено требование о получении допуска СРО на выполнение работ, включенных в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624.

Понятия строительства, реконструкции и капитального ремонта закреплены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ):

13) строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

14.2) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженернотехнического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В соответствии с частью 8 статьи 55.24 ГрК РФ техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией.

В силу части 8.1. статьи 55.24 ГрК РФ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, при проведении текущего ремонта зданий, сооружений может осуществляться замена и (или) восстановление отдельных элементов строительных конструкций таких зданий, сооружений (за исключением элементов несущих строительных конструкций), элементов систем инженернотехнического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения таких зданий, сооружений.

Исходя из изложенного, предмет Закупки не относится ни к капитальному ремонту, ни к строительству, то есть ни к одному виду деятельности, требующих членства в СРО для осуществления такой деятельности.

Также в ходе рассмотрения жалобы Комиссия запросила у Заказчика документы, подтверждающие проведение работ по капитальному ремонту, в том числе, проектную и рабочую документацию, на основании которой проводится оспариваемая закупка.

После чего, Заказчиком в материалы дела была представлена проектная документация на реконструкцию существующих и создание дополнительных инженерных систем №190-4/003/14-П-АС 2014 года, проектную документацию на реконструкцию существующих и создание дополнительных инженерных систем, а именно: системы общеобменной вентиляции; системы кондиционирования в административной здании ФБУ «Ростест-Москва» № 190-4/003/14-П-ОВК от 2014 года, рабочая документация на реконструкцию вентиляционной системы в здании ФБУ «Ростест-Москва» № ГК-000200/13-Р-ОВК, а также смета на проведение работ по ремонту систем, включающие в себя ремонтные работы по замене шарового крана, замене фасадного светильника декоративной подсветки и др.

Вместе с тем Комиссия обращает внимание на то, что представленная Заказчиком проектная и рабочая документация датирована 2014 годом. При этом Комиссией установлено, что работы по указанной документации проводились в рамках закупок № 31400939622, № 31400849060 на выполнение ремонтно-восстановительных работ помещений и элементов инженерных систем в здании ФБУ «Ростест-Москва», которые проводились в 2014 году.

Таким образом, представленная Заказчиком проектная и рабочая документация использовалась в рамках проведения конкретных закупок.

Доказательств использования в рамках проведения оспариваемой закупки указанной документации Заказчик не представлено.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (далее - СРО), иметь право осуществлять капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда в данном случае неправомерно, поскольку указанные услуги будут оказаны в процессе эксплуатации и большая часть услуг проводится по необходимости, при условии, что основным и первостепенным предметом услуг является техническое обслуживание и выполнение работ по текущему ремонту.

В связи с чем данное требование должно быть установлено к исполнителю по договору.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при закупке товаров, работ и услуг руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам Закупки.

Вместе с тем действия Заказчика в настоящем случае упомянутым целям и принципам не соответствовали, поскольку объективно повлекли за собой их нарушение. Между тем, указанные действия Заказчика влекут за собой не только нарушение принципов равноправия и справедливости (пункт 1 статьи 3 Закона о закупках), но и принципа недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

В этой связи Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ПрофТехСервис» (ИНН: 7701661097; ОГРН: 1067746635296) на действия ФБУ «Ростест-Москва» (ИНН: 7727061249; ОГРН: 1027700066415) при проведении закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны