Решение б/н б/а от 24 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-22633/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
21.12.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Компания Абсолют», ПАО «Россести Московский Регион»;

рассмотрев жалобу ООО «Компания Абсолют» (далее также — Заявитель, Общество) на действия ПАО «Россести Московский Регион» (далее также — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право определения исполнителя на оказание услуг по уборке и техническому обслуживанию инженерных систем административных зданий и территорий филиала ПАО «Россети Московский регион» - Энергоучет (реестровый № 32110825525, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки от дальнейшего участия в процедуре.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о проведении Закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок (адрес в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru) 16.11.2021.

Дата и время окончания подачи заявок 24.11.2021 в 11:00.

Дата рассмотрения первых частей заявок - 09.12.2021.

Дата рассмотрения вторых частей заявок - 10.12.2021.

Дата подведения итогов - 10.12.2021 .

Из протокола рассмотрения вторых частей заявок от 10.12.2021 (далее - Протокол) следует, что заявка Общества отклонена от участия в закупке со следующим обоснованием: «- пп.2. п.6.3.3. Документации о закупке: к сводной таблице стоимости не представлен сметный расчёт, составленный по требованиям к сметной документации указанной в ТЗ».

Заявитель не согласен с указанным в Протоколе основанием отклонения заявки, считая, что его заявка в полной мере соответствует требованиям Закупочной документации, поскольку в составе заявки представлен сметный расчет от 24.11.2021 в формате электронной таблицы. В свою очередь, по мнению Заявителя, требование Заказчика об обязательном представлении сметного расчета в формате «sobx» ПК Smeta.ru является избыточным, поскольку налагает на участника дополнительные затраты в виде покупки специального ПО.

В силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации подлежат указанию требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно подпункту 2 пункта 6.3.3 Документации в ценовом предложении участник должен предоставить сводную таблицу стоимости по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации, с приложением сметного расчёта, который является приложением к Сводной таблице стоимости. Данные документы должны быть составлены в соответствии с коммерческим предложением Участника. Сметный расчет должен быть предоставлен в сканированном виде, а также в электронном виде в одном из следующих форматов (по выбору Участника закупки):

• в формате «sobx» ПК Smeta.ru;

• в формате электронной таблицы (приложение 3).

Содержание сметных расчетов, предоставленных в электронной форме должно соответствовать сканированным сметным расчетам.

Сводная таблица стоимости, а также сметный расчет, должны соответствовать стоимости заявки участника, указанной в коммерческом предложении.

Заказчик с доводами жалобы не согласился и пояснил, что при формировании закупки были определены виды работ и их объемы, условия производства работ, а также сроки выполнения работ. Потенциальный исполнитель, на основании Технического задания, должен составить сметный расчёт, который после проведения ТЗП становится приложением к Договору. На основании этого сметного расчёта в последствие осуществляется формирование актов выполненных работ, что существенно облегчает работу, как Заказчика, так и Исполнителя работ.

Согласно пункту 3.1.5 Документации неполное предоставление информации, запрашиваемой в Документации о закупке, или же подача заявки, не отвечающей требованиям Документации о закупке, является основанием для признания заявки несоответствующей требованиям документации о закупке и отклонения участника от участия в закупке.

Таким образом, требования о соблюдении требования к составу заявки являются обязательными к соблюдению при подаче заявки всеми участниками обжалуемой процедуры, в связи с чем доводы жалобы Заявителя об отклонении заявки на основании оценочных критериев отклоняется Комиссией как несостоятельный.

При этом Заказчик указал, что сметный расчет Заявителя был составлен с нарушением требований к форме представления сведений, установленных в приложении 3 к Документации.

На вопрос Комиссии о причинах предоставления сведений иного содержания в сметном расчете Заявитель пояснил, что именно такая форма сметного расчета применяется в Общества при составлении аналогичных документов.

Изучив представленные документы, Комиссия установила следующее.

В пункте 3.2 Технического задания указаны требования к заявкам в том числе то, что участник должен представить сметные расчёты стоимости услуг, которые должны быть составлены в соответствии с составом и технологией услуг, указанных в ведомостях объемов (Приложение 1 и 2 к ТЗ) с использованием указанных в ТЗ сметно-нормативных баз и применением указанных в ТЗ индексов пересчёта.

Необходимо отметить, что в состав закупаемых услуг входит не только уборка помещений и территорий, но и техническое обслуживание инженерных систем включая кондиционеры.

Так ведомость объемов (Приложение 1 к ТЗ) содержит в себе как объемы работ, выполняемые раз в году, так и работы, фактический объем которых и период их выполнения не определен (например: прочистка труб, смена умывальников, смена сгонов, установка розеток, смена пожарного вентиля).

Потенциальный исполнитель, на основании нашего Технического задания, должен составить сметный расчёт, который после проведения ТЗП становится приложением к Договору. На основании этого сметного расчёта в ходе договорных отношений осуществляется формирование актов выполненных работ, что существенно облегчает работу, как Заказчика, так и Исполнителя работ.

Вместе с тем представленный в составе заявки Сметный расчет от 24.11.2021 не соответствовал вышеуказанным требованиям, в связи с чем не мог быть принят Заказчиком в качестве надлежащего документа.

При этом доводы Заявителя о том, что его Сметный расчет не был принят к рассмотрению ввиду использования формата, отличного от «sobx» ПК Smeta.ru, не находит своего подтверждения. Положения Закупочной документации предоставляют участнику возможность выбора из двух вариантов форматов («sobx» и «xlsx»).

Комиссия отмечает, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).

В свою очередь, Комиссией установлено, что представленный в составе заявки Общества Сметный расчет от 24.11.2021 не соответствовал требованиям подпункта 2 пункта 6.3.3 Документации, в связи с чем у Заказчика имелись правовые основания для отклонения заявки от дальнейшего участия в Закупке.

Вместе с тем положения Закупочной документации не оспаривались Заявителем в регламентированные сроки. Согласно статье 8 ГК РФ, подавая заявку, Общество согласилось с условиями проведения конкурентной процедуры, в том числе в части требований к оформления заявок, а равно приняло на себя риски по отклонению заявки в случае несоответствия таким требованиям.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

При таких обстоятельствах, Комиссия, изучив представленные документы и сведения в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о наличии у Заказчика правовых оснований для отклонения заявки Общества от дальнейшего участия в Закупке и признает жалобу необоснованной в указанной части.

Также Комиссия отмечает, что доводы жалобы, связанные с оспариванием положений Закупочной документации подлежат оставлению без рассмотрения ввиду пропуска Обществом регламентированных сроков на обжалование указанных действий Заказчика.

Так, сроком окончания подачи заявок определено 24.11.2021.

В свою очередь, жалоба Заявителя была направлена в антимонопольный орган 13.12.2021.

Согласно статье 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Обжалование Заявителем положений Документации после принятия участия в самой закупочной процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, в связи с чем обжалование участником Закупки положений Документации после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.

Резюмируя изложенное, Комиссия оставляет жалобу Заявителя на положения Документации без рассмотрения.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Оставить жалобу ООО «Компания Абсолют» на действия ПАО «Россести Московский Регион» при проведении Закупки без рассмотрения в части обжалования Документации, в остальной части — признать необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 16.12.2021 № НП/77208/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны