Решение б/н б/а от 14 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Ленстрой»

Дубнинская ул, дом 40А, корпус 4, к. 180,г. Москва, 127591

ГБУЗ ЦПСиР ДЗМ

Ставропольский пр-т, д. 24А,г. Москва, 117209

АО «ЕЭТП»

Кожевническая ул., д. 14, стр. 5,г. Москва, 115114

РЕШЕНИЕпо делу No 077/07/00-6318/2020 о нарушениипроцедуры торгов и порядка заключения договоров

10.04.2020 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедурыторгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

;

при участии представителей посредством конференц-связи:от ГБУЗ ЦПСиР ДЗМ:  ;

в отсутствие представителя ООО «Ленстрой», извещенного надлежащим образом одате, месте и времени рассмотрения жалобы по существу письмом Московского УФАС России от 09.04.2020 No ПО/19113/20;

рассмотрев жалобы ООО «Ленстрой» (далее — Заявитель) на действия ГБУЗ ЦПСиР ДЗМ (далее Заказчик) при проведении аукционов в электронной форме, участникамикоторого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на правозаключения договора на текущий ремонт помещений В204, В226, В642 и коридора В 628 сошлюзом в здании ГБУЗ ЦПСиР ДЗМ(реестровый No 32008997252) (далее — Аукцион),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 No 135-ФЗ «О защитеконкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действияЗаказчика при проведении Аукциона.

Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика выразилось внеправомерном отклонении заявки Заявителя от участия в Аукционе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поправилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия(бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки,конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов,заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведениекоторых является обязательным в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок всоответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 No 223-ФЗ «О закупках товаров, работ,услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключениемжалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации оконтрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечениягосударственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие)организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционнойкомиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшимизаявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушениемустановленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации опроведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены илинарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющихучастникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленномтаким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, вих числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящегоФедерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки,содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системеположении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона озакупках.

Согласно Протоколу No 1 рассмотрения первых частей заявок на участие впроцедуре No 32008997252 от 31.03.2020 участник ООО «Ленстрой» (Номер заявкиNo 365503) отклонен от дальнейшего участия в Аукционе со следующим обоснованием:

«1) На основании несоответствия первой части заявки требованиям подпункта17.1 пункта 17 Раздела II. «Требования к участникам закупки и необходимый переченьдокументов для участия в закупке. Порядок оформления заявки» документации обэлектронном аукционе, «Инструкции по предоставлению сведений в первой частизаявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемыхучастником закупки товаров (материалов)» Приложения 2 к техническому заданиюдокументации об электронном аукционе (далее – Инструкция), а именно:- информация, предоставленная участником закупки в первой части заявки научастие в электронном аукционе при описании показателей используемого привыполнении работ товара, не соответствует требованиям, установленнымдокументацией об электронном аукционе:Форма профилей («Прокат арматурный (тип 2)»; п.76 Заявки), а именно:участником закупки при указанном значении «15 мм» показателя «Номинальныйдиаметр dн» указано значение «2ф» показателя «Форма профилей» несоответствующее положениям таблицы А.2 Приложения А ГОСТ 34028-2016.2) На основании несоответствия первой части заявки требованиям подпункта 17.1 пункта 17 Раздела II. «Требования к участникам закупки и необходимый переченьдокументов для участия в закупке. Порядок оформления заявки» документации обэлектронном аукционе, «Инструкции по предоставлению сведений в первой частизаявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемыхучастником закупки товаров (материалов)» Приложения 2 к техническому заданиюдокументации об электронном аукционе (далее – Инструкция), а именно:- информация, предоставленная участником закупки в первой части заявки научастие в электронном аукционе при описании показателей используемого привыполнении работ товара, не соответствует требованиям, установленнымдокументацией об электронном аукционе:Форма профилей («Прокат арматурный (тип 3)»; п.90 Заявки), а именно:участником закупки при указанном значении «15 мм» показателя «Номинальныйдиаметр dн» указано значение «2ф» показателя «Форма профилей» несоответствующее положениям таблицы А.2 Приложения А ГОСТ 34028-2016».

Заявитель с указанными причинами отклонения своей заявки не согласился и направилжалобу в антимонопольный орган, в которой указывает, что фактически предложенный Заявителем товар полностью соответствует требованиям технического задания Аукционнойдокументации, а также требованиям государственных стандартов.

Комиссия, рассмотрев указанные доводы Заявителя, приходит к выводу, чтотребования Заказчика сформированы таким образом, что участник Аукциона можетошибиться и предоставить значение иное, отличное от требований Аукционнойдокументаций, которая, в свою очередь, вводит участников Аукциона в заблуждение.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупкедолжны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам,функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, кразмерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком ипредусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми иприменяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии сзаконодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемойуслуги потребностям заказчика.Во исполнение приведенной нормы права Заказчикомразработана и утвержденаАукционнаядокументация, в которой им предъявлены требования к функциональным итехническим характеристикам товаров, подлежащих использованию при выполнении работ,являющихся предметом Аукциона.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации оконкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующимиправилами, а именно в описание предмета закупки не должны включаться требования илиуказания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований,патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страныпроисхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам приусловии,что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количестваучастников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа,обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предметазакупки.

Документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, всоответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должнасодержать возможности ее множественного толкования. Указанная документация должнасодержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявкинаправо участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанныхв заявках предложений заказчиком.

В этой связи представляется возможным сделать вывод, что, в целях исключениякакого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той илииной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правомзаказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования кучастникам закупки.

Способ же изложения требований, допущенный Заказчиком в настоящем деле, в томчисле инструкция по заполнению заявки, не позволяет идентифицировать надлежащуюпотребность Заказчика и, как следствие, провоцирует допущение участником Аукциона ошибок при заполнении заявок.

Подобное составление Аукционной документации вводит участников закупкивзаблуждение относительно технических характеристик заявленного товара, предоставляяЗаказчику возможность манипулировать результатами проводимой закупки в собственныхинтересах.Комиссия отмечает, что положения Закона о закупках не обязывают участника закупкииметь в наличии товар в момент подачи заявки. В связи с чем требования Заказчика оподробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как ввиде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения)химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологиипроизводства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятсяизвестными только при испытании определенной партии товара после его производства,имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Названный правовой подход, изложенный в пункте 3 письма ФАС России от 01.07.2016No ИА/44536/16, подержан Верховным Судом РФ в решении от 09.02.2017 по делуNo АКПИ16-1287, в котором Суд указал, что желание заказчика требовать от участниказакупки подробного описания в заявке различных показателей значения товара, в том числеи те, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после егопроизводства фактически направлены на создание неравных условий для участниковзакупки, что не соответствует принципу обеспечения конкуренции, закрепленному в статье8Закона о контрактной системе. Комиссия полагает возможным допустить правовой подход,изложенный Верховным Судом Российской Федерации к рассматриваемымправоотношениям.

Предъявление к участнику закупки требований о представлении в составе своей заявкиконкретных показателей сопутствующих комплектующих товара, в отношении которогозаказчиком установлены неизменяемые показатели, равно как и отклонение такогоучастника ввиду неуказания им таких показателей не только напрямую противоречиттребованиям Закона о закупках, не соответствует балансу частных и публичных интересов(на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд РоссийскойФедерации в постановлении от 29.03.2011 No 2-П) и стабильности публичных правоотношений, но и противоречит законодательно закрепленному принципу равенстваучастников гражданских правоотношений (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодексаРоссийской Федерации (далее - ГК РФ), презумпции добросовестности участников такихправоотношений ( пункт 5 статьи 10 ГК РФ), а также законодательно установленномузапрету на злоупотребление правом ( пункт 1 статьи 10 ГК РФ), поскольку подобноетребование не только является бесполезным дублированием требований аукционнойдокументации (предлагаемого к поставке товара не станет внезапно больше, нежелитребуется заказчику, и у такого товара не появятся иные показатели в части веса и формыупаковки, если участником дано согласие на предъявленные заказчиком в этой частитребования) и беспричинно усложняет процесс заполнения заявки, но и в принципеоставляет разрешение вопроса о допуске той или иной заявки к участию в аукционе наисключительное субъективное усмотрение заказчика (который единолично разрешаетвопрос достаточности ему согласия участника или необходимости указания им конкретныхпоказателей своего товара).

Техническим заданием предусмотрено, что применяемые при выполнении работ наобъекте товары по характеристикам должны соответствовать требованиям Приложения No 2к техническому заданию – «Сведения о качестве, технических характеристик товара, егобезопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара,размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которыхпредусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме». Все товары,используемые при выполнении работ (в том числе строительные материалы, изделия иоборудование, используемые для проведения работ), должны быть разрешены кприменению на территории Российской Федерации, иметь документ изготовителя,содержащий все существенные технические характеристики, иметь соответствующиесертификаты, технические паспорта, а также другие документы, удостоверяющие ихкачество, если их наличие предусмотрено действующим законодательством, должны бытьновыми, не бывшими в эксплуатации, не восстановленными, без дефектов изготовления, неповрежденными, без каких-либо ограничений (залог, запрет, арест) к свободномуобращению на территории Российской Федерации. Применяемые товары должнысоответствовать требованиям Правил пожарной безопасности. Применение товаров бывших в употреблении, недопустимо. Применяемые товары, технологии должнысоответствовать требованиям российского законодательства в области строительства.

Соответственно выражение согласия участником Аукционовна выполнение работ, в томчисле на использование товара при выполнении работ в соответствие с характеристиками,установленными Заказчиком в Аукционной документации, не приводит к несоблюдениюего потребности или возможности закупки товара, не удовлетворяющего его потребности.

Согласно пункту 17.1 Информационной карты Аукционной документации первая частьзаявки на участие в Аукционе должна содержать:1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работыили оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронномаукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона(такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электроннойторговой площадки);2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения,оказания которых используется товар:а) наименование страны происхождения товара (в случае установления Заказчиком визвещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционеусловий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранногогосударства или группы иностранных государств);б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным вдокументации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие вэлектронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционеуказания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, которыйобозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации обэлектронном аукционе.

Комиссия обращает внимание, что в целях обеспечения конкуренции на торгахзаказчику в документации достаточно предусмотреть возможность участникам закупкивыразить свое согласие на поставку товара с качественными характеристиками,определенными им в приложении к Техническим заданиям, и не предусматривать обязанность по заполнению участниками закупки конкретных характеристик, которые уже итак определены заказчиком в документации.

Указанное изменение сократит возможностьдопущения участниками закупки ошибок в части заполнения ими характеристик товаров,подлежащих поставке, поскольку потребность заказчика уже определена им путемформирования требований к товарам посредством описания качественных характеристик вприложении к Техническому заданию, которые могут быть воспроизведены участникамизакупки посредством копирования (или предоставления согласия).

Учитывая, что положения Аукционной документации, в том числе предусматриваютдачу участниками согласия, Комиссия считает указанное достаточным для принятияучастия в процедуре без предоставления конкретных технических характеристик.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Аукционная документацияЗаказчика не отвечает принципам, предусмотренным пунктом2 части 1 статьи 3 Закона озакупках.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчиканарушения пункта2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.С учетом изложенного, Комиссия приняла решение о признании обоснованной жалобыЗаявителя.

Между тем, обязательное к исполнению предписание Заказчику не выдается, посколькупредписание о пересмотре заявок участников без учета требования о предоставлении всоставе заявки на участие в Аукционе конкретных характеристик товаров выдано01.04.2020 в рамках рассмотрения жалобы по делу No 077/07/00-5534/2020.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Ленстрой» (ОГРН: 1147748141111, ИНН: 7713388565)надействия ГБУЗ ЦПСиР ДЗМ (ОГРН: 1027739013796, ИНН: 7727019543) при проведенииАукционов обоснованной.

2. Установить в действиях ГБУЗ ЦПСиР ДЗМ нарушение пункта2 части 1 статьи 3Закона о закупках.2020-21615(1) 10

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушенийГБУЗ ЦПСиР ДЗМ не выдавать, поскольку предписание выдано 01.04.2020 в рамках дела No 077/07/00-5534/2020.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трехмесяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны