Решение №19510/24 б\а от 17 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-6010/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

15.05.2024 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>

при участии посредством видеконференцсвязи представителя <...>

рассмотрев жалобу ООО «АЛЬЯНС» (далее — Заявитель) на действия ФГУП Издательство «Известия» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по мытью окон зданий (реестровый № 32413543253, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

В свою очередь Заказчиком было заявлено ходатайство об оставлении жалобы без рассмотрения в связи с пропуском срока на обжалование.

Вместе с тем Комиссия не находит оснований для удовлетворения заявленного ходатайства, поскольку согласно письму ФАС России от 25.06.2019 №МЕ/53183/19 жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно Извещению дата окончания подачи заявок: 07.05.2024. Жалоба Заявителя поступила в антимонопольный орган 06.05.2024 в 18:03.

Таким образом, Комиссия установила, что жалоба подана Заявителем в установленный срок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности реестр документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Как следует из доводов жалобы, нарушения со стороны Заказчика выразились в ненадлежащем формировании документации.

В частности Заявитель не согласен с порядком оценки заявок по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг». Заявитель указывает, что в рамках обжалуемой Закупки нецелесообразно установление требования о предоставлении на каждого специалиста копии удостоверения о присвоении группы допуска по электробезопасности не ниже второй и третьей до 1000 В.

Заявитель отмечает, что в соответствии с пунктом 2.1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утв. Приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903н (далее - Правила № 903н) в целях обеспечения электробезопасности работники обязаны проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ в электроустановках.

Для присвоения II и III групп электробезопасности должны выполняться условия, приведенные в Приложении № 1 к Правилам № 903н, касающиеся уровня образования, опыта работы, а также иных требований.

Требования Правил № 903н распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и работников из числа электротехнического, электротехнологического и неэлектротехнического персонала организаций, занятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющих строительные, монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения, в том числе работы с приборами учета электроэнергии, измерительными приборами и средствами автоматики, а также осуществляющих управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей (абз. 2 п. 1.1 Правил № 903н).

Работники, относящиеся к электротехническому персоналу (из числа специально подготовленного персонала, организующего и осуществляющего монтаж, наладку, ремонт, эксплуатацию, техническое обслуживание, управление режимом работы электроустановок) и электротехнологическому персоналу (из числа персонала, у которого в управляемом им технологическом процессе основной составляющей является электрическая энергия (электросварка, электродуговые печи, электролиз и другое), использующий в работе ручные электрические машины, переносные электроинструмент и светильники, и другие работники, для которых должностной инструкцией или инструкцией по охране труда установлено знание Правил № 903н в объеме не ниже II группы по электробезопасности, требования к которой предусмотрены Приложением № 1 к Правилам № 903н), а также должностные лица, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением требований безопасности при эксплуатации электроустановок, специалисты по охране труда, контролирующие электроустановки, должны пройти проверку знаний требований Правил № 903н и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках, в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии, и иметь соответствующую группу по электробезопасности, требования к которой предусмотрены Приложением № 1 к Правилам № 903н.

Работники, имеющие группу II по электробезопасности, могут быть допущены, в частности, к следующим работам (п. п. 5.15, 7.13, 7.15 Правил № 903н):

включены в состав бригады для работы в электроустановке, если на каждого такого работника приходится член бригады, имеющий группу по электробезопасности не ниже III и если общее число членов бригады с группой II не превышает трех;

выполнять уборку коридоров закрытого распределительного устройства (ЗРУ) и электропомещений с электрооборудованием напряжением до и выше 1 000 В, где токоведущие части ограждены;

выполнять по распоряжению осмотр воздушных линий (ВЛ) в светлое время суток при благоприятных метеоусловиях, в том числе с оценкой состояния опор, проверкой загнивания деревянных оснований опор; осуществлять противопожарную очистку площадок вокруг опор.

Специалисты, имеющие квалификацию по электробезопасности III группы допуска, имеют право, в частности, проводить благоустройство и уборку территории открытых распределительных устройств (ОРУ), скашивание травы, расчистку от снега дорог и проходов, обработку территории гербицидами, дератизацию, дезинсекцию, единоличного обслуживания, осмотра, подключения и отключения электроустановок до 1 000 В, расположенных в помещениях, кроме особо опасных и в особо неблагоприятных условиях в отношении поражения людей электрическим током, а также возможность трудиться в составе бригады, которая работает с электроустановками свыше 1 000 В, при наличии соответствующей пометки в удостоверении – «до и свыше 1 000 В» (п. п. 3.2, 7.7, 7.10, 7.12, 7.13 Правил № 903н, п. 57 Правил, утв. Приказом Минэнерго России от 12.08.2022 № 811).

Таким образом, по мнению Заявителя, оспариваемые требования не соответствуют предмету Закупки.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что мытье окон происходит в труднодоступных местах, где стоят промышленные сплит-системы, а для выполнения работ необходимо использовать специальную технику.

Также Заказчик указал, что оспариваемые требования являются критерием оценки, и непредоставление указанных документов не является основанием для отклонения заявки участника. Кроме того на участие в Закупке поданы 4 заявки, что подтверждает факт отсутствия ограничения конкуренции.

Проверив обоснованность довода, приведенного в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о Закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как следует из материалов дела, Заказчиком 24.04.2024 на официальном сайте электронной площадки ООО «РТС-тендер» и Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) была размещена информация о проведении Закупки.

Цена договора: 1 204 478,00 руб.

Дата начала подачи заявок: 24.04.2024.

Дата и время окончания подачи заявок: 07.05.2024 в 00:00.

Дата подведения итогов: 08.05.2024.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В соответствии с пунктами 13 и 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 4 раздела 11 документации критериями оценки и сопоставления заявок на участие в закупке являются цена договора и квалификация участников закупки.

В соответствии с пунктом 1 раздела 2 раздела 14 документации установлены нестоимостные критерии оценки заявок:

1. Критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее - критерий «Квалификация участников»)

С целью оценки заявок на участие в запросе предложений устанавливается значимость критерия «Квалификация участников» в размере 70%. Коэффициент значимости показателя КЗ = 0,7

Для определения рейтинга заявки по критерию «Квалификация Участника» устанавливаются коэффициенты значимости:

1. «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» - максимальное значение 35. Коэффициент значимости показателя КЗ = 0,35

2. «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг» - максимальное значение 30. Коэффициент значимости показателя КЗ = 0,2

3. «Деловая репутация участника закупки» - максимальное значение 35%. Коэффициент значимости показателя КЗ = 0,35

4. Показатель «Сертификаты соответствия» - максимальное значение 10%. Коэффициент значимости показателя КЗ = 0,10

2. Показатель: «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг»:

Комиссия осуществляет оценку заявок на участие в запросе предложений по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг», используя информацию, представленную в заявках участников запроса предложений по Форме № 1.2. указанной в ГЛАВЕ V. ОБРАЗЦЫ ФОРМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ В СОСТАВЕ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАПРОСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ настоящей документации.

Под квалификацией трудовых ресурсов участника понимается возможность привлечения для оказания, являющихся предметом закупки, специалистов, определенного уровня квалификации, соответствующих требованиям к квалификации, в количестве не менее установленного.

Специалист по уборке помещений в количестве не менее 5 (пяти) человек. Подтверждающие документы на каждого работника:

копия трудовой книжки или копии трудового договора, заключенного между работником и Участником запроса предложений.

- копия удостоверения о проверке знаний и требований охраны труда, копия протокола;

- копия удостоверения о присвоении группы допуска по электробезопасности не ниже второй до 1000 В

- копия удостоверения об обучение пожарно-техническому минимуму, копия протокола;

- копия удостоверения о допуске к работам на высоте.

Менеджер по клинингу не менее 1 (одного) человека. Подтверждающие документы на каждого работника:

- копия трудовой книжки или копии трудового договора, заключенного между работником и Участником запроса предложений

- копия удостоверения о присвоении группы допуска по электробезопасности не ниже третьей до 1000 В;

- копия удостоверения о проверке знаний и требований охраны труда;

- копия удостоверения об обучение пожарно-техническому минимуму.

- копия удостоверения о допуске к работам на высоте

При отсутствии в заявке подтверждающих документов, участник получает 0 баллов по данному показателю.

Представленные документы либо их копии, не соответствующие данным требованиям, равно как и предоставленные участником иные документы и сведения, предоставление которых настоящим положением не установлено, рассмотрению не подлежат.

Заказчик вправе запросить у соответствующих органов и организаций подтверждение достоверности предоставленной участником конкурентного отбора информации.

Участнику, предложившему оказание услуг, с привлечением меньшего состава кадровых ресурсов, присваивается оценка в 0 баллов.

Порядок оценки:

 

Характеристика

Количество присваиваемых баллов

Наличие у участника закупки участника кадровых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору

100

Отсутствие или наличие менее установленного количества кадровых ресурсов у участника закупки, необходимых для исполнения обязательств по договору

 

0

 

Присвоенные баллы умножаются на коэффициент значимости показателя.

Оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику:

- в случае отсутствия у участника кадровых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору, в соответствии с установленными критериями и порядком оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

- в случае отсутствия в заявке на участие подтверждающих документов;

- в случае предоставления неполного комплекта документов.

При этом согласно пункту 4 раздела 3 документации предметом договора являются услуги по мытью окон зданий.

В соответствии с пунктом 6 Технического задания мытье окон, включает в себя:

- промывку оконных рам, остекления с наружной стороны и/или внутренней стороны (в соответствии с п. 5), отливов, откосов и подоконников, резиновых уплотнителей оконных рам (металлических решеток при их наличии).

При необходимости провести:

- удаление сильных загрязнений на окнах с применением сертифицированных химических средств, предотвращающих повреждение поверхности;

- удаление наклеек, скотча, надписей маркером;

- удаление пятен побелки, масляной краски, оставленных после производства ремонтных работ;

- удаление пятен, загрязнений, наслоений, разводов, вокруг очищенных участков оконных рам, сливов, откосов и подоконников;

- удаление остатков ворса протирочного материала со стекол, откосов и подоконников.

Таким образом, Комиссия установила, что предмет Закупки включает в себя исключительно оказание услуг по мытью окон, без работы с электрическим оборудованием.

При этом 2 и 3 группы допуска требуются лицам, которые осуществляют непосредственную работу с электрооборудованием.

Между тем, Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Также закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).

Также ввиду того, что при выборе контрагента путем проведения Закупки Заказчику предоставлено право установления различных критериев оценки для определения наилучшего исполнителя, то есть совокупность баллов по различным критериям должна способствовать выбору лучшего из участников.

Положения Закона о закупках не ограничивают право Заказчика на включение в документацию требований, которые являются значимыми для Заказчика и отвечают его потребностям, однако указанные требования должны иметь под собой обоснование с точки зрения оказания услуг.

В силу части 1 статьи 1 Закона о закупках одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Необходимо отметить, что наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к предмету закупки не означает, что реализация данного права должна осуществляться произвольно. Напротив, требования должны устанавливаться заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре, а равно соблюдении принципов, установленных в части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В силу изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленный критерий не соответствует предмету Закупки, в связи с чем не способствует выбору лучшего контрагента.

Таким образом, Заказчиком при формировании документации допущены нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пунктов 13 и 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы и о необходимости в выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «АЛЬЯНС» (ИНН: 9715409013, ОГРН: 1217700537207) на действия ФГУП Издательство «Известия» (ИНН: 7710207002, ОГРН: 1027700497835) при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пунктов 13 и 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны