Решение (комиссия) б/н б/а от 4 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-4120/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
02.04.2024                                                                                             г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО «СИЭМИ» (далее — Заявитель) на действия Департамента капитального ремонта города Москвы (далее — Организатор) при проведении предварительных отборов на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (реестровые № 017320000182400003, № 017320000182400004, далее — Отборы),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора при проведении Отбора.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В настоящем случае рассматриваемая процедура закупки подлежала проведению по правилам и в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее - Постановление № 615).

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615, закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.

Таким образом, проведение спорного аукциона является обязательным в силу Закона о контрактной системе и Постановления № 615, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы Заявителю неправомерно было отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций (далее - РКПО), поскольку заявка полностью соответствовала требованиям документации.

Так, Заявитель указал, что поскольку исключение из РКПО осуществлено в отношении процедур, проводимых на территории Московской области, обжалуемый отказ Департамента во включении в РКПО в г. Москве является неправомерным.

Представитель Организатора с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Комиссией установлено, что 07.11.2023 Организатором на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (адрес в сети «Интернет» - http://zakupki.gov.ru (далее — ЕИС), а также на сайте Единой электронной торговой площадки (адрес в сети «Интернет» - https://www.roseltorg.ru/) размещены извещения:

Реестровый № 017320000182300024: о проведении предварительного отбора на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (Номер: 182/ПО-2024).

Дата и время начала срока подачи заявок на участие в предварительном отборе: 14.02.2024 00:00 (МСК).

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе: 05.03.2024 10:00 (МСК).

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе: 19.03.2024.

Реестровый № 017320000182400004: о проведении предварительного отбора право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (Номер: 183/ПО-2024).

Дата и время начала срока подачи заявок на участие в предварительном отборе: 14.02.2024 00:00 (МСК).

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе: 05.03.2024 10:00 (МСК).

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе: 19.03.2024.

Согласно Протоколам по проведению Отборов от 19.03.2024 № 182/ПО-2024-р, от 19.03.2024 № 183/ПО-2024-р Заявителю отказано во включении в Реестр со следующим обоснованием: «На основании пункта 1.5.1. документации о проведении предварительного отбора и подпункта а) пункта 53 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 участник предварительного отбора не включается в реестр квалифицированных подрядных организаций по следующей причине: ООО «СИЭМИ» исключено 18.12.2023 Протоколом № б/н из реестра квалифицированных подрядных организаций на основании подпункта к) пункта 66 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615, что не соответствует пункту 1.4.11. документации о проведении предварительного отбора и подпункта с) пункта 23 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее — Положение).

Пунктом 1.4.11 документации Заказчиком установлены, в том числе, следующие обязательные требования к участникам предварительного отбора, которые включают в себя требование об отсутствии в отношении участника предварительного отбора решения об исключении подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций в случае установления одного из фактов, указанных в подпунктах «з» - «к» пункта 66 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016г. № 615, в течение года до даты рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссией по проведению предварительного отбора.

Пунктом 66 Положения предусмотрено, что информация о подрядной организации, предусмотренная пунктом 63 названного Положения, исключается из реестра квалифицированных подрядных организаций в том числе, в случае:

з) поступления сведений о наличии у индивидуального предпринимателя, включенного в реестр квалифицированных подрядных организаций, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица, являющегося подрядной организацией, включенной в реестр квалифицированных подрядных организаций, судимости за преступления в сфере экономики;

и) уклонения участника электронного аукциона, проведенного в соответствии с разделом III названного Положения, от заключения договора о проведении капитального ремонта;

к) выявления недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных участником предварительного отбора, включенного в реестр квалифицированных подрядных организаций.

В соответствии с подпунктом «с» пункта 23 Положения при проведении предварительного отбора в отношении участника предварительного отбора должны отсутствовать решения об исключении подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций в случае установления одного из фактов, указанных в подпунктах «з»-«к» пункта 66 настоящего Положения, в течение года до даты рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссией по проведению предварительного отбора.

На основании подпункта «а» пункта 53 Положения решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в случае, если заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения.

Организатор на заседании Комиссии пояснил, что основанием для отказа Заявителю послужило размещение 18.12.2023 в ЕИС записи об исключении сведений об ООО «СИЭМИ» (ИНН: 9701168801) из реестра квалифицированных подрядных организаций по предмету электронного аукциона (Протокол об исключении Заявителя из реестра квалифицированных подрядных организаций от 18.12.2023 б/н).

В связи с тем, что в отношении Заявителя были выявлены недостоверные сведения, содержащиеся в документах, представленных участником предварительного отбора, включенного в реестр квалифицированных подрядных организаций (подпункт «к» пункта 66 Положения) и исключено из реестра квалифицированных подрядных организаций Заказчиком было принято решение о не соответствии заявки Заявителя подпункту «с» пункта 23 Положения.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Протокол об исключении Заявителя из реестра квалифицированных подрядных организаций от 18.12.2023 б/н в судебном порядке не обжаловался.

Следовательно, на момент подачи заявки на участие в предварительном отборе в отношении Заявителя имелась информация об исключении его из реестра квалифицированных подрядных организаций в течение года до даты рассмотрения заявок по оспариваемой процедуре из-за выявления недостоверных сведений, содержащихся в документах, что не соответствует подпункту «с» пункта 23 Положения.

На основании пункта 1.5.1 документации участник предварительного отбора не включается в реестр подрядных организаций в случае:

- несоответствия участника предварительного отбора требованиям, установленным разделом 1.4 настоящей документации о проведении предварительного отбора;

- не соответствия заявки на участие предварительном отборе требованиям, установленным разделом 3.3 настоящей документации о проведении предварительного отбора;

- установления факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что фактически Заявитель не соответствовал требованиям Положения и документации, а равно у Организатора имелись правовые основания для отклонения заявки Заявителя.

В свою очередь, Заявитель на момент подачи заявок положения документации не оспаривал, с запросом разъяснений в адрес Организатора не обращался, тем самым согласился с установленными требованиями.

Кроме того, доводы Заявителя об ошибочном трактовании Заказчиком подпункта «с» пункта 23 Положения, в связи с тем, что в подпункте «с» прямо не указано о том, что его действие распространяется на всей территории Российской Федерации и его применение возможно только в одном регионе, из реестра которого исключена организация, не могут быть приняты Комиссией во внимание, поскольку подпункты «з»-«к» пункта 66 Положения содержат особо значимые основания для исключения организации из реестра квалифицированных подрядных организаций, в связи с чем последствия исключения из реестра квалифицированных подрядных организаций не могут быть распространены на отдельные субъекты Российской Федерации.

Таким образом, выводы основаны на субъективном мнении Заявителя и не подкреплены законодательными актами или разъяснениями уполномоченных органов.

На основании изложенного, Комиссия считает решение Организатора об отказе во включении Заявителя в Реестр правомерным, принятым в соответствии с требованиями документации и действующего законодательства, регулирующего порядок проведения спорной процедуры.

Вместе с тем Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях организатора нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СИЭМИ» (ИНН: 4632293278; ОГРН: 1224600007015) на действия Департамента капитального ремонта города Москвы (ИНН: 7710723399, ОГРН: 1087746839498) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 27.03.2024 № НП/12111/24.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны