Решение б/н б/а от 12 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-19148/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
09.11.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

 

при участии представителей ООО «Издат-Черноземье», ООО «Автодор-Торговая Площадка», а также участника закупочной процедуры ООО «Студия Успеха»,

рассмотрев жалобу ООО «Издат-Черноземье» (далее— Заявитель) на действия ООО «Автодор-Торговая Площадка» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по изготовлению полиграфической продукции для нужд Заказчика (реестровый № 32110704552, далее — Закупка) (далее — Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в необоснованном отклонении заявки на участие в процедуре.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы Заявитель подал заявку на участие в Закупке, регистрационный номер 2, дата и время регистрации заявки 13.10.2021 18:06 МСК.

Согласно Протоколу рассмотрения первых частей конкурсных заявок № 32110704552-01 от 20 октября 2021 г. Заказчик принял решение отказать Заявителю в допуске к участию в закупки по следующим основаниям:

«В соответствии с частью 2 раздела IV Документации и статьей 29 Положения первая часть заявки на участие в Конкурсе, составленная по форме, установленной приложением № 2 к Документации, должна содержать описание поставляемого товара/ выполняемой работы/оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, (предложение участника конкурентной закупки в отношении предмета такой закупки), соответствующее всем условиям исполнения договора, изложенным в Технической части (приложение № 1 к Конкурсной документации), оформленное в соответствии с требованиями приложения № 5 к Конкурсной документации. В соответствии с инструкцией по заполнению форм и порядку подачи заявки (Приложение № 5 к Конкурсной документации) в разделе первой части заявки «Описание поставляемого товара/выполняемой работы/оказываемой услуги, которые являются предметом закупки (предложение участника конкурентной закупки в отношении предмета закупки)» должны быть в полном объеме отражены сведения и информация, содержащиеся в Технической части (Приложение № 1 к Документации), касающиеся качественных, количественных, технических характеристик Товаров/Работ/У слуг и иных условиях исполнения Договора.

В случае необходимости указания информации/сведений (части сведений и/или информации), содержащихся в Технической части, в том числе, в которые отсутствует возможность внесения изменений, участник закупки излагает в заявке такую информацию/сведения, тем самым подтверждая свое согласие на исполнение договора согласно положениям Документации в полном объеме (на что было дополнительно указано в Разъяснениях № 1).

В Описании поставляемого товара/выполняемой работы/оказываемой услуги, которые являются предметом закупки (предложение участника конкурентной закупки в отношении предмета закупки) участника закупки №2 отсутствует информация о порядке исполнения Договора, соответствующая пунктам 1-14 Технического задания на изготовление полиграфической продукции (Техническая часть. Приложение № 1 к Конкурсной документации).

Указанные нарушения являются основанием для принятия Комиссией решения о несоответствии конкурсной заявки участника закупки № 2 требованиям и условиям, установленным Документацией и, как следствие, отказом в допуске к участию в Конкурсе в соответствии с пунктами «а» и «г» части 3 раздела V Документации и пунктами «в» и «е» части 1 статьи 40 Положения».

Заявитель считает данное основание отклонения заявки неправомерным, так как в соответствии с частью 2 раздела IV Документации и ст. 29 Положения «Первая часть заявки на участие в Конкурсе, составленная по форме, установленной приложением № 2 к Документации, должна содержать описание поставляемого товара/выполняемой работы/оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, (предложение участника конкурентной закупки в отношении предмета такой закупки), соответствующее всем условиям исполнения договора, изложенным в Технической части (приложение № 1 к Конкурсной документации), оформленное в соответствии с требованиями приложения № 5 к Конкурсной документации, а также информацию и документы, для осуществления оценки в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, применяемых к предлагаемым участниками такой закупки товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления в Конкурсной документации этих критериев), в соответствии с установленным в Приложении № 2 к Конкурсной документации перечнем. Не допускается указание в первой части заявки на участие в Конкурсе сведений о предложении участника закупки о цене договора (цене лота, единицы товара, работы, услуги), сведений об участнике закупки».

Как указывает Заявитель, им было представлено в первой части заявки полное описание поставляемого товара/выполняемой работы/оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, а именно технические, качественные и количественные характеристики Товаров/Работ/Услуг по форме приложение № 2 Документации.

По мнению Заявителя информация о порядке исполнения договора – не является предметом закупки и не содержит описание поставляемого товара/выполняемой работы/оказываемой услуги.

Также Заявитель отметил, что в первой части заявки он выразил свое безусловное и безотзывное согласие заключить Договор с Заказчиком на условиях, указанных в проекте договора (приложение № 6 к Конкурсной документации).

Кроме того, Заявитель в своей жалобе указывает, что информация, содержащаяся в Техническом задании с 1 по 14 пункт, так же не является предметом закупки и не содержит описание поставляемого товара/выполняемой работы/оказываемой услуги.

Заказчик с доводами жалобы не согласился и представил письменные возражения, а также другие истребованные Комиссией документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупка при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Таким образом, Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить Положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров.

Из смысла требований части 1 статьи 2 Закона о закупках следует, что при установлении требований в документации заказчики руководствуются собственным Положением о закупках и самостоятельно устанавливают требования к участникам, которые не должны противоречить требованиям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону о закупках, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Исходя из положений части 10 статьи 4 Закона о закупках, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Вопреки суждениям Заявителя, предметом Закупки является выполнение работ по изготовлению полиграфической продукции, а не поставка товара.

Части 1 – 14 Технического задания (Техническая часть. Приложение № 1 к Конкурсной документации) содержат требования к выполняемым работам (порядок и срок согласования дизайн-макета, материалов для выполнения работ, порядок приемки результата работ, условие о сроке выполнения работ, которое в соответствии с Гражданским кодексом является существенным условием договора подряда, без которого договор считается незаключенным) и результатам этих работ (требование о соответствии конкретным государственным стандартам, указание на то, что является недостатками и дефектами в результате работ, требования к упаковке и маркировке результата работ).

Согласно требованиям пункта 10 части 19.1 статьи 3.4 и части 19.5 статьи 3.4 Закона о закупках первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать предложение участника закупки в отношении предмета закупки.

Согласно части 2 раздела IV Документации и статье 29 Положения о закупке первая часть заявки на участие в Конкурсе, составленная по форме, установленной приложением № 2 к Документации, должна содержать описание поставляемого товара/выполняемой работы/оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, (предложение участника конкурентной закупки в отношении предмета такой закупки), соответствующее всем условиям исполнения договора, изложенным в Технической части (приложение № 1 к Конкурсной документации), оформленное в соответствии с требованиями приложения № 5 к Конкурсной документации.

В соответствии с требованиями инструкции по заполнению форм и порядку подачи заявки (Приложение № 5 к Конкурсной документации) в разделе первой части заявки «Описание поставляемого товара/выполняемой работы/оказываемой услуги, которые являются предметом закупки (предложение участника конкурентной закупки в отношении предмета закупки)» должны быть в полном объеме отражены сведения и информация, содержащиеся в Технической части (Приложение № 1 к Документации), касающиеся качественных, количественных, технических характеристик Товаров/Работ/Услуг и иных условиях исполнения Договора.

Заказчик также установил, что в случае необходимости указания информации/сведений (части сведений и/или информации), содержащихся в Технической части, в том числе, в которые отсутствует возможность внесения изменений, участник закупки излагает в заявке такую информацию/сведения, тем самым подтверждая свое согласие на исполнение договора согласно положениям Документации в полном объеме.

Кроме этого, Заказчик в инструкции по заполнению форм и порядку подачи заявки указал, что при несоблюдении вышеуказанных одного или нескольких требований Комиссия по закупкам будет считать это несоблюдением установленных Документацией требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки.

В Описании поставляемого товара/выполняемой работы/оказываемой услуги, которые являются предметом закупки (предложение участника конкурентной закупки в отношении предмета закупки) участника закупки №2 отсутствует информация, соответствующая пунктам 1-14 Технического задания на изготовление полиграфической продукции (Техническая часть. Приложение № 1 к Конкурсной документации), на данном основании и была отклонена заявка Заявителя.

Комиссия отмечает, что Заказчиком был установлен порядок заключения договора в части 3 статьи 48 Положения о закупке. В частности, согласно части 3 статьи 48 Положения о закупке, договор, заключаемый по результатам закупки составляется путем включения в проект договора, являющегося приложением к документации о закупке, цены договора, предложенной таким победителем конкурентной процедуры, иных условий исполнения договора, указанных в заявке участника закупки, с которым заключается договор. Аналогичные положения содержатся в пунктах 2 и 4 раздела IX Конкурсной документации.

При этом порядок составления и заключения договора, предусмотренный статьей 3 и статьей 3.4 Закона о закупках, а также статьей 48 Положения о закупке и Конкурсной документацией, не позволяет Заказчику дополнять и/или изменять заявку участника закупки на стадии заключения договора. Также у Заказчика нет законного основания корректировать проект договора и дополнять его/изменять его по отношению к тому, который содержится в Конкурсной документации.

В соответствии с приложением № 1 к проекту договора, являющемуся Приложением № 6 к Конкурсной документации, Спецификация, в том числе в части требований пунктов 1-14 Технического задания на изготовление полиграфической продукции (Техническая часть. Приложение № 1 к Конкурсной документации), заполняется при заключении договора, исходя из предложения (описания), представленного участником закупки в первой части заявки.

Исходя из изложенного, описание участника закупки, предоставленное им в составе заявки, должно быть ретранслировано в проект договора, и его отсутствие или отсутствие какой-либо части сведений/требований/условий исполнения договора в описании, будет являться основанием для невключения их в состав договора и основанием для отказа от исполнения, или неучета при исполнении со стороны лица, выигравшего Конкурс.

Таким образом, поскольку Заявителем не были указаны в первой части заявки пункты 1-14 Технического задания на изготовление полиграфической продукции (Техническая часть. Приложение № 1 к Конкурсной документации), то они не будут включены в договор, что не позволяет удовлетворить потребность Заказчика и осуществить закупку с необходимыми показателями цены, качества, надежности, эффективного использования денежных средств, соответствующих целям закупочной деятельности, установленным статьей 1 Закона о закупках. Для Заказчика указанные в Техническом задании положения являются существенными условиями договора.

Комиссия отмечает, что подавая заявку на участие в Конкурсе, Заявитель в соответствии с частью 1 статьи 8 ГК РФ конклюдентно согласился на все условия Конкурсной документации в момент подачи им заявки на участие в конкурентной процедуре, в том числе и с требованиями к форме и содержанию первой части заявки на участие в Конкурсе, а также порядком подачи заявки и ответственностью за несоблюдение требований конкурсной документации и законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Заказчик при отклонении заявки Заявителя действовал правомерно в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена участником конкурентной процедуры в установленном законом порядке.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Издат-Черноземье» (ИНН: 3662046958, ОГРН: 1033600023412) на действия ООО «Автодор-Торговая Площадка» (ИНН: 7710938933, ОГРН: 1137746383708) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 26.10.2021 № ЕО/65865/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны