Решение №20811/24 б\а от 27 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-6152/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

22.05.2024 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя <...>

рассмотрев жалобу ООО «АК Ависком» (далее — Заявитель) на действия ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (далее — Заказчик) при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на оказание услуг по поисково – спасательному обеспечению в части дежурства воздушных судов и экипажей и выполнению дежурными экипажами тренировочных полетов и участию в совместных ведомственных (межведомственных) учениях и тренировках, в том числе на десантирование спасателей и аварийно-спасательных средств совместно со спасательными парашютно-десантными группами в Якутской зоне авиационно-космического поиска и спасания с целью подготовки дежурных экипажей и спасательных парашютно-десантных групп к выполнению поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей. Место дислокации – Нерюнгри. Тип ПСВС – Ан-2 (реестровый № 32413562404) (далее - Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «Озащите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, в том числе перенаправленная письмами Московского областного УФАС России от 13.05.2024 № ШМ/6768/24 и Якутского УФАС России от 14.05.2024 № АК/2510/24.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на сговор между Заказчиком и ООО ПКАП «Дельта К».

Настоящее заседание Комиссии было проведено в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при этом в части доводов о возможном сговоре данная жалоба принята в работу в рамках статьи 44 Закона о защите конкуренции и ответ будет дан дополнительно.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности реестр документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы Заявитель выражает несогласие с проведением Закупки путем заключения договора с единственным поставщиком.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссией установлено, что 27.04.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено решение о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора: 12 302 091,85 руб.

В соответствии с частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

В своей деятельности Заказчик руководствуется нормами Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», утвержденным приказом ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 05.12.2023 832-п (далее — Положение).

Согласно статье 4 Положения закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – неконкурентная закупка, при которой заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику) либо принимает предложение о заключении договора от одного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, предусмотренных настоящим Положением, без проведения конкурентной закупки.

В соответствии со статьей 17 Положения в соответствии со статьей 3.6 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются настоящим Положением.

Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

6) применение иных способов закупки, требующих значительных затрат времени, нецелесообразно в связи с возникновением срочной потребности в определенных товарах, работах, услугах на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации; вследствие событий чрезвычайного характера, непосредственно влияющих на производственную деятельность; для предотвращения аварий, выхода из строя оборудования (отказа оборудования); возникновения других обстоятельств, которые могут непосредственно повлиять на надлежащее предоставление заказчиком государственных услуг, предусмотренных соответствующими административными регламентами, деятельность заказчика, определённую Уставом, безопасность полетов и транспортную (в том числе авиационную) безопасность.

Решение о закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) принимает заказчик при предоставлении структурным подразделением – инициатором закупки письменного обоснования выбора единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), цены закупки (с приложением расчета цены при необходимости) или на основании рекомендации комиссии по осуществлению закупок.

Таким образом, случаи проведения закупки у единственного поставщика строго регламентируются Положением.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что в соответствии с пунктом 10 Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.07.2012 № 208 (далее — Административный регламент) аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного транспорта является государственной услугой.

Составной частью аэронавигационного обслуживания является поиск и спасание.

Согласно пункту 12 Административного регламента предоставление государственной услуги осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта через подведомственную организацию — Заказчика.

Помимо прочих в соответствии с подпунктами 9, 10 пункта 12.1 Устава Заказчик осуществляет функции:

- покупателя услуг по поисково-спасательному обеспечению полетов в части дежурства воздушных судов и экипажей для выполнения поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море;

- покупателя услуг по выполнению дежурными экипажами тренировочных полетов и участию в совместных ведомственных (межведомственных) учениях и тренировках, в том числе на десантирование спасателей и аварийно-спасательных средств совместно со спасательными парашютно-десантными группами с целью подготовки дежурных экипажей и спасательных парашютно-десантных групп к выполнению поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море.

Заказчик указал, что оказание услуг по поисково-спасательному обеспечению в месте дислокации Нерюнгри, предоставляемое по ранее заключенному договору от 25.04.2022 № 19-230/з, завершилось 30.04.2024.

В целях получения ценовой информации Заказчиком был размещен запрос ценовой информации от 01.04.2024 № 0573400000124002905.

В ответ на указанный запрос Заказчиком было получено два предложения:

- ООО «АК АвисКом» — <...>.

- ООО ПКАП «Дельта К» - <...>

Рассмотрев поступившие предложения, Заказчик принял решение о заключении договора с поставщиком, представившим наименьшее ценовое предложение, - ООО ПКАП «Дельта К».

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что 22.04.2024 состоялось заседание Комиссии Федерального агентства воздушного транспорта по анализу эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, на котором была одобрена уточненная программа деятельности Заказчика (протокол от 13.05.2024 № 2/ФГУП-ПР).

Также Заказчик отметил, что срок организации и проведения конкурентной процедуры составляет не менее 45 дней, Заказчиком принято решение о проведении срочной закупки с единственным поставщиком с целью недопущения понижения показателя уровня охвата территории Российской Федерации поиском и спасением.

При этом, как указал Заказчик, причиной проведения закупки у единственного поставщика послужило существенное изменение норм законодательства, регулирующих поисково-спасательное обеспечение, а именно: в воздушное законодательство внесены существенные изменения в части порядка привлечения поисковых и аварийно-спасательных авиационных систем, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, а также владельцев беспилотных воздушных судов проведению поисково-спасательных работ.

Таким образом, по мнению Заказчика, все изменения влияют на существенные условия договоров на оказание услуг по поисково-спасательному обеспечению, в связи с чем проведение конкурентной процедуры в целях заключения договора на оказание услуг поисково-спасательного обеспечения на двухлетний срок нецелесообразно.

В настоящем случае согласно условиям заключаемого с ООО ПКАП «Дельта К» договора услуги оказываются до 30.09.2024.

Соответственно, по мнению Заказчика, проведение конкурентной закупочной процедуры в настоящий момент нецелесообразно, в связи с чем им была проведена закупка у единственного поставщика.

Вместе с тем Комиссия расценивает доводы Заказчика критически, поскольку услуги, являющиеся предметом Закупки, оказываются на регулярной основе, при этом об истечении срока действия ранее заключенного договора 30.04.2024 Заказчику было известно на протяжении всего срока действия договора.

То есть, Заказчиком не была обоснована срочность в проведении оспариваемой Закупки и не доказана невозможность проведения конкурентной процедуры.

Вместе с тем позиция Заказчика относительно непроведения конкурентной процедуры в связи с поздним сроком одобрения уточненной программы деятельности, влияющей на возможное увеличение финансирования, Комиссия расценивает критически, поскольку данные обстоятельства фактически не повлияли на проведение Закупки. Тем более, с учетом, что договор будет заключен на короткий срок.

В связи с чем, действия Заказчика по проведению закупки у единственного поставщика нарушают пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и статью 17 Положения.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Вместе с тем действия Заказчика в настоящем случае упомянутым целям и принципам не соответствовали, поскольку объективно повлекли за собой их нарушение.

Между тем, указанные действия Заказчика влекут за собой не только нарушение принципов равноправия и справедливости (пункт 1 статьи 3 Закона о закупках), но и принципа недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

При этом Законом о закупках установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг именно в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

В соответствии с подпунктом «а» пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Основной целью выдаваемого антимонопольным органом предписания об устранении нарушения является его правовосстановительная функция, направленная на устранение выявленного нарушения и восстановление нарушенных прав и законных интересов участника торгов, что может быть достигнуто в административном порядке путем исполнения требований такого предписания (ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем в настоящий момент Комиссией было установлено, что договор, планируемый к заключению с ООО ПКАП «Дельта К», исполняется.

Согласно пункту 8.1 проекта договора настоящий договор вступает в силу со дня его подписания Сторонами и распространяет свои действия на отношения сторон, начиная с 01 мая 2024 года. Договор действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств.

На заседание Комиссии Заказчик представил копии планов дежурств поисково-спасательных сил и средств Якутской зоны авиационно-космического поиска и спасания за период с 01.05.2024 по 18.05.2024, предоставленные письмом ФБУ «Служба ЕС АКПС» от 17.05.2024 № Исх-353/ЕСАКПС/1, согласно которым ООО ПКАП «Дельта К» фактически осуществляет дежурства в Нерюнгри.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для выдачи обязательного к исполнению предписания.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «АК АВИСКОМ» (ИНН: 2466280075; ОГРН: 1192468025331) на действия ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (ИНН: 7734135124; ОГРН: 1027739057500) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, статьи 17 Положения.

  3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны