Решение б/н б/а от 26 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-14586/2021 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров 20.08.2021 г. Москва Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе: Председательствующего:— главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов; членов Комиссии:  — специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля торгов; — специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля торгов; в присутствии посредством ВКС представителей ООО «ЗИОН» и МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова», рассмотрев жалобу ООО «ЗИОН» (далее также — Заявитель) на действия МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова» (далее также — Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации питания и обеспечению питьевого режима обучающихся МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова» (реестровый № 32110510320, далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), УСТАНОВИЛА: В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная несогласием с Критериями оценки заявок. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия 2021-56099 2 (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках. Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает следующие положения Критериев оценки заявки: Показатель 2.2. Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, оценивается предложение по обеспеченности участника закупки необходимым заказчику количеством поваров (со стажем работы не менее года) и кухонных рабочих в сфере общественного питания, находящихся в штате участника закупки или привлеченных по гражданско-правовым Договорам. По мнению Заявителя, Заказчик устанавливает требование о наличии стажа работы сотрудника, однако, принимает к оценке сотрудников привлеченных по гражданскоправовым договорам, в которых стаж не отображается. Так же, привлекаемые по таким Договорам сотрудники, отсутствуют в штатном расписании. Также Заявитель находит неправомерным требования документации предоставить согласие на передачу и обработку персональных данных сотрудника участника конкурса или лица, привлеченного участником закупки на основании гражданско-правового Договора. Заявитель указывает на неправомерность установленных требований Показателем 2.3 Квалификация трудовых ресурсов. По мнению Заявителя, Заказчик заказчик будет принимать к оценке только штатных специалистов, ограничивая права участника закупки на получение баллов за привлеченных по гражданско-правовым Договорам сотрудников. 2021-56099 3 По мнению Заявителя неправомерным является показатель 2.4. о наличии экспертного заключения уполномоченной государственной организации о соответствии Основных (организованных) меню требованиям санитарного законодательства. Также Заявитель считает неправомерным установление критерия по показателю 2.5 «Наличие предложений по улучшению качества услуги по организации питания и обеспечению питьевого режима». Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения. Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Комиссией установлено, что 28.07.2021 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении открытого конкурса на право заключения договора по оказанию услуг по организации питания и обеспечению питьевого режима обучающихся МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова» (реестровый № 32110510320) (далее – процедура). Приложением № 1 к Информационной карте установлены следующие Критерии оценок: № п/п Критерии оценки заявок Значимость критерия оценки (проценты) Коэффициент значимости критерия оценки (КЗ) 1. Стоимостной критерий оценки : 10 0,1 Цена договора, сумма цен единиц товара, работы, услуги 2. Нестоимостные критерии оценки Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. 90 0,9 2.1. Показатель - опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема выполнению 20 0,20 2021-56099 4 работ, оказанию услуг договора. 2.2. Показатель - обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами. 25 0,25 2.3. Показатель – квалификация трудовых ресурсов (ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг 20 0,20 2.4 Показатель - наличие экспертного заключения уполномоченной государственной организации о соответствии Основных (организованных) меню (не менее двух вариантов для каждой категории обучающихся) требованиям санитарного законодательства. 25 0,25 2.5 Показатель - наличие предложений по улучшению качества услуги по организации питания и обеспечению питьевого режима. 10 0,10 Оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки осуществляется следующим образом: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации: При оценке заявок по настоящему критерию оцениваются предложения участников закупки по следующим показателям: - Деловая репутация участника закупки; - Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; - Квалификация трудовых ресурсов (ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг. Величина значимости показателя критерия оценки: 90% (0,9) Предмет оценки: Рейтинг участника конкурса по настоящему критерию определяется из сравнения Предложений квалификации участников конкурса. Сумма максимальных значений всех показателей критерия – 100 баллов. Количество установленных показателей – 5. № п/п Наименование показателя Максимальное значение в баллах Значимость показателя оценки в % Коэффициент значимости показателя 2.1. Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема 100 20 0,20 2.2. Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами 100 25 0,25 2.3. Квалификация трудовых ресурсов (ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, 100 20 0,20 2021-56099 5 оказания услуг 2.4. Наличие экспертного заключения уполномоченной государственной организации о соответствии Основных (организованных) меню (не менее двух вариантов для каждой категории обучающихся) требованиям санитарного законодательства 100 25 0,25 2.5. Наличие предложений по улучшению качества услуги по организации питания и обеспечению питьевого режима обучающихся 100 10 0,10 Итого: 100 100 1 Так, показатель 2.2. Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами. Оценивается предложение по обеспеченности участника закупки необходимым заказчику количеством поваров со стажем работы не менее года в сфере общественного питания, а также кухонных работников, находящихся в штате участника закупки. Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами подтверждается копиями следующих документов: - выпиской из штатного расписания, - копиями трудовых книжек (в случае ведения электронных трудовых книжек формой СТД-Р «Сведения о трудовой деятельности работника» или гражданско-правовыми договорами (все страницы), - согласие на передачу и обработку персональных данных сотрудника участника конкурса или лица, привлеченного участником закупки на основании гражданскоправового договора, сведения о котором подаются по настоящему показателю, в соответствии с требованиями федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных» В случае, если в отношении одного и того же лица, в представленных документах указаны разные фамилии, имена, отчества, то участник закупки также предоставляет копии документов, являющихся основанием изменения фамилии, имени, отчества. 2021-56099 6 Сведения не учитываются в случае: - если стаж работы сотрудника составляет менее года (для поваров). - если документы, предоставленные участником закупки, являются нечитаемыми; - если документы предоставлены участником закупки не в полном объеме; - если предоставленный комплект документов является неполным; - если документы оформлены ненадлежащим образом; - если отсутствует согласие на передачу и обработку персональных данных сотрудника участника конкурса или лица, привлеченного участником закупки на основании гражданско-правового договора, сведения о котором подаются в составе заявки. Величина значимости показателя критерия оценки: 25 % Максимальное количество баллов - 100 Коэффициент значимости (КЗ2) = 0,25 Оценка заявок будет осуществляться по следующей шкале: От 30 чел. и больше – 100 баллов От 15 до 29 чел. – 50 баллов От 1 до 14 чел. – 25 баллов Не представлено сведений – 0 баллов Порядок оценки: НЦБп2.2 = НЦБi * 0,25, где: НЦБi- количество баллов, набранных участником. Показатель 2.3. Квалификация трудовых ресурсов. Оценивается наличие у участника закупки квалифицированных специалистов (соответствие квалификации занимаемой должности) (штатные), которые будут задействованы при исполнении контракта, заключенного по результатам настоящего конкурса. Величина значимости показателя критерия оценки: 20 % Максимальное количество баллов - 100 Коэффициент значимости (КЗ4) = 0,20 Оценка заявок будет осуществляться по следующей шкале: Количество состоящих в штате участника закупки ключевых специалистов (заведующие пищевым производством, шеф-повара, мастер-шефы, повара, инженерытехнологи общественного питания технологи общественного питания, санитарные врачи) с профильным образованием согласно занимаемой должности. Наличие ключевых специалистов подтверждается копией штатного расписания или выпиской из штатного расписания участника закупки, документами о профильном образовании работников (дипломов, сертификатов и иных документов, выданных образовательными учреждениями РФ о получении профильного образования). К учету не принимаются управленческий состав, а также иные работники организаций, не относящиеся к ключевым специалистам в рамках существующего предмета закупки. Кол-во баллов от 1 до 4 25 от 5 до 9 50 от 10 и выше 100 В случае если в организации отсутствует должность Технолог общественного питания, или Инженер–технолог общественного питания, или заместитель руководителя по технологии общественного питания, а руководитель организации имеет соответствующее (требуемое в конкурсной документации) образование, то все документы в заявку предоставляются на него. В случае, если в отношении одного и того же лица, в представленных документах указаны разные фамилии, имена, отчества, то участник закупки также предоставляет копии 2021-56099 7 документов, являющихся основанием изменения фамилии, имени, отчества. Сведения не учитываются в случае: - если документы, подтверждающие квалификацию специалиста не соответствуют занимаемой им должности; - если документы, предоставленные участником закупки, являются нечитаемыми; - если документы предоставлены участником закупки не в полном объеме; - если предоставленный комплект документов является неполным; - если документы оформлены ненадлежащим образом; Порядок оценки: НЦБп2.3 = НЦБi * 0,20 где: НЦБi- количество баллов, набранных участником. 0,20 – коэффициент значимости данного показателя. Показатель 2.4. Наличие экспертного заключения уполномоченной государственной организации о соответствии Основных (организованных) меню (не менее двух вариантов для каждой категории обучающихся) требованиям санитарного законодательства. Величина значимости показателя критерия оценки: 25 % Максимальное количество баллов - 100 Коэффициент значимости (КЗ4) = 0,25 Подтверждается копиями заключений уполномоченной государственной организации о соответствии Основных (организованных) меню (не менее двух вариантов для каждой категории обучающихся) требованиям санитарного законодательства, с приложением копий таких меню. При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. Конкурсная комиссия оценивает сведения о деловой репутации участника закупки путем изучения заключений уполномоченной государственной организации о соответствии Основных (организованных) меню (не менее двух вариантов для каждой категории обучающихся) требованиям санитарного законодательства, предлагаемых участником для оказания услуг, приложенным в составе заявки. Порядок оценки: Количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется с использованием шкалы оценки: Наличие экспертного заключения уполномоченной государственной организации о соответствии Основных (организованных) меню (не менее двух вариантов для каждой категории обучающихся) санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. 100 Не представлена копия экспертного заключения уполномоченной государственной организации о соответствии Основных (организованных) меню (не менее двух вариантов для каждой категории обучающихся) санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. 0 Порядок оценки: НЦБп2.4 = НЦБi * 0,25 где: НЦБi- количество баллов, набранных участником. Показатель 2.5. Наличие предложений по улучшению качества услуги по организации питания и обеспечению питьевого режима. Величина значимости показателя критерия оценки: 10 % 2021-56099 8 Максимальное количество баллов - 100 Коэффициент значимости (КЗ5) = 0,10 Подтверждается демонстрационным материалом (презентацией) на тему: «Улучшение качества услуги по организации питания и обеспечению питьевого режима обучающихся в государственной (муниципальной) организации» (далее – тема презентации). Порядок оценки заявок: Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по показателю. Шкала оценки: № п/п Характеристика оценок Оценка в балах 1 В составе заявки отсутствует демонстрационный материал, демонстрационный материал не связан с темой презентации. 0 2 В составе заявки имеется демонстрационный материал по теме презентации. 10 3 В составе заявки имеется демонстрационный материал по теме презентации, учитывающий особенности питания различных групп обучающихся. 50 4 Демонстрационный материал по теме презентации прост в навигации и комфортный в восприятии информации о рассматриваемом вопросе в логической последовательности. 10 5 Демонстрационный материал по теме презентации содержит ссылки на нормативно-правовые акты по рассматриваемому вопросу. 10 6 Демонстрационный материал по теме презентации возможно использовать со специальным оборудованием (проекторы, видеостены), а также в виде раздаточного материала и/или для показа на мониторе персонального компьютера не менее 10 слайдов. 10 7 Демонстрационный материал по теме презентации представлен в виде тезисов, опорных схем, цитат, раскрывающих основные вопросы выбранной темы 10 При этом непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе. Относительно показателя 2.2, Комиссия отмечает следующее. В соответствии с указанным показателем оценивается предложение по обеспеченности участника закупки необходимым заказчику количеством поваров (со стажем работы не менее одного года) и кухонных рабочих в сфере общественного питания, находящихся в штате участника закупки или привлеченных в рамках гражданско–правовых договоров. Из вышеуказанного Показателя следует, что принимаются к рассмотрению заявки участников Конкурса, которые как действуют в рамках Трудового кодекса Российской Федерации, так и в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть Показатель учитывает оба основных механизма построения отношений между Участником закупки и его персоналом. Относительно опыта осуществления деятельности, Заказчик пояснил, что прилагаемые к заявкам гражданско-правовые договоры должны соответствовать 2021-56099 9 принципам гражданского законодательства и обязательным требованиям, в частности, требованиям, предусмотренным статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Дата заключения Договора, в данном случае, будем учитываться Заказчиком, по аналогии с трудовым стажем. Как пояснил Заказчик, требование о наличии опыта работы у поваров продиктовано необходимостью соблюдения ряда требований законодательства, а именно: - в соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность; - в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» - государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. - в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - санитарноэпидемиологическое благополучие обеспечивается, в том числе, выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Таким образом, требование к опыту работы у поваров является механизмом, используемым Заказчиком, призванным обеспечить качественное исполнение услуг и соблюдение требований законодательства Российской Федерации и города Москвы. Относительно довода о наличии штатного количества ключевых специалистов и исполнению Договора в соответствии с приложениями к нему, Заказчик пояснил, что названное требование продиктовано необходимостью оказания качественных услуг питания детей с соблюдением требований Федерального закона от 30 марта 1999 года №52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Во-вторых, наличие ключевых специалистов в штатном расписании является гарантией опыта Исполнителя и призвана исключить недобросовестную конкуренцию. Относительно показателя 2.2. в части, касающейся предоставления согласия на представление персональных данных, Комиссия отмечает следующее. Так, гражданско-правовой Договор содержит персональные данные лица, с которым он (Договор) заключен. Нарушение конституционных прав граждан недопустимо, а персональные данные могут обрабатываться Заказчиком лишь с согласия лица, которому эти данные принадлежат. Таким образом, указание требования Предоставления согласия на обработку персональных данных призвано обеспечить защиту, как физического лица, так и организации – участника закупки, никак не ограничивает конкуренцию и соответствует требованиям Федерального закона от 27 июля 2006 №152-ФЗ «О персональных данных». В рассматриваемом же случае предоставление персональных данных относится к передаче данных работника, а правила передачи персональных данных работника регламентированы статьей 88 Трудового кодекса РФ. В общем случае персональные данные работника не могут сообщаться без его письменного согласия. Исключение допускаются Трудовым кодексом РФ в случаях, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в 2021-56099 10 других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами. Предоставление персональных данных в составе заявки на участие в закупке к таким исключениям не относится. Более того, в абзаце 2 статьи 88 Трудового кодекса РФ установлено, что передача персональных данных работника в коммерческих целях допускается только с письменного согласия работника. Полагаем, что подача заявки на участие в закупке в данном случае преследует коммерческие цели, поэтому к персональным данным в ее составе должна применяться рассматриваемая норма. Получение от участника закупки персональных данных его работников создает для заказчика определенные обязанности по отношению к таким персональным данным. Это обусловлено тем, что лицо, осуществляющее какое-либо из действий, которые признаются обработкой персональных данных, автоматически приобретает статус оператора. При этом базовое условие для обработки персональных данных – это наличие согласия субъекта персональных данных на их обработку. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.11 КоАП РФ. В соответствии с п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках принцип равноправия, в силу п. 2 ч. 1 ст. 3 указанного закона, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Указанный принцип не может считаться нарушенным, поскольку в соответствии п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о персональных данных согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме. В части доводов жалобы, касающихся включения Показателя 2.4 Наличие экспертного заключения уполномоченной государственной организации о соответствии основных меню требованиям санитарного законодательства, Комиссия отмечает следующее. В соответствии с Постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» необходимость проведения экспертизы и предъявления экспертного заключения при оказании услуг общественного питания, в обязательном порядке, не предусмотрена. Вместе с тем, на основании методических рекомендаций МР 2.4. 0179-20 Государственного санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации, примерное меню (в возрасте 7-11 лет, 12-18 лет) должно соответствовать СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». Как указал на заседании Комиссии Заказчик, основным принципом при организации вышеуказанной деятельности и установлении данного требования, является принцип здорового питания. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Санитарноэпидемиологическое благополучие населения (в конкретном случае – обучающихся детей) 2021-56099 11 обеспечивается посредством, в том числе, обязательного подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Порядок выдачи экспертных заключений органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека регламентирован Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. №224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок». Таким образом, названный призван обеспечить принципы и соответствие требованиям санитарно- эпидемиологического законодательства, а также обеспечить высокое качество предлагаемой продукции при оказании услуг питания в школах. Кроме того, как установлено Комиссией, указанный критерий не является основанием для отклонения, а фигурирует лишь как критерий оценки заявки участника, величина значимости критерия 25 %, ограничение конкуренции в установлении данного критерия не находит своего подтверждения, в силу отсутствия влияния на допуск участников к закупочной процедуре. Относительно показателя (2.5), касающегося наличия предложений по улучшению качества услуги по организации питания и обеспечения питьевого режима, установлено, что указанный показатель призван оценить качество услуг, предлагаемых Исполнителем, содержит исчерпывающие требования оценки и предоставляет участнику представить визуализацию. Комиссия Управления оценив оспариваемые Заявителем вышеназванные показатели (2.2, 2.3, 2.4, 2.5), приходит к выводу о том, что Заказчиком в документации о закупке сформулированы требования, которые основаны на представлении Заказчика о потребности в услугах определенного качества и количества, о потенциальном исполнителе с определенной квалификацией, опытом, ресурсами и т.д. Спорные требования предъявлены ко всем участникам закупки, что не может рассматриваться как дискриминационное условие, ограничивающее конкуренцию. Таким образом, вопреки доводу Заявителя об обратном, вышеизложенные критерии оценки не противоречат требованиям, установленным в документации, а более детально раскрывают порядок оценки и сопоставления заявки участника. Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Как отмечается в определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика. В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке. Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в 2021-56099 12 результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках). При этом, согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке. В свою очередь Комиссия отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки. При этом согласно пункту 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 года, использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлена объективно. Само по себе предъявление заказчиком оценочных критериев не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции. Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 года, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика. Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. В настоящем случае, установленные Заказчиком требования, в равной мере применяются ко всем участникам закупки, и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции. 2021-56099 13 При этом Комиссия принимает во внимание, что Заявитель заявку на участие в Закупке не подавал, следовательно вышеуказанные критерии оценок не могут быть к нему применены. Действительных доказательств, подтверждающих нарушение прав Заявителя указанными критериями, Заявителем Комиссии не представлено. Заявитель также не реализовал свое право на обращение с запросом о разъяснении положений извещения о проведении Запроса предложений и/или Документации и критериев оценки заявок на участие. Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено. С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «ЗИОН» (ИНН 9717026400) на действия МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова» (ИНН: 5046051906) при проведении Закупки необоснованной. 2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 16.08.2021 № ЕО/49311/21. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны