Решение б/н б/а от 24 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-7378/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


19.06.2024 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...> — заместителя начальника отдела антимонопольного контроля торгов,

членов Комиссии:

<...> — ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,

<...>специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,

при участии представителя ООО «Альянсст» <...>, представителей ФГУП «Госзагрансобственность» <...>, <...>,

рассмотрев жалобу ООО «Альянсст» (далее — Заявитель) на действия ФГУП «Госзагрансобственность» (далее - Заказчик) при проведении мониторинга цен и предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции здания, расположенного в Арабской Республике Египет, г. Каир (реестровый № 32413652823, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы Заказчиком установлены неправомерные требования в документации, а именно Заявитель указывает:

1. Заказчиком нарушен срок публикации извещения о проведении закупки.

2. Заказчик неправомерно установил различные требования к участникам закупки, являющимся резидентами и нерезидентами Российской Федерации в части требования о членстве в СРО, что ставит участников в неравное положение, создает дискриминационные условия участния в Закупке.

3. Установление требования о предоставлении выписки из реестра членов саморегулируемых организаций (далее - СРО) в составе заявки противоречит требованиям действующего у Заказчика положения о закупке товаров, работ, услуг. Кроме того, по мнению Заявителя, нормы об использовании компенсационных фондов саморегулируемых организаций в рамках исполнения договора, заключаемого по результатам настоящей Закупки, не подлежат использованию, поскольку правоотношения между исполнителем и Заказчиком возникают при выполнении работ на территории иностранного государства, в связи с чем требование к членству в СРО установлено также неправомерно.

Также Заявитель указывает на короткие сроки предоставления выписки из реестра членов СРО, в связи с чем пополнение компенсационного фонда на необходимую сумму с учетом сроков подачи заявки, является неисполнимым.

4. Заказчиком неправомерно не размещена проектно-сметная документация.

На заседании Комиссии Заявитель не поддержал довод о неправомерном неразмещении проектно-сметной документации, в связи с чем указанный довод не подлежит оценке Комиссией в соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, и на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Извещение о проведении Закупки опубликовано на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) 29.05.2024.

Предметом закупки является выполнение работ по реконструкции здания, расположенного в Арабской Республике Египет, г. Каир.

НМЦД составляет 1 930 739,24 долларов США.

Начало срока подачи заявок 29.05.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 03.06.2024 09:00 (ред. 1), 05.06.2024 09:00 (ред. 2).

Дата и время подведения итогов: 03.06.2024 (ред. 1), 05.06.2024 (ред. 2).

Рассмотрев довод жалобы о нарушении Заказчиком срока публикации Закупки, Комиссия установила следующее.

Закупочная процедура осуществляется в форме мониторинга цен и предложений.

Согласно пункту 7.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг федеральным государственным унитарным предприятием «Предприятие по управлению собственностью за рубежом» Управления делами Президента Российской Федерации, утвержденного приказом ФГУП «Предприятие по управлению собственностью за рубежом» Управления делами Президента Российской Федерации от 09.08.2023 № 241 (далее — Положение), мониторинг цен и предложений является конкурентным способом закупок.

В силу пункта 7.6 Положения мониторинг цен и предложений - форма торгов, при которой поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг используется для обеспечения деятельности Предприятия (его филиалов, представительств и др.), при этом процедура Закупки требует коллегиальной оценки имеющихся на функционирующем рынке предложений товаров, работ, услуг по критериям, влияющим на выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) принятых в соответствии с договором обязательств, а также когда привлечение поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством иных способов Закупки требует значительных затрат времени.

Пунктом 15.1 Положения при проведении мониторинга цен и предложений извещение о проведении запроса предложений и документация о запросе предложений размещаются Заказчиком в единой информационной системе не менее чем за четыре дня до дня проведения мониторинга цен и предложений.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что при выбранной Заказчиком дате подвения итогов 03.06.2024 (ред. 1) извещение о проведении Закупки должно было быть опубликовано не позднее 29.06.2024.

При этом Комиссия считает неприменимым положения части 23 статьи 3.2 Закона о закупках, на которые ссылается Заявитель в обоснование своей позиции, поскольку указанная норма регулирует порядок публикации извеещния при проведении запроса предложений.

Исходя из данных в ЕИС, извщение было опубликовано 29.06.2024, в связи с чем Комииссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

Рассмотрев довод Заявителя о неправомерном установлении Заказчиком различных требований к участникам закупки, являющимися резидентами и нерезидентами Российской Федерации в части требования к членству в СРО, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

В силу пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Так, пунктом 18 Закупочной документации установлено требование о соответствии требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом закупки (для резидентов РФ);

Заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупки, кроме требований, указанных в настоящем разделе.

Требования, указанные в настоящем разделе, предъявляются в равной степени ко всем участникам закупки.

Подпунктом 12 пункта 19 Закупочной документации установлено, что заявка должна содердать полученную, не ранее чем за один месяц до дня размещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru извещения о проведении закупки, выписку из реестра членов саморегулируемой организации с указанием объема средств (копия, заверенная фактической печатью участника закупки), подтверждающую наличие права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (для резидентов РФ);

Уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда должен быть не ниже второго уровня (стоимость работ по договору не превышает 500 000 000 рублей).

Как указывает Заявитель, указание в Закупочной документации, что указанный документ должен предоставить только резидент Российской Федерации создает неравные условия участния в Закупке для российских и иностранных хозяйствующих субъектов и приводит к ограничению конкуренции.

Заказчик в свою очередь пояснил, что Заказчик имущество, подлежащее обслуживанию, находится на территории иностранного государства, в связи с чем Заказчик вынужден ориентироваться в том числе и на иностранных подрядчиков.

При этом, как указал Заказчик, ввиду специфики уставной деятельности Заказчика по содержанию имущества Российской Федерации на территории иностранных государств ему приходится ориентироваться исключительно на иностранные компании, поскольку российские на рынок не допускаются, однако предъявлять идентичные требования к российским и иностранным (со всеми мира) компаниям, потенциально имеющими возможность выполнить необходимые работы законодательно невозможно, поскольку в разных странах разные требования (лицензии, страховки) к подобного рода компаниям.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что в силу пункта 1 статьи 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» и Федеральным законом «О международных компаниях».

Согласно пункту 2 статьи 1202 ГК РФ на основе личного закона юридического лица определяются, в частности:

1) статус организации в качестве юридического лица;

2) организационно-правовая форма юридического лица;

3) требования к наименованию юридического лица;

4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

5) содержание правоспособности юридического лица;

6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

7) внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

8) способность юридического лица отвечать по своим обязательствам;

9) вопросы ответственности учредителей (участников) юридического лица по его обязательствам.

В силу пункта 3 статьи 1202 ГК РФ юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении.

Согласно пункту 4 статьи 1202 ГК РФ если учрежденное за границей юридическое лицо осуществляет свою предпринимательскую деятельность преимущественно на территории Российской Федерации, к требованиям об ответственности по обязательствам юридического лица его учредителей (участников), других лиц, которые имеют право давать обязательные для него указания или иным образом имеют возможность определять его действия, применяется российское право либо по выбору кредитора личный закон такого юридического лица.

Таким образом, по мнению Комиссии, требование к нерезидентам Российской Федерации о соответствии требованиям российского законодательства в настоящем случае привела бы к сокращению конкуренции, поскольку таким лицам потребовалось бы приобрести статус международной компании на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах» и Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Более того, установление дифференциационных требований к условиям допуска резидентов и нерезидентов Российской Федерации обсуловлено действием различных личных законов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае ввиду наличия объективных правовых, экономических и правовых барьеров, препятствующих выходу на зарубежные рынки российских подрядчиков, а также ввиду того, что обеспечение участия российских поставщиков на таких рынках не зависит о действий и воли Заказчика, установление различных требований к резидентам и нерезидентам Российской Федерации является разумным и необходимым в целях удовлетворения потребностей Заказчика.

При этом ссылка Заявителя на возможность иностранного юридического лица вступить в российскую СРО Комиссия считает неприменимой в настоящем случае, поскольку указанная возможность подразумевает обязанность иностранного юридического лица пройти государственную регистрацию (пункт 2 часть 2 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем Заявителем непредоставлены доказательства, свидетельствующие об ущемлении спорным требованием прав Заявителя либо о предоставлении преимущества конкретному хозяйствующему субъекту.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы в указанной части.

Вместе с тем Комиссия, рассмотрев довод Заявителя, о неправомерном установлении требования предоставления в составе заявки выписки из реестра СРО, поскольку указанное требование противоречит требованиям Положения, установила следующее.

Согласно доводам жалобы предоставление выписки из реестра членов СРО противоречит действующему у Заказчика Положению.

Вместе с тем Комиссия установила, что пунктом 6 Положения определены требования к участникам закупок.

В силу пункта 6.2 Положения участник Закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом закупки.

Согласно 6.3 Положения заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупки, кроме требований, указанных в настоящем разделе.

В соответствии с пунктом 6.7 Положения не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные пунктами 7.2 и 7.3 настоящего Положения.

Вместе с тем положение не содержит ограничений в части выбора документов, предоставлемым участниками закупки, за исключением пункта 6.5 Положения, определяющего перечень документов, которые Заказчик вправе требовать от участников при проведении закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Учитывая, что в Закупочной документации отсутствует указание на то, что Закупка осуществляется исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства, то указанный пункт Положения к настоящей Закупке неприменим.

Относительно довода о неприменимости компенсационных механизмов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, к отношениям, возникающим по результатам Закупки между Заказчиком и подрядчиком, ввиду оказания услуг на территории иностранного государства, в связи с чем, по мнению Заявителя, требование о членстве в СРО установлено неправомерно, Комиссия отмечает следующее.

Пункт 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее _ ГрК РФ) устанавливает, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.».

Статья 55.25 ГрК РФ определяет, что лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что в силу пункта 2.1 части 2 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.

Таким образом, ввиду того, что требование о членстве в СРО, а также о наличии соответствующего уровня ответственности установлено Заказчиком по отношению к резидентам Российской Федерации, в отношении которых применяется личный закон Российской Федерации, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком правомерно установлено требование к резидентам Российской Федерации о членстве в СРО.

Вместе с тем, оценивая довод Заявителя, о том, что требование предоставления выписки из реестра членов СРО во составе заявки, является избыточным и необоснованным, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме от 08.05.2019 № ДФ/38631/19, член саморегулируемой организации имеет право выполнять заключенные с использованием конкурентных способов заключения договоры подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, при условии, что цена такого договора соответствует уровню ответственности такого члена саморегулируемой организации.

Таким образом, член саморегулируемой организации не имеет права приступать к выполнению заключенного договора подряда при несоответствии уровня ответственности такого члена саморегулируемой организации и не содержит запрета такому члену саморегулируемой организации принимать участие в конкурентных процедурах отбора подрядной организации для заключения такого договора.

Кроме того, ГрК РФ не содержит оговорок о том, что при определении уровня совокупного размера обязательств принимаются также планируемые к заключению таким членом СРО договоры.

В соответствии с частями 6, 9 статьи 55.13 ГрК РФ саморегулируемая организация, используя в случае необходимости данные единой информационной системы в сфере закупок, проверяет соответствие фактического совокупного размера обязательств по договорам предельному размеру обязательств, исходя из которого членом СРО был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Если по результатам проверки будет установлено, что фактический совокупный размер превысил предельный размер, СРО должна направить своему члену предупреждение о превышении уровня ответственности, а также требование о необходимости увеличения размера взноса (часть 8 статьи 55.13 ГрК РФ).

Вместе с тем Комиссия отмечает, что проверка уровня ответственности и членства в СРО самостоятельно проверяет наличие сведений о лице в СРО, а равно уровень ответственности и совокупного размера обязательств такого лица (статья 55.8, 55.16, 55.17 ГрК РФ).

В соответствии с частями 10 - 13 статьи 55.16 ГрК РФ уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов.

Таким образом, в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства устанавливаются требования к участникам закупки о наличии взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с положениями частей 10 - 13 статьи 55.16 ГрК РФ.

Вместе с тем согласно письму ФАС России от 11.07.2023 № МШ/54828/23 уровень ответственности члена саморегулируемой организации, в соответствии с которым указанным членом внесены взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, компенсационный фонд возмещения вреда не может быть меньше предложения участника закупки о цене контракта.

При этом согласно части 11 статьи 55.6 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в отношении которых принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, в течение семи рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 10 настоящей статьи, обязаны уплатить в полном объеме:

1) взнос в компенсационный фонд возмещения вреда;

2) взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда и в заявлении индивидуального предпринимателя или юридического лица о приеме в члены саморегулируемой организации указаны сведения о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров;

3) вступительный взнос в саморегулируемую организацию в случае, если внутренними документами саморегулируемой организации установлены требования к уплате вступительного взноса.

В силу части 5 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.

Так, согласно доводам жалобы Заявитель ввиду коротких сроков подачи заявки не смог предоставить выписку из реестра членов СРО, где был бы указан соответствующий уровень ответственности, в связи с чем не принял участие в закупке.

Комиссией установлено, что Заявитель является членом СРО — Ассоциация «АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ» (ИНН 7724297990). Согласно сведениям из реестра членов СРО (последние изменения 30.01.2024) размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда Заявителя составляет 500 000,00 рублей, размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств - 200 000,00 рублей. Таким образом, учитывая, что НМЦ составляет 1 930 739,24 долларов США, то имеющегося уровня ответственности Заявителя было не достаточно для принятия участия в Закупке, поскольку ценовое предложение участника должно соответствовать уровню ответственности.

Вместе с тем согласно пунктам 2.3-2.5 Положения о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств, утвержденного внеочередным общим собранием членов Ассоциации содействия реставрации и возрождению национального архетектурного наследия «Архетиктурное наследие» протокол от 18.08.2023 № б/н, минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена Ассоциации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда и договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена Ассоциации составляет:

1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает девяносто миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

2.4. В случае если Ассоциацией принято решение о формировании компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязан уплатить взнос в Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств Ассоциации в срок не более 7 (семи) рабочих дней со дня получения уведомления Ассоциации о принятии решения постоянно действующим коллегиальным органом Ассоциации о приеме в члены Ассоциации.

2.5. Член Ассоциации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена Ассоциации по обязательствам, предусмотренным частью п.2.3 настоящего Положения, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

При этом согласно частям 6-7 статьи 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация ведет реестр членов саморегулируемой организации со дня внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Член саморегулируемой организации обязан уведомлять саморегулируемую организацию в письменной форме или путем направления электронного документа о наступлении любых событий, влекущих за собой изменение информации, содержащейся в реестре членов саморегулируемой организации, в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем наступления таких событий.

Статьей 55.17 ГрК РФ установлено, что в единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах включается информация о членах саморегулируемой организации, о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации, а также сведения об их обязательствах соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным такими лицами с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Состав сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, порядок формирования указанного реестра, порядок ведения указанного реестра, в том числе порядок включения в указанный реестр сведений, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Формирование и ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах осуществляются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.

Саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.

Сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

Согласно пункту 10 Правил формирования и ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, в том числе включения в указанный реестр сведений, утверденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2022 № 945 (далее - Правила), в случае принятия саморегулируемой организацией решения о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации такая саморегулируемая организация открывает раздел реестра членов саморегулируемой организации в составе единого реестра о новом члене такой саморегулируемой организации и размещает в этом разделе сведения о нем, предусмотренные пунктом 1 состава сведений единого реестра, в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.

Ввиду того, что Правилами не предусмотрены сроки внесения изменений информации о члене СРО, то в силу статьи 6 ГК РФ применяется срок, предусмотренный пунктом 10 Правил — 5 рабочих дней.

При этом Комиссией было установлено, что срок подачи заявок на участие в Закупке меньше, чем срок перечисления денежных средств в компенсационный фонд, а также внесения изменений в реестр членов СРО, в связи с чем подтверждение соответствия уровню ответственности, установленному документацией при подачи Заявки, может повлечь необоснованное отклонение такого участника, поскольку на момент подачи Заявки денежные средства могут не поступить в компенсационный фонд или неотразиться в соответствующей выписки из реестра членов СРО.

Таким образом, с учетом того, что у Заказчика имеется возможность самостоятельно проверять сведения о членстве участника в СРО, об его уровне ответственности и совокупном размере обязательств в период подведения итогов, то требование о предоставлении при подаче заявки выписки из реестра членов СРО, подтверждающей уровень ответственности с учетом установленных сроков подачи заявок, на этапе подачи заявки в настоящем случае является избыточным и необоснованным.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что установленное требование о предоставлении выписки из реестра членов СРО на этапе подачи заяво нарушает требования пункта 2 части 1, части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Альянсст» (ИНН:7719739273, ОГРН:1097746814747) на действия ФГУП «Госзагрансобственность» (ИНН:7705122392, ОГРН:1027700192563) при проведении Закупки частично обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, частей 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны