Решение №52253/23 б\а от 7 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-16770/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

04.12.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя <...>

рассмотрев жалобу Маюновой С.М. (далее – Заявитель) на действия ТУ Росимущества в Московской области (далее — Организатор торгов) при проведении торгов в электронной форме посредством публичного предложения по продаже имущества: земельный участок площадью 732 +/- 9 кв. м., кадастровый номер 50:41:0020508:489 и расположенное на нем нежилое здание площадью 456,7 кв. м, кадастровый номер 50:41:0020508:658, по адресу: Московская область, г. Лобня, ул. Юбилейная, д. 3 (извещение № 22000030890000000033, лот №1, далее - Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов, перенаправленная письмом ФАС России от 28.11.2023 №04/99939/23.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (далее в настоящей статье — заявитель).

Аукцион проводится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации); постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. № 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме»; распоряжениями Росимущества об условиях приватизации; иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, обжалуемые Торги являются обязательными в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции как жалобы на обязательные в силу закона.

Комиссией установлено, что Организатором торгов 20.10.2023 на официальном сайте ГИС Торги (адрес в сети интернет: torgi.gov.ru) (далее — Официальный сайт) размещено Извещение о проведении торгов № 22000030890000000033, лот №1, а также аукционная документация.

Предмет торгов: земельный участок площадью 732 +/- 9 кв. м., кадастровый номер 50:41:0020508:489 и расположенное на нем нежилое здание площадью 456,7 кв. м, кадастровый номер 50:41:0020508:658, по адресу: Московская область, г. Лобня, ул. Юбилейная, д. 3.

Дата и время начала подачи заявок: 20.10.2023 в 15:00.

Дата и время окончания подачи заявок: 14.11.2023 в 23:59.

Дата проведения торгов: 17.11.2023 в 09:30.

Согласно доводам жалобы Заявитель обжалует невозврат задатка.

В частности, Заявитель отмечает, что им была подана заявка на участие в Торгах и 13.11.2023 оплачен задаток в размере 8 610 880,00 руб.

При этом Заявитель не был признан победителем Торгов и, по состоянию на 27.11.2023, задаток не был возвращен.

Заявитель также указывает, что 24.11.2023 направил запрос в адрес Организатора торгов о сроках возврата задатка, в ответ на который Организатор торгов указал о необходимости написания заявления.

Вместе с тем заявление о возврате задатка было направлено Заявителем 24.11.2023.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился и на заседании Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

В частности Организатор торгов пояснил, что в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ Территориальное управление является бюджетным учреждением и участником бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Минфина России от 27.09.2021 № 137н «Об утверждении Общих требований к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей» (далее – Приказ) излишне уплаченный (взысканный) платеж подлежит возврату по письменному заявлению или заявлению, представленному в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи.

Заявление на возврат представляется администратору доходов бюджета (получателю денежных средств) – Территориальному управлению Заявителем, представителем Заявителя способами, предусмотренными пунктом 3 Общих требований.

Вместе с тем пунктом 7 Приказа заявление на возврат подлежит направлению администратору доходов бюджета (получателю денежных средств) с предоставлением необходимых сведений, предусмотренных данным пунктом.

Пунктами 9,10 Приказа для администратора доходов бюджета (получателя денежных средств) установлены следующие сроки:

- в течение 10 рабочих дней, следующих за днем регистрации им Заявления на возврат, осуществляет проверку документов;

- в течение 5 рабочих дней, следующих за днем принятия решения о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа, представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата денежных средств Заявителю, представителю Заявителя.

Организатор торгов пояснил, что заявление на возврат задатка от 24.11.2023 № б/н, поступившее от ИП Ефимова П.М – представителя Маюновой С.М., действующего на основании нотариальной доверенности от <...>, Территориальным управлением рассмотрено в течение 3 рабочих дней.

27.11.2023 Территориальным управлением в адрес Федерального казначейства направлено поручение о возврате излишне уплаченного платежа.

Организатор торгов указал, что денежные средства в размере 8 610 880 руб. направлены на возврат по реквизитам, указанным в заявлении 29.11.2023.

На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что задаток был возвращен 30.11.2023.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 12 статьи 23 Закона о приватизации суммы задатков возвращаются участникам продажи посредством публичного предложения, за исключением победителя такой продажи, в течение пяти дней с даты подведения ее итогов.

В соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 № 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме» (далее — ПП № 860) лицам, перечислившим задаток для участия в продаже государственного или муниципального имущества на аукционе, конкурсе или продаже имущества посредством публичного предложения, денежные средства возвращаются в следующем порядке:

а) участникам, за исключением победителя или лица, признанного единственным участником аукциона, - в течение 5 календарных дней со дня подведения итогов продажи имущества.

В силу пункта 9.2.1 документации лицам, перечислившим задаток для участия в продаже федерального имущества на аукционе, денежные средства возвращаются в следующем порядке:

а) участникам, за исключением победителя, - в течение 5 календарных дней со дня подведения итогов продажи имущества.

Итоговый протокол размещен на ГИС Торги 17.11.2023.

Таким образом, задаток должен быть возвращен не позднее 22.11.2023.

Комиссия установила, что в указанный срок Заявителю задаток не был возвращен, что не отрицается Организатором торгов.

Доводы Организатора торгов об отсутствии нарушения сроков рассмотрения заявления на возврат задатка Комиссия оценивает критически, поскольку законодательством и документацией предусмотрен императивный срок для возврата задатка, который был нарушен Организатором торгов. При этом документация не содержит информации о необходимости написания заявления для возврата задатка.

Также Комиссия отмечает, что Приказ Минфина России не является единственным актом, регламентирующим деятельность Организатора торгов.

В этой связи действия Организатора торгов не могут и не должны противоречить действующему законодательству, правила перечисления бюджетных средств не освобождают их от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников как более слабой стороны в правоотношениях.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу о обоснованности доводов жалобы и наличии в действиях Организатора торгов нарушений части 12 статьи 23 Закона о приватизации, пункта 17 ПП № 860, пункта 9.2.1 документации.

Вместе с тем Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания об устранении выявленных нарушений, поскольку задаток Заявителю был возвращен, из чего следует, что права Заявителя были восстановлены Организатором торгов самостоятельно.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.

  2. Установить в действиях Организатора торгов нарушение части 12 статьи 23 Закона о приватизации, пункта 17 ПП № 860, пункта 9.2.1 документации.

  3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Организатору торгов не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны