Решение №37961/23 б/а от 6 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-11693/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
05.09.2023                                                                                                                    г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«…..»,

членов Комиссии:

«…..»,

«…..»,

при участии посредством видеконференцсвязи представителей «…..», «…..»,

в отсутствие «…..», извещенного надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 30.08.2023 № ЕИ/36970/23,

рассмотрев жалобу «…..» (далее — Заявитель) на действия организатора торгов — «…..» (далее — Организатор торгов) и оператора электронной площадки — «…..» (далее — Оператор ЭТП) при проведении торгов по реализации имущества должника: Квартира пл. 54,6 кв.м. по адресу: кв-ра, общ.пл. 79,3 кв.м., расп. по адресу: МО, г. Лобня, ул. Юности, д. 1, кв. 460, к/н 50:41:0020501:825 Н/ц 5353600р. Собственник: «…..» П.250-Л (реестровый № 22000012830000000110, лот №2, далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов, Оператора ЭТП при проведении Торгов, перенаправленная письмом ФАС России от 29.08.2023 № 04/69442/23.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие Заявителя.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Торги проводятся в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», статьями 447-449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с регламентом, тарифами, порядком регистрации на электронной торговой площадке и иными локальными документами Оператора ЭТП.

Таким образом, проведение спорного аукциона является обязательным в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона Торги.

Согласно доводам жалобы:

1. Заявитель оспаривает невозможность подачи очередного ценового предложения в ходе проведения торгов в личном кабинете Оператора ЭТП.

2. Заявитель указывает, что при проведении торгов были допущены существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи.

Оператор ЭТП с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Организатором торгов также представлены письменные пояснения по Жалобе.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

На основании Государственного контракта и в соответствии с поручением ТУ Росимущества в Московской области от 25.07.2023 № 250-Л Организатором торгов 11.08.2023 опубликовано извещение о проведении Торгов № 22000012830000000110, лот № 2.

Предмет Торгов: Кв-ра, общ.пл. 79,3 кв.м., расп. по адресу: МО, г. Лобня, ул. Юности, д. 1, кв. 460, к/н 50:41:0020501:825 Н/ц 5353600р. Собственник: «…..» П.250-Л.

Начальная цена имущества: 5 353 600,00 рублей.

Задаток установлен в размере 5% от начальной цены имущества.

Торги проводились в форме аукциона, открытого по составу участников и открытого по форме подачи ценового предложения (Шаг аукциона составляет 2000 руб.) на (ЭТП) в сети Интернет (http://el-torg.net/).

Дата начала подачи заявок: 11.08.2023 20:00 (МСК).

Дата окончания подачи заявок: 23.08.2023 11:00 (МСК).

Дата проведения торгов: 25.08.2023 12:00 (МСК).

1. Согласно доводу Жалобы, Заявитель был допущен до участия в торгах. После подтверждения участия в аукционе на электронной торговой площадке во время проведения торгов у Заявителя наблюдались проблемы с обновлением страниц в личном кабинете Оператора ЭТП, что не позволило подать очередное ценовое предложение. Заявитель отмечает, что все технические проблемы на электронной площадке наблюдались только в период проведения торгов и до момента их окончания, а именно до 12:12:40 и после завершения торгов сайт Оператора ЭТП работал корректно, страницы обновлялись и открывались мгновенно. С учетом изложенного, Заявитель полагает, что Оператором ЭТП не обеспечена надлежащая работа электронной площадки при проведении Торгов, действия были направлены на ограничение конкуренции посредством ущемления прав определенных участников аукциона.

Рассмотрев вышеизложенный довод Жалобы, Комиссией установлено следующее.

Пунктом 3.4.1 Регламента установлено, что Оператор ЭТП обеспечивает бесперебойное функционирование предназначенных для проведения торгов ЭТП и программно-аппаратного комплекса.

Согласно пункту 3.4.2 Регламента Оператор ЭТП обеспечивает непрерывность проведения торгов, функционирование программных и технических средств, используемых для проведения торгов, а также равный доступ Пользователей к участию в торгах.

В соответствии с пунктом 3.4.3. Регламента Оператора ЭТП в ходе торгов, начиная от времени начала торгов до времени подведения результатов торгов, Оператор ЭТП обеспечивает техническую поддержку Организаторов торгов, при использовании пользовательского функционала ЭТП.

Согласно пункту 3.4.4. Регламента, Оператор ЭТП обеспечивает техническую возможность представления заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов, их копий в форме электронных документов.

Пунктом 3.4.5 Регламента установлено, что Оператор ЭТП обеспечивает свободный круглосуточный бесперебойный доступ к ЭТП через сеть «Интернет» в течение всего времени проведения торгов: Организатору торгов, Пользователям, подавшим в качестве заявки на участие в торгах, Пользователям признанным, Организатором торгов участником торгов.

Согласно пункту 13.2 Регламента, Торги проводятся в соответствии с регламентом и документацией, приложенной к торгам. Размер шага аукциона, время подачи ценовых предложений (очередного шага аукциона) устанавливается Организатором торгов, информация об этих условиях отражается на ЭТП в информации о конкретной торговой процедуре, если в течение установленного времени на подачу очередного ценового предложения не было сделано ни одного ценового предложения, то по истечению этого времени торговая процедура автоматически прекращается.

Вместе с тем Комиссия установила, что Инструкцией, размещенной на сайте ЭТП, установлен порядок подачи ценовых предложений в аукционной комнате на электронной торговой площадке EL-TORG:

«Для принятия участия в аукционе, участнику торгов необходимо выполнить следующие действия:

1. Не менее чем за 15 минут до начала торгов Участник торгов должен перейти на вкладку «Аукционная комната» посредством введения персонального PIN-кода для доступа в «Аукционную комнату». (рис. 1, действие 1,2);

2. Посредством внешней или встроенной веб-камеры предоставить фотографию с паспортом (с открытым главным разворотом документа) в формате штатного интерфейса ЭП для идентификации пользователя, либо подписать отказ от предоставления фотографии (непредоставление фотографии не является основанием для отказа в доступе в «Аукционную комнату», но оставляет право на информирование Росфинмониторинга о непредоставлении фотографии);

3. Дождавшись начала торгов, участник аукциона получает возможность подачи ценовых предложений;

4. Первое ценовое предложение, подаваемое участником аукциона, должно быть выше Начальной/максимальной цены контракта/лота (рис. 2, ссылка 1);

5. Для актуализации информации о ходе торгов, участник аукциона должен обновить сведения о ходе торгов нажав на ссылку «Обновить» (рис. 2, действие 2);

6. Для повышения ставки аукциона, участник торгов, должен нажав на ссылку «Повысить ставку» (рис. 2, действие 3);

7. В открывшемся окне повышения ставки, собственноручно ввести ценовое предложение с учетом шага аукциона (рис. 3, действие 1), нажать на ссылку «Повысить» (рис. 3, действие 2);

8. Ценовое предложение вводится без пробелов, в случае если ценовое предложение содержит копейки, необходимо использовать символ «.» (рис. 3, ссылка 1);

9. В открывшемся окне подписания ценового предложения, выбрать Электронную цифровую подпись участника торгов, подписать подаваемое ценовое предложение;

10. В ходе аукциона, для подачи актуальных ценовых предложений, рекомендуется регулярно производить обновление ставок аукциона и отслеживать ценовые предложения участников торгов (рис. 4, действие 1, 2);

11. В случае некорректного ввода ценового предложения, появится информационное сообщение «Некорректная сумма ставки» (рис. 5, ссылка 4), в данном случае необходимо откорректировать предложение и повторить ввод.».

Таким образом, Оператором ЭТП на сайте ЭТП размещен исчерпывающий перечень действий и рекомендаций для участия в торгах с приложением рисунков, демонстрирующих указанные действия.

Кроме того, на официальном сайте Оператора ЭТП (http://el-torg.net/) в разделе «Помощь» представлена инструкция по установке программы EltorgAssit, с которой Заявителю до участия в Торгах необходимо было ознакомиться.

На официальном сайте Оператора ЭТП (http://el-torg.net/) указано следующее: «Программа EltorgAssit предназначена для настройки рабочего места (персонального ПК, ЭЦП и браузера) для обеспечения безопасности и комфортной стабильной работы. Программа осуществляет контроль сессий и дополнительное шифрование, для безопасности Ваших данных. Для возможности работы с процедурами программа должна быть запущена, в противном случае стабильность работы не гарантируется.».

Оператор ЭТП на заседании Комиссии указал, что все участники, включая Заявителя имели возможность делать ценовые ставки, что подтверждается представленным в материалы дела выпиской из журнала активности пользователей.

Комиссией в ходе изучения документов и сведений, представленных Оператором ЭТП, было установлено, что Заявитель 25.08.2023 с 11:01 до 12:12 находился в личном кабинете на сайте Оператора ЭТП и имел возможность пользоваться интерфейсом ЭТП, о чем свидетельствуют записи об открытии страниц и его активность на сайте ЭТП.

Оператором ЭТП был представлен протокол о результатах торгов № 22000012830000000110/2/2, согласно которому Заявитель дважды подавал ценовое предложение в ходе проведения торгов, а именно:

1. Первое ценовое предложение было подано в размере 5 357 600,00 рублей - 25.08.2023 12:01:08.

2. Второе ценовое предложение было подано в размере 5 365 600,00 рублей - 25.08.2023 12:02:50.

Последнее ценовое предложение было подано участником аукциона «…..» в 12:12:40 в размере 5 409 600,00 рублей, после чего по истечении установленного извещением о проведении аукциона времени аукцион был автоматически завершен посредством функционала сайта Оператора ЭТП.

В рассматриваемом случае, как следует из представленных документов и сведений, Комиссией установлено, что в период проведения Торгов, 25.08.2023 электронной торговая площадка работала без технических сбоев, оператор электронной площадки обеспечивал функционирование электронной площадки в соответствии с положениями Регламента ЭТП.

Оператором ЭТП был обеспечен равный доступ участников торгов к процедуре подачи ценового предложения, включая надежное функционирование используемых программно-аппаратных средств электронной площадки, во время проведения торгов ЭТП работала в штатном режиме, торги проведены корректно, сбоев в работе ЭТП не зафиксировано, что подтверждается предоставленным журналом активности пользователей, где отражены действия пользователей за заявленный в жалобе временной период, согласно которому пользователи беспрепятственно просматривали лоты, загружали документы, входили в систему.

При этом доказательств, свидетельствующих о невозможности подачи очередного ценового предложения, Заявителем в материалы дела не представлено. Также Заявителем не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что Заявитель действовал согласно Инструкции, размещенной в открытом доступе на сайте ЭТП.

В свою очередь, описанные Заявителем в жалобе проблемы могут также свидетельствовать о наличии системной ошибки в работе компьютера Заявителя, которая не позволила ему осуществить взаимодействие с электронным функционалом электронной торговой площадки. При этом установить действия Заявителя которые предшествовали моменту подачи ценового предложения не представляется возможным.

Следует отметить, что к жалобе не приложены документы, которые позволяют сделать вывод о корректной работе электронного устройства (персонального компьютера, ноутбука и т.д.), с которого осуществлялся вход на ЭТП для участия в оспариваемых Торгах, в том числе, установить факт надлежащей настройки программного обеспечения EltorgAssit, бесперебойного подключения к сети Интернет и факт подачи корректного ценового предложения в соответствии с требованиями Инструкции.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что Заявителем
в составе ж
алобы не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих
о невозможности Заявителем подать
очередное ценовое предложение в ходе аукциона по вине Оператора ЭТП, Комиссия Управления приходит к выводу, что при проведении
аукциона положения Регламента Оператором ЭТП нарушены не были.

Комиссия также отмечает, что в силу части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

То есть, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Оператора ЭТП в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом Заявитель документальных подтверждений доводам изложенным в Жалобе не представил.

В материалах дела отсутствуют подтверждающие доказательства из которых однозначно следует, что действия Оператора ЭТП были направлены на предоставление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, довод Жалобы не находит своего подтверждения, в связи с чем признается Комиссией Управления необоснованным.

2. В отношении доводов Жалобы о нарушении порядка проведения торгов, повлекших неправильное определение цены продажи лота, Комиссия отмечает, что начальная продажная стоимости имущества в размере 5 353 600 рублей установлена судом.

Торги проведены в соответствии с поручением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 05.05.2023 Лобненского ГОСП ГУФССП России по Московской области о передаче арестованного имущества на торги в ходе исполнительного производства.

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГИС Торги (www.torgi.gov.ru), в составе документации о Торгах размещено постановление о передаче арестованного имущества на торги от 05.05.2023, согласно которому начальная цена установлена в размере 5 353 600,00 рублей.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления Федеральной службы судебных приставов, а также постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Таким образом, доводы жалобы в части неправильного определения цены продажи лота фактически связаны с оспариванием Заявителем постановления судебного пристава-исполнителя.

В связи с этим Управление отмечает, что разрешение данного вопроса не входит в компетенцию антимонопольного органа.

При этом Заявитель не лишен возможности обратиться в порядке подчиненности с обжалованием соответствующего акта судебного пристава-исполнителя, а также в суд.

Учитывая изложенное, в действиях Организатора торгов Комиссией
не усматривается нарушений действующего законодательства, поскольку Организатор торгов не допустил нарушений при указании в извещении цены имущества в размере 5 353 600,00 рублей, так как цена была установлена на основании постановления судебного пристава-исполнителя.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя в указанной части.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Оператора ЭТП нарушений действующего законодательства Российской Федерации, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя на действия Оператора ЭТП, Организатора торгов при проведении Торгов необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 30.08.2023 № ЕИ/36970/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны