Постановление №НП/40694/23 О назначении административного наказания по делу об админист... от 26 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу об административном

правонарушении № 077/04/9.21-11467/2023

 

 

г. Москва

Резолютивная часть постановления оглашена 25.09.2023.

В полном объеме постановление изготовлено 26.09.2023.

 

Я, заместитель руководителя Московского УФАС России <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 077/04/9.21-11467/2023, возбужденного в отношении ПАО «Россети Московский регион» <...>, в присутствии посредством видеоконференц-связи законного представителя (защитника) ПАО «Россети Московский регион» <...>, действующего на основании доверенности от <...> № <...>,

УСТАНОВИЛ:

Протоколом по делу об административном правонарушении № 077/04/9.21-11467/2023 (исх. от 12.09.2023 № 38666/23) зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Событие административного правонарушения и его квалификация.

В Московское УФАС России поступило заявление <...> (далее — Заявитель), направленное письмом ФАС России от <...><...>, на действия (бездействие) ПАО «Россети Московский регион» (далее — сетевая организация), выразившиеся в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: <...> (далее — Объект), установленного пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Президиумом ФАС России были даны разъяснения № 7, утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15, которые определяют порядок применения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения статей 9.21 и 14.31 КоАП РФ, а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно указанным разъяснениям при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность  за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штраф на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ установлено, что Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, заявление <...> было квалифицировано как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

По результатам рассмотрения заявления должностным лицом Московского УФАС России установлено следующее.

Между ПАО «Россети Московский регион» и <...> заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 20.06.2022 № НМ-22-302-23182(710043) (далее — Договор) в отношении энергопринимающих устройств Объекта максимальной мощностью 15 кВт уровнем напряжения 0,4 кВ третьей категории надежности, неотъемлемым приложением к которому являются технические условия № НМ-22-302-23182(710043) (далее — ТУ).

В соответствии с пунктом 14 Правил технологического присоединения в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Таким образом, <...> относится к категории заявителей, предусмотренной пунктом 14 Правил технологического присоединения.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, срок осуществления мероприятий       по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев.

Согласно пункту 13 ТУ срок выполнения мероприятий  по технологическому присоединению составляет 180 дней со дня заключения договора.

Учитывая изложенное, ПАО «Россети Московский регион» надлежало осуществить мероприятия по технологическому присоединению Объекта к электрическим сетям не позднее 20.12.2022.

В соответствии с материалами заявления 30.03.2023 между ПАО «Россети Московский регион» и <...> было заключено дополнительное соглашение к Договору, согласно которому срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта к электрическим сетям был продлен до 30.06.2023.

Также между заявителем и сетевой организацией было заключено дополнительное соглашение № НМ-23-302-39136(710043) к Договору, продлевающее срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям до 15.08.2023.

Согласно доводам Заявления <...> мероприятия по технологическому присоединению со стороны ПАО «Россети Московский регион» на дату 15.08.2023 не исполнены.

В качестве причин неисполнения ПАО «Россети Московский регион» мероприятий по технологическому присоединению в срок, предусмотренный Договором, является длительный срок согласования инвестиционной составляющей основного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № <...>, заключенный с <...>, и смежного  договора № <...> в части лимита средней стоимости затрат на присоединение льготной категории потребителей (550 руб.). Требуется прохождение многоступенчатой процедуры корпоративного утверждения приказа о внесении в инвестиционную программу Общества. Правилами технологического присоединения №861 изменение, а также увеличение срока мероприятий по ТП, установленного п.16 в случае превышения лимитов стоимости выполнения работ по договорам ТП не предусмотрено.

Также ПАО «Россети Московский регион» указано, что объем работ, предусмотренный ТУ № НМ-22-302-23182(710043), является смежным по основному договору ТП № <...>, заключенному с гражданкой <...>. Энергопринимающие устройства <...> надлежащего технологического присоединения не имеют и располагаются на земельном участке, расположенном в <...>. Данная часть <...>, расположена в лесном массиве, не электрифицирована и насчитывает около 110 раскадастрированных участков. По данной территории проходят 2 питающие кабельные линии 10 кВ Ф-16,Ф-19 направлением ПС-706 Щапово – РП-12, которые располагаются на расстоянии 50 м от границ участка Заявителя.

Работы, предусмотренные пунктом 10 ТУ, выполняемые ПАО «Россети Московский регион» в рамках осуществления технологического присоединения Объекта по Договору, требуют согласования со службами главного инженера, службами оперативно диспетчерского и ситуационного управления, службами управления реализации услуг по передаче электрической энергии, службой управления по релейной защите энергосетевого хозяйства филиала «Новая Москва».

В настоящий момент заключены необходимые договоры подряда, определен подрядчик для их реализации.

Оценив данные доводы сетевой организации, должностное лицо антимонопольного органа считает необходимым отклонить их по следующим основаниям.

Исполняя обязанность по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям, порядок исполнения которой предусмотрен императивными нормами публичного права, сетевая организация, как профессиональный участник рынка, берет на себя и все риски ее исполнения, исходя из статуса сторон, а также с учетом того, что такие риски являются неотъемлемо сопутствующими коммерческой деятельности сетевой организации в силу части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Сетевая организация, как сторона и исполнитель по договору о технологическом присоединении (ст. ст. 309, 310 ГК РФ), несет ответственность и за своевременность выполнения подрядной организацией мероприятий по технологическому присоединению и урегулирования отношений с третьими лицами в целях исполнения взятых на себя обязательств по договору о технологическом присоединении абонента.

Таким образом, те или иные сложности, связанные с особенностями испрашиваемого присоединения в связи с урегулированием отношений с третьими лицами, не могут служить основанием для увеличения предусмотренного законом срока технологического присоединения.

Законодательство об электроэнергетике, включая Правила технологического присоединения, относятся к сфере публичного права.

Игнорирование публично-правовых норм посягает на публичный правопорядок в сфере технологического присоединения к электрическим сетям.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, имеет формальный состав, предусматривающий привлечение к административной ответственности независимо от фактического наступления материальных последствий.

Данное административное правонарушение посягает не только на экономические интересы государства, но и интересы других хозяйствующих субъектов и потребителей в области оказания услуг, необходимых для обеспечения их деятельности.

Статус субъекта естественной монополии придает действиям указанного субъекта характер особой значимости, поскольку затрагивает не только частный интерес конкретного лица, с которым взаимодействует, но и публичную сферу.

При этом, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ПАО «Россети Московский регион», как субъекта естественной монополии, к исполнению публично-правовых обязанностей и к требованиям законодательства.

На основании изложенного должностным лицом в действиях ПАО «Россети Московский регион» установлен факт нарушения Правил технологического присоединения в части несоблюдения срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта, установленного пунктом 16 Правил технологического присоединения.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения — город Москва.

Время совершения административного правонарушения — 21.12.2022, рабочий день, следующий за последним днем окончания установленного срока для исполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта, предусмотренного Правилами технологического присоединения.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ПАО «Россети Московский регион» заключаются в неисполнении обязанности по технологическому присоединению Объекта в срок, установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения.

За указанные действия предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Вместе с тем частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 077/04/9.21-12018/2022 (исх. от 12.09.2022 № НП/47530/22) ПАО «Россети Московский регион» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Административный штраф оплачен 22.11.2022 в полном объеме.

Так, при рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Московский регион» установлен факт повторного совершения ПАО «Россети Московский регион» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, в период, когда лицо являлось подвергнутым административному взысканию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Таким образом, ответственность в соответствии частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение Правил технологического присоединения, выразившееся в невыполнении мероприятий по осуществлению технологического присоединения Объектов в срок, установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения, несет юридическое лицо ПАО «Россети Московский регион».

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ПАО «Россети Московский регион», не установлено.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц   в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

На основании вышеизложенного, с учетом положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также с учетом части 2 статьи 9.21 КоАП РФ необходимо применить штраф в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей 00 копеек.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 4.1 КоАП РФ, на основании части 2 статьи 9.21 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ПАО «Россети Московский регион» <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам с указанием УИН, содержащегося в образце платежного поручения, приложенного к настоящему постановлению:

<...>.

Копии документов, подтверждающих оплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, в письменном виде по адресу: 107078, г. Москва, Мясницкий проезд, д. 4, стр. 1 или в электронном виде на адрес электронной почты: to77@fas.gov.ru.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Приложение: копия платежного поручения в 1 экз.

Связанные организации

Связанные организации не указаны