Решение б/н б/а от 19 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-13959/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

14.09.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...>

при участии <...> (лично), представителей ООО «Городское консалтинговое бюро», ООО «Союз»,

рассмотрев жалобу <...> (далее также — Заявитель) на действия ООО «Городское консалтинговое бюро» (далее — Организатор торгов), ООО «Союз» (далее — Оператор ЭТП) при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 180822/57329365/02 , лот № 14, далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов и Оператора ЭТП при проведении Торгов, направленная письмом Московского областного УФАС России от 02.09.2022 № КИ/15985/22.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в несоблюдении процедуры проведения Торгов.

При этом в жалобе Заявителя содержалась ссылка на статью 17 Закона о защите конкуренции. На заседании Комиссии Заявитель отказался от рассмотрения жалобы в порядке статьи 17 Закона о защите конкуренции, выбрав порядок рассмотрения жалобы, предусмотренный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Исходя из совокупного толкований названных положений статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо любым иным лицом, в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

18.08.2022 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (адрес в сети «Интернет» - www.torgi.gov.ru) было размещено извещение о проведении Торгов.

Датой окончания подачи заявок определено 29.08.2022. Аукцион проводится в сети Интернет на сайте Электронной торговой площадке ООО «СОЮЗ» по адресу: https://union-torg.ru/.

Предмет торгов - Зем.уч., общ.пл. 725 кв.м., к/н: 50:20:0070818:65, адрес: МО, Одинцовский р-н, с/о Сидоровский, ДСК "Поляна", в р-не дер. Сивково, уч. 282; Зем.уч., общ.пл. 1450 кв.м., к/н: 50:20:0070818:66, адрес: МО, Одинцовский р-н, с/о Сидоровский, ДСК "Поляна", в р-не дер. Сивково, уч.281; Дачный дом, общ.пл. 203,3 кв.м., к/н: 50:20:0000000:285829, адрес: МО, Одинцовский р-н, с/о Сидоровский, ДСК "Поляна", в р-не дер. Сивково, д. 281. П.225-Г от 04.08.22г. Собств.: Поппель П.Н. Взыск.: <...>

Как следует из жалобы, Заявителем 22.08.2022 была подана заявка на аккредитацию на электронной площадке. Не получив ответа, Заявитель 24.08.2022 повторно подал заявку на аккредитацию.

Вместе с тем, Заявителем от Оператора ЭТП в срок до окончания приема заявок на участие в Торгах не была получена аккредитация на площадке либо отказ в предоставлении такой аккредитации.

Таким образом, Заявитель был лишен возможности участия в Торгах ввиду несоблюдения Оператором ЭТП сроков аккредитации.

Оператор ЭТП с доводами жалобы не согласился и пояснил, что <...> были поданы заявки на аккредитацию 22.08.2022 в 20 часов 09 минут, 24.08.2022 в 13 часов 06 минут, 25.08.2022 в 12 часов 39 минут, а также 25.08.2022 в 12 часов 51 минут.

На основании п. 9.7. Регламента ЭТП «СОЮЗ» (утв. 13.07.2022) (далее - Регламент), в течение пяти рабочих дней, начиная со дня поступления документов и сведений, оператор электронной площадки регистрирует заявителя на электронной площадке и направляет ему уведомление о регистрации, в личный кабинет.

Вместе с тем, в соответствии с п. 9.13 Регламента ЭТП, при подаче повторной заявки на аккредитацию, ранее поданные заявки удаляются в течении 5 (пяти рабочих дней). При подаче нескольких заявок на регистрацию (аккредитацию), Оператором рассматривается последняя поданная заявка, имеющая порядковый номер, превышающий номер, ранее поданной заявки на регистрацию (аккредитацию). Срок рассмотрения заявки исчисляется от даты подачи последней заявки на регистрацию (аккредитацию).

Заявка на аккредитацию <...> с порядковым номером 121332 (25.08.2022 в 12 часов 51 минут) была подана последней, соответственно ее оператор ЭТП рассматривал на соответствие требованиям Регламента при аккредитации.

Таким образом, предельным сроком обработки заявления Заявителя об аккредитации на площадке с учетом положения п. 9.7 Регламента - 01.09.2022.

Заявителю Оператором 30.08.2022 в 16:23:28 было отказано в аккредитации по следующим основаниям: «В доступе к системе отказано. Приложен неполный пакет документов, в соответствии с требованием регламента ЭТП, п.9.3. Для регистрации на ЭТП, пожалуйста, исправьте ошибки и направьте документы повторно».

Изучив представленные документы и сведения, Комиссия приходит к выводу о несостоятельности данного довода жалобы, поскольку рассмотрение заявления Заявителя на аккредитацию на площадке было рассмотрено Оператором ЭТП в сроки, установленные п. 9.7 Регламента.

Доказательств обратного Заявителем в материалы дела не представлено, а Комиссией не установлено.

В свою очередь, в силу п. 2.2 Регламента такой регламент является договором присоединения в соответствии со ст. 438 ГК РФ.

Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК РФ).

Таким образом, Заявитель при подаче заявления на аккредитацию обязан надлежащим образом ознакомиться с условиями пользования электронной площадкой, в том числе с условиями регистрации (аккредитации) на такой площадке.

Резюмируя вышеизложенное, Комиссия признает данный довод жалобы необоснованным.

Также Заявителем оспаривается несвоевременная публикация извещения о проведении Торгов.

Согласно изложенным доводам, на основании пункта 17 постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2013 № 938 «О проведении аукциона по продаже прав на имущество, подлежащее принудительной продаже, и определении уполномоченного федерального органа исполнительной власти по проведению указанного аукциона" (вместе с "Правилами проведения аукциона по продаже прав на имущество, подлежащее принудительной продаже")» извещение о проведении аукциона в 10-дневный срок с даты получения соответствующего акта о принудительной продаже имущества размещается организатором торгов либо специализированной организацией на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предназначенном для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), без взимания платы, а также публикуется в периодических печатных изданиях. При этом к информации о проведении аукциона относятся предусмотренная настоящими Правилами информация и полученные в результате принятия решения о проведении аукциона и в ходе аукциона сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и документацию, разъяснениях такой документации и протоколах, составляемых в ходе аукциона.

В свою очередь, поручение на реализацию спорного имущества № 225-Г датировано 04.08.2022, в то время как извещение о проведении Торгов опубликовано на Официальном сайте 18.08.2022, а в периодическом издании — 19.09.2022, то есть за пределами установленного десятидневного срока.

Таким образом, по мнению Заявителя, Организатором торгов нарушены сроки публикации соответствующего извещения, в связи с чем у Заявителя не имелось достаточного времени для регистрации на электронной площадке.

Также Заявителем были направлены дополнения к жалобе, согласно которым аукцион в составе 25 лотов состоялся 31.08.2022. При анализе протоколов торгов по каждому из лотов Заявителем установлено, что подписи ЭЦП Организатора торгов и победителя торгов установлены в одну и ту же дату и одно и тоже время, вплоть до секунды. В то же время, протоколы по лотам №№ 19,14,9 подписаны обеими сторонами синхронно менее чем за две минуты.

Одновременно с указанным, согласно оспариваемому протоколу торгов по лоту № 14 победителем признан <...>, действующий по агентскому договору № б/н от 28.08.2022 в интересах <...>.

При этом заявка<...>. была зарегистрирована за менее чем за один день, а задаток для участия на Торгах не мог дойти до Организатора торгов менее чем за один день.

По мнению Заявителя, указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии сговора между победителем Торгов, Организатором торгов и Оператором ЭТП.

Изучив представленные документы, Комиссия считает необходимым отметить, что оспариваемый Заявителем положения Документации в части установления сроков проведения Торгов и соблюдения порядка размещения информации, по его мнению, ограничивающие конкуренцию, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Торгов, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации.

В свою очередь, жалоба Заявителя была подана в антимонопольный орган 31.08.2022, в то время как срок приема заявок на участие в Торгах был окончен 29.08.2022.

В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в  Торгах.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения Документации до момента окончания приема заявок на участие в Торгах.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

Таким образом, Заявитель не может обжаловать указанные действия Организатора торгов при проведении Торгов, в связи с чем у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения данного довода жалобы Заявителя.

Относительно довода Заявителя о возможном наличии сговора на Торгах Комиссия отмечает, что в рамках рассмотрения жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, у антимонопольного органа отсутствует возможность рассмотрения доводов о сговоре на торгах. Указанный правовой подход подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 02.10.2017 № 309-КГ17-7502 по делу № А50-9299/2016.

Вместе с тем вышеизложенное не лишает права Заявителя обратиться в антимонопольным орган с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции с приложением необходимых документов и описанием существа правонарушения

Комиссия, руководствуясь частями 2, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов, Оператора ЭТП при проведении Торгов в части обжалования сроков аккредитации на электронной площадке необоснованной, в остальной части — оставить жалобу без рассмотрения.

2. Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмом Московского УФАС России от 12.09.2022 № НП/47568/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны