Решение б/н б/а от 6 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-20923/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
01.12.2021 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

 

при участии представителей от ... (лично), ООО «Сервис-маркет», ООО «Меркурий»,

рассмотрев жалобу ... (далее — Заявитель) на действия ООО «Сервис-маркет» (далее — Организатор торгов), ООО «Меркурий» (далее — Оператор ЭТП) при проведении аукциона по реализации имущества должника (извещение081121/32819515/01, далее — Торги). (далее — Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора и оператора торговой площадки при проведении Торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Извещения о проведении Торгов размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведение торгов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru.

Местом проведения Торгов является электронная торговая площадка ООО «Меркурий».

Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает необоснованное отклонение заявки на участие в Торгах.

Заявку Заявителя отклонили по следующим основаниям: Заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным настоящим порядком: не представлена заявка-декларация на участие в торгах (файл не загружается, документ невозможен для просмотра).

Заявитель считает данное отклонение неправомерным, так как при подачи заявки на участие в торгах, в составе заявки были приложены все необходимые документы.

Процесс подачи заявки был зафиксирован посредством скриншотов экрана (данные скриншоты были представлены на заседание Комиссии).

Заявитель на заседании Комиссии пояснил, что файл который он прикладывал при подачи заявки отличается от файла который в настоящий момент прикреплен на сайте оператора торговой площадки. По мнению Заявителя, Организатор торгов или оператор торговой площадки могли внести изменения в состав заявки участника.

Организатор торгов и Оператор ЭТП с доводами жалобы не согласились и на заседании Комиссии представили письменные возражения, а так же иные запрашиваемые документы.

Изучив материалы, заслушав позиции сторон Комиссия установила следующее.

Согласно извещению о проведении торгов для подачи заявки на участие в аукционе истребуются следующие документы:

1. Заявка на участие в торгах (в бумажном виде) с задекларированными сведениями (п.5 ст.449.1 ГК РФ) и с согласием на предоставление и обработку персональных данных (ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных») обязательно по форме Организатора торгов (образец на сайте организатора торгов, ЭТП и www.torgi.gov.ru ).

2. Платежное поручение/платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение Претендентом задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемого имущества.

3. Надлежащим образом оформленная доверенность на лицо, имеющее право действовать от имени Претендента, в случае если заявка подается представителем Претендента.

4. Анкета клиента физического/юридического лица в соответствии с ФЗ от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

5. Заявление на возврат задатка по форме Организатора торгов.

6. Документы физического лица:

- паспорт/документ, удостоверяющий личность Претендента, а также паспорт представителя Претендента в случае подачи документов от имени Претендента (все страницы оригинала), свидетельство ИНН, свидетельство СНИЛС, нотариальное согласие супруга(и)/нотариальное заявление об отсутствии зарегистрированного брака (требуется после торгов только для Победителя торгов по недвижимому имуществу и только для сделок, подлежащих нотариальному удостоверению).

Документы юридического лица:

- учредительные документы; свидетельство о государственной регистрации/лист записи из ЕГРЮЛ; свидетельство о постановке на налоговый учет; выписка из ЕГРЮЛ, выданная не более чем за 30 дней до даты подачи заявки на участие в торгах; документы, подтверждающие полномочия органов управления на осуществления действий от имени юридического лица (решение/протокол); решение/протокол соответствующего органа управления о приобретении имущества, если необходимость такого согласия предусмотрена учредительными документами; бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату.

От Заявителя подана заявка на участие в торгах с приложенными документами, которая зарегистрирована ЭТП.

Заявитель в составе заявки предоставил следующие документы:

1. Анкета

Анкета.pdf

Владелец ЭП: 

2. ИНН

ИНН Ананьева АВ.pdf

Владелец ЭП: 

3. Паспорт все страницы

Паспорт ААВ все страницы.pdf

Владелец ЭП: 

4. Платежное поручение

Платежное поручение к заявлению на возврат задатка.pdf

Владелец ЭП: 

5. СНИЛС

СНИЛС 

Владелец ЭП: 

6. Доверенность

Доверенность от 

Владелец ЭП: 

7. Заявка с согласием

Заявка (8).pdf

Владелец ЭП: 

8. Декларация

Декларация 

Владелец ЭП:

9. Заявка на возврат задатка

Заявление на возврат задатка.pdf

Владелец ЭП: 

10. Реквизиты

Реквизиты 

Владелец ЭП: 

11. Согласие на обработку

Согласие на предоставление о обработку персональных данных к Анкете.pdf

Владелец ЭП: 

12. Паспорт

Паспорт одним файлом 2021 сжатый.pdf

Владелец ЭП:

13. Инн мигель

Св-во ИНН.pdf

 

14. Снилс

Снилс.pdf

В

15. паспорт прописка мигель

Паспорт прописка 2021.pdf

Владелец ЭП: 

16. Паспорт 2-3 стр мигель

Паспорт2.pdf

Владелец ЭП: 

17. Декларация мигель

Декларация Мигель.pdf

Владелец ЭП: 

Так во время проверки приложенных к заявке документов у Организатора отсутствовала возможность проверить наличие Заявки на участие в торгах (в бумажном виде) с задекларированными сведениями (п.5 ст.449.1 ГК РФ) ...., поскольку открыть Документ №7 «Заявка (8).pdf» не представлялось возможным.

Требование о предоставлении Заявки на участие в торгах (в бумажном виде) с задекларированными сведениями (п.5 ст.449.1 ГК РФ) и с согласием на предоставление и обработку персональных данных (ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных») является обязательным требованием, о чем было указано в извещении.

Отсутствие заявки послужило основанием для отказа в допуске к участию на законных основаниях.

Согласно правилам торгов, размещённых в Извещении, лица не допускаются к торгам в случаях, если:

-заявка на участие в торгах и документы поданы с нарушением срока, установленного в информационном извещении;

-представленные документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ и информационным извещением (представлены документы не в полном объеме/не все страницы, отсутствует заявка с задекларированными сведениями (п.5 ст.449.1 ГК РФ) и с согласием на предоставление и обработку персональных данных (ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных») и др.);

Организатор торгов на заседании Комиссии пояснил, что заявки на участие в торгах вместе с прикрепленными к ним файлами, отправляемые пользователем Организатору для рассмотрения, доступны для просмотра только сторонам данного процесса: Претенденту на участие в торгах (заявителю) и Организатору в их личных кабинетах в разделе «Мои документы». При этом доступа к таким заявкам и приложенным к ним файлам не имеет, поскольку не является в данном случае одной из сторон процесса, и технически такая возможность в функционале сайта ЭТП не предусмотрена.

Согласно пункту 6.16 Регламента ЭТП Оператор обеспечивает возможность представления заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов, их копий в форме электронных документов, с учетом п. 6.29. Настоящего Регламента.

Согласно пункту 6.18 Регламента ЭТП 6.18 Оператор обеспечивает создание, обработку и хранение в электронной форме заявок на участие в торгах и иных документов, представляемых заявителями, участниками торгов, а также протоколов о результатах проведения торгов в соответствии с законодательством РФ. Оператор обеспечивает хранение в электронной форме указанных документов в течение десяти лет с даты утверждения протокола о результатах проведения торгов.

Оператор ЭТП на заседании Комиссии пояснил, что после того, как пользователь загрузил на сайт электронной торговой площадки требуемый файл и подписал его при помощи своей ЭЦП, никакие действия с таким файлом, кроме скачивания и открытия для прочтения невозможны без утраты факта подписания документа ЭЦП. Невозможность вмешательства третьих лиц в содержание и структуру подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью файла гарантируется компанией-криптопровайдером, обеспечивающей выпуск и эксплуатацию программно-аппаратных средств криптографической защиты файлов.

Оператор ЭТП на заседании Комиссии пояснил, что в период подачи заявок на участие в Торгах проблемы технического характера, а также сбои в работе сайта ЭТП отсутствовали, что подтверждается журналом активности сайта ЭТП.

В отношении представленных на заседание Комиссии скриншотов Комиссия отмечает следующее.

На представленных скриншотах зафиксирована процедура направления Заявителем заявки на участие в торгах извещение № 081121/32819515/01.

На основе анализа скриншотов идентифицировать Комиссией сторонний сайт, используемое программное обеспечение, включая браузер, не представляется возможным.

Вместе с тем Комиссия обращает особое внимание, что подача заявки осуществлялась путем использования программы удаленного доступа AnyDesk. Данный факт также подтверждается представленными скриншотами.

Комиссией не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, кем именно делались скриншоты экрана, идентифицировать лицо, осуществившего вход в личный кабинет на электронной площадке от имени Заявителя также невозможно.

Вместе с тем ввиду ограниченности сроков на рассмотрение жалобы (максимальное количество рабочих дней для рассмотрения жалобы в соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции составляет 14 дней) Комиссия лишена возможности направления соответствующих запросов в организации, специализирующихся на проверке цифровых изображений.

Также статья 18.1 Закона о защите конкуренции не предусматривает возможности привлечения Комиссией экспертов, специалистов для участия в рассмотрении жалобы с целью проведения экспертиз.

Помимо этого в соответствии со статьями 102, 103 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус осуществляет процедуру обеспечения доказательств.

Основанием необходимости совершения нотариальных действий является снижение вероятности представления недостоверных или незаконных доказательств.

В свою очередь Заявителем на заседании Комиссии представлены скриншоты, не заверенные в установленном законодательством порядке.

Ввиду вышеизложенного Комиссия не может сделать однозначный вывод о достоверности данных снимков экрана.

Относительно довода жалобы о проведении торгов на электронной торговой площадке не из перечня операторов этп, предусмотренных Правительством РФ Комиссия поясняет следующее.

Реализация арестованного имущества осуществляется путем продажи такого имущества на торгах в соответствии с нормативными актами: Гражданским кодексов Российской Федерации, ФЗ «Об исполнительном производстве», ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведения торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года № 66 «О правилах информации о торгах по продаже заложенного недвижимого и движимого имущества в ходе исполнительного производства, а так же о торгах по продаже заложенного движимого имущества во внесудебном порядке для размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в соответствии с условиями Государственного контракта.

Совокупный анализ указанных нормативных актов не позволяет сделать вывод о том, что Организатор торгов не управомочен в самостоятельном порядке избирать электронные торговые площадки, посредством использования функционала которых будет проведена процедура реализации имущества должников. Запретов или ограничений в нормативных актах по выбору каких-либо электронных торговых площадок не содержится и не ограничивают организаторов торгов в выборе электронных торговых площадок.

Письмо ФАС России от 12 сентября 2019 г. N ИА/79982/19 «О рассмотрении жалоб на действия организатора торгов, оператора электронной площадки в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции» подтверждает, что в настоящее время торги в рамках исполнительного производства проводятся на неограниченном перечне электронных площадок, функционирующих по самостоятельно установленным правилам, ввиду отсутствия нормативного регулирования электронных торгов в данной сфере.

В свою очередь, новый Государственный контракт содержит ограничения в выборе Электронных торговых площадок только для определенной категории имущества.

Пунктом 7.41. Технического задания Государственного контракта предусмотрены ограничения по выбору электронных торговых площадок в отношении определенной категории имущества, а именно: «при реализации имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью, а также где взыскателем, является ФНС России, либо иной государственный орган, использовать при реализации имущества на торгах электронные торговые площадки, утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2488-р и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 1447-р.»

При этом, указанный аукцион содержит лот по реализации имущества, которое не является государственной или муниципальной собственностью, а также взыскателем является юридическое лицо (коммерческая организация), в связи чем доводы Заявителя о нарушении Организатором торгов порядка их проведения, выразившееся в проведении торгов на ненадлежащей электронной торговой площадке, не соответствуют действительности.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что при проведении процедур Организатором торгов не было допущено нарушений по выбору электронной площадки.

Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем не были представлены документы, подтверждающие факт корректной работы электронного устройства (персонального компьютера, ноутбука и т.д.), с которого осуществлялся вход на ЭТП для участия в оспариваемых Торгах, в том числе подтверждающих факт надлежащей настройки программного обеспечения, бесперебойного подключения к сети Интернет, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора торгов и оператора ЭТП нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании вышеизложенного, изучив представленные в материалах дела документы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы Заявителя необоснованной.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора, ЭТП при проведении Торгов необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмами Московского УФАС России от 25.11.2021 № ЕИ/72034/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны