Решение б/н б/а от 21 марта 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-3791/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
16.03.2022 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
Председательствующего:
членов Комиссии:
при участии представителей от ООО «МИСТРА», ФГБУ ФНКЦ ФМБА России,
рассмотрев жалобу ООО «МИСТРА» (далее также - Заявитель) на действия ФГБУ ФНКЦ ФМБА России (далее также — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на закупку расходных одноразовых материалов (реестровый № 32211140895, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В своей жалобе Заявитель ссылается на статью 17 Закона о защите конкуренции, предусматривающий иной порядок рассмотрения заявления согласно главы 9 Закона о защите конкуренции. Вместе с тем Заявителем на заседании Комиссии был избран способ защиты своих прав и законных интересов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной комиссии или Закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Организатора торгов выразилось в ненадлежащем формировании Закупочной документации, влекущем ограничение конкуренции.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения, а также иные материалы запрошенные антимонопольным органом.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Комиссией установлено, что Заказчиком 16.02.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении Закупки.
НМЦК - 1 782 175,00 руб.
В разделе 2 «Требования к товарам» Технического задания предусмотрены требования к техническим и функциональным характеристикам товара. Заявитель в своей жалобе ссылает на позицию № 3 Технического задания:
Набор гинекологический одноразовый стерильный |
шт |
750 |
||||
№ п/п |
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Ед. изм. характеристики |
Обоснование включения показателя в описание объекта закупки |
|
|
3.1 |
Зеркало гинекологическое двухстворчатое полимерное одноразовое совершенно прозрачное, без резких острых углов, заусениц и трещин на поверхности |
1 |
шт |
Для качественного осмотра пациента |
|
|
3.2 |
Составляющие изделия: две створки и фиксатор |
Наличие |
|
Данные параметры зеркала дают большие преимущества в удобстве использования, повышают качество работы гинеколога, минимизирует временные затраты на лишние манипуляции и удовлетворяет потребностям Заказчика |
|
|
3.3 |
Процесс полной фиксации створок расширителя происходит нажатием на фиксатор простым движением большого пальца доминирующей руки и выбором необходимой фиксации створок. Фиксатор зеркала строго не поворотный и не винтовой |
Возможность |
|
Данный фиксатор позволяет работать одной рукой что уменьшает время приема пациента |
|
|
3.4 |
Тип фиксатора |
Дуговой (трещетка) |
|
дуговой фиксатор дает возможность врачу осуществлять открытие и фиксацию инструмента одной рукой, что уменьшает количество перехватываний инструмента, а соответственно сокращает время осмотра |
|
|
3.5 |
Размер зеркала L, с длиной створок |
12± 0,5 |
см |
для проведения осмотра, комфортного для пациента и врача |
|
|
3.6 |
Ширина створки в самой узкой части |
3,1 ± 0,5 |
см |
для лучшего обзора исследуемых поверхностей |
|
|
3.7 |
Обзорное рабочее окно имеет параметры |
3,5 ± 0,1 х 4,2 ± 0,1 |
см |
Дает полный обзор не только шейки матки, но и стенок влагалища |
|
|
3.8 |
Салфетка подкладная из нетканого материала |
1 |
шт |
Для удобства осмотра |
|
|
3.9 |
Плотность салфетки |
Не менее 25 |
г/кв.м |
Оптимальная плотность |
|
|
3.10 |
Размер салфетки |
не менее 50х55 |
см |
Оптимальная площадь покрытия |
|
|
3.11 |
Перчатки смотровые |
Не менее 1 |
пары |
Для полноценной защиты руки специалиста |
|
|
3.12 |
Размер перчаток |
М |
|
Для обеспечения надежной барьерной защиты |
|
|
3.13 |
Материал изготовления перчаток |
Латексные без пудры |
|
Не вызывают аллергии |
|
|
3.14 |
Зонд урогенитальный |
1 |
шт |
Для взятия биологического материала с поверхности шейки матки и из цервикального канала |
|
|
3.15 |
Форма изделия в виде ручки с рабочей частью в виде усеченного конуса |
Соответствие |
|
для уточнения конструктивных особенностей изделия, необходимых при проведении медицинской манипуляции |
|
|
3.16 |
Закрученный металлический стержень внутри изделия |
Наличие |
|
для уточнения конструктивных особенностей изделия, необходимых при проведении медицинской манипуляции |
|
|
3.17 |
Общая длина изделия |
не менее 198 |
мм |
для улучшенного захвата инструмента |
|
|
3.18 |
Жесткость ворсинок рабочей части зонда |
Средняя |
|
для проведения осмотра, комфортного для пациента |
|
|
3.19 |
Рабочая часть сгибается под прямым углом |
Наличие |
|
для улучшенного взятия материала на последующий анализ |
|
|
3.20 |
Длина рабочей части |
не менее 2 |
см |
для уточнения длины рабочей части изделия, требуемого заказчику для эффективной медицинской манипуляции |
|
|
3.21 |
Диаметр рабочей части на кончике |
не менее 4 |
мм |
для уточнения конструктивных особенностей изделия, предотвращающих прокол слизистой оболочки |
|
|
3.22 |
Стекло предметное |
Не менее 2 |
шт |
Предназначены для микроскопии |
|
|
3.23 |
Матовая полоса на предметном стекле |
Наличие |
|
Для записи данных пациентов |
|
|
3.24 |
Пробирка с тупфером для взятия, сохранения и транспортировки биологического материала в сроки не менее 5 часов |
1 |
шт |
Транспортировка проб внутри медучреждения, при отборе и транспортировке проб, взятых на вызове у больного, или при экстренной доставке проб из медучреждения в контрольную лабораторию |
|
|
3.25 |
материал пробирки: ударопрочный полипропилен |
Соответствие |
|
Для использования в лабораторных аппаратах |
|
|
3.26 |
материал зонда: полистирол +вискоза |
Соответствие |
|
Безопасность использования зонда |
|
|
3.27 |
Длина зонда состоящего из полистирол +вискоза |
не менее 14,6 |
см |
Для захватывания биоматериала из поверхности шейки матки |
|
|
3.28 |
пробирка должна иметь этикетку с указанием кода, лота, срока годности и должна иметь область для идентификации образца |
Наличие |
|
Для надежной передачи данных в лабораторию |
|
|
3.29 |
на крышке пробирки должна быть нанесена этикетка с контролем вскрытия и отметкой о стерильности |
Наличие |
|
Контроль стерильности |
|
|
3.30 |
размер пробирки вместе с крышкой |
не менее 12х150 |
мм |
Оптимально для использования в лаборатории |
|
|
3,31 |
Стерильность |
Стерильно |
|
для безопасности применения медицинского изделия при осмотре. Не обладает токсичностью |
|
|
По мнению Заявителя, характеристики продукции указанные в техническом задании Заказчика, соответствуют только продукции единственного производителя ООО «АЛАЙФ-ДАФИНА».
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что помимо медицинского изделия, производства компании ООО «АЛАЙФ-ДАФИНА», о соответствии которого упоминает Заявитель в своей жалобе, требованиям Технического задания соответствует медицинское изделие производства компании ООО «Фогт Медикаль». Указанная информация подтверждается письмом полученном Заказчиком на запрос, который был направлен производителю, при подготовке к закупочной процедуре.
Вместе с тем, Заказчик отметил, что в действительности данная модель гинекологического зеркала была запатентована Обществом с ограниченной ответственностью «Компания Алайф» (патент № 75926) в 10.09.2008. Однако как следует из базы Федерального института промышленной собственности в настоящее время патент № 75926 «Гинекологическое зеркало» (МПК А61В1/32, патентообладатель ООО «Компания Алайф» опубликованное 10.09.2008 г.) имеет статус не действующего с 17.05.2018 г и перешедшего в общественное достояние (https://new.fips.ru/registers-doc-view/fips_servlet?DB=RUPM&DocNumber=75926&TypeFile=html).
Комиссия принимает во внимание, что Заказчику было направлено три коммерческих предложения:
От общества ООО «ЛОКУС ТРЕЙД» набор смотровой одноразовый, стер. размер L Комплектация: зеркало по Куско, перчатки, салфетка, стекла, инструменты, пробирка. Количество: 750 шт. Страна производителя: Россия.
Коммерческое предложение от Общества ООО «Алайф-Дафина» набор гинекологический смотровой, одноразовый, стерильный «АЛАЙФДАФИНА» размер L. ПРОФ L тип 4 Производство: Россия. Количество: 750 шт.
Коммерческое предложение от Общества ООО «Торгмед» набор одноразовый гинекологический смотровой, стер. размер L (состав: зеркало, пеленка, перчатки, зонды, стекла) Производство: Россия. Количество 750 шт.
Согласно Протоколу подведения итогов процедуры 32211140895 от «04» марта 2022г Победителем и единственным участником было признано ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТОРГМЕД», ценовое предложение которого составило 1 782 175.00 руб. с учетом НДС.
Резюмируя вышеизложенные обстоятельства, Комиссия отмечает, что довод Заявителя о невозможности предложения, исходя из условий технического задания, товаров иного производителя кроме ООО «Алайф-Дафина», не нашел своего подтверждения, поскольку на участие в закупочной процедуре вышел не сам производитель, а Общество ООО «ТОРГМЕД».
Кроме того, в представленных Заказчику коммерческих предложениях содержится предложение в отношении товара Российского производства, отличного от ООО «Алайф-Дафина».
Таким образом, довод Заявителя о том, что техническим характеристикам, указанным в техническом задании, соответствуют только один товар, не подтверждается доказательствами, представленными в материалы дела.
В свою очередь, Комиссия отмечает, что отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в Закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.
Вместе с тем, Комиссия также принимает во внимание, что Заявителем не представлено доказательств, что установленные требования подходят только под конкретного производителя.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что указание Заказчиком в закупочной документации оспариваемых Заявителем требований не нарушают права участников и не ограничивают конкуренцию.
Доказательств обратного Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком в закупочной документации требования не могут рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки, Заказчиком не допущено нарушений Закона о закупках при установлении порядка оценки заявок.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «МИСТРА» (ОГРН: 1187746205272; ИНН: 7704451972) на действия ФГБУ ФНКЦ ФМБА России (ОГРН: 1027700089757; ИНН: 7724044189) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 10.03.2022 № НП/12952/22.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.