Решение №48472/23 б\а от 14 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-14952/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

10.11.2023 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>

при участии посредством видеконференцсвязи представителя <...>

рассмотрев жалобу <...> при проведении закрытого конкурса на право заключения договора на оказание аудиторских услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика, составленной в соответствии с ФСБУ (реестровый № 230677600002, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Таким образом, при осуществлении данной процедуры Конкурса Заказчик руководствовался Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе предметом регулирования названного закона являются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее — контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

В настоящем случае рассматриваемая процедура закупки подлежала проведению по правилам и в порядке, установленном Законом о контрактной системе в соответствии с Законом об аудиторской деятельности.

Таким образом, проведение спорного аукциона является обязательным в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданной Обществом жалобы на действия Заказчика проводилось в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона торги субъекта, осуществляющего свою закупочную деятельность в рамках Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно доводам Жалобы Заявитель не согласен с оценкой своей заявки по критерию «Квалификация участника закупки», подкритерию «Репутация участника закупки» (далее — критерий репутация).

В частности, Заявитель отмечает, что в составе заявки им были представлены информация и подтверждающие документы о применении к Заявителю в течение 3-х лет до даты подачи заявки (29.05.2023) 1 (одной) меры дисциплинарного и иного воздействия в 2021 году.

По мнению Заявителя, на дату проведения оценки и сопоставления заявок (26.06.2023) на официальном сайте Казначейства России (http://www.roskazna.ru) размещены результаты о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций по состоянию на 09.06.2023, согласно которым в 2023 году ООО «ФинЭкспертиза» не имела примененной меры воздействия.

При этом согласно протоколу от 26.06.2023 № 230677600002-2 заявке участника закупки № 39469 по критерию репутация присуждено 24,00 балла.

В соответствии с протоколом от 16.10.2023 № 230677600002-2(4) заявке участника закупки № 39469 по критерию репутация присуждено 18,00 баллов.

Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно использована информация о мерах дисциплинарного и иного воздействия по отношению к ООО «ФинЭкспертиза» по состоянию на 16.10.2023.

Также Заявитель не согласен с проведением Заказчиком оценки его заявки 16.10.2023, поскольку, по мнению Заявителя, такая оценка должна была быть проведена 26.06.2023.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в Жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Комиссией установлено, что 05.05.2023 Заказчик на сайте ООО «АСТ ГОЗ» разместил информацию о проведении Закупки.

Начальная максимальная цена договора: 14 801 528,10 руб.

Дата начала подачи заявок: 05.05.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 05.05.2023 в 10:00.

Дата рассмотрения заявок: 13.06.2023.

Дата оценки и сопоставления, подведения итогов закупки: 26.06.2023.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системы контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе Заказчик устанавливает критерии оценки заявок участников.

Подпунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение о закупке должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 29 Информационной карты критерии и порядок оценки и сопоставления заявок приведены в приложении №2 к информационной карте.

В пункте 2 Приложения №2 к Информационной карте установлено содержание критерия «Квалификация участника закупки». В рамках критерия оценивается квалификация участника закупки, а именно:

1. обеспеченность материально-техническими ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;

2. обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;

3. наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема;

4. репутация участника закупки.

Согласно пункту 2.4 Приложения №2 к Информационной карте:

 

подкритерий №4 – репутация участника закупки (Прохождение процедур внешнего контроля качества и отсутствие мер дисциплинарного воздействия (предписание, обязывающее устранить нарушения; предупреждение о недопустимости нарушений; штраф)):

 

30%

Содержание подкритерия:

В рамках подкритерия оцениваются прохождение проверок в рамках внешнего контроля качества (надзора) за деятельностью аудиторской организации (далее – внешних проверок) и наличие/отсутствие мер дисциплинарного и иного воздействия в отношении участника закупки:

Подтверждающие документы:

1) Прохождение внешних проверок подтверждается:

а) Выпиской из реестра СРО;

б) данными сайта http://www.roskazna.ru.

При этом, соответствующая распечатка с указанного сайта («скриншот») должна быть подготовлена секретарем ЗК на дату проведения оценки и сопоставления поступивших заявок на участие в закупке, заверена председателем ЗК или лицом, исполняющим его функции, и храниться в составе документов, связанных с проведением закупки.

В случае отсутствия информации о прохождении внешней проверки в Выписке из реестра СРО и на сайте http://www.roskazna.ru в указанный период участнику закупки присваивается 0 баллов.

 

2) Наличие (отсутствие) мер дисциплинарного и иного воздействия по отношению к участнику закупки подтверждается:

а) Выпиской из реестра СРО;

б) данными сайта http://www.roskazna.ru1. При этом, соответствующая распечатка с указанного сайта («скриншот») должна быть подготовлена секретарем ЗК на дату проведения оценки и сопоставления поступивших заявок на участие в закупке, заверена председателем ЗК или лицом, исполняющим его функции, и храниться в составе документов, связанных с проведением закупки

Порядок оценки по подкритерию:

Прохождение в течение 3 (трех) лет до даты подачи заявки на участие в закупке процедур внешней(их) проверки(ок) при отсутствии в указанный период следующих мер дисциплинарного и иного воздействия (со стороны СРО и (или) уполномоченного федерального органа по контролю и надзору2): предписание, обязывающее устранить нарушения, и/или предупреждение о недопустимости нарушений, и/или штраф

100

Прохождение в течение 3 (трех) лет до даты подачи заявки на участие в закупке внешней(их) проверки(ок) при применении в указанный период к участнику закупки 1 меры дисциплинарного и иного воздействия (со стороны СРО и (или) уполномоченного федерального органа по контролю и надзору) из числа следующих: предписание, обязывающее устранить нарушения, или предупреждение о недопустимости нарушений, или штраф

80

Прохождение в течение 3 (трех) лет до даты подачи заявки на участие в закупке внешней(их) проверки(ок) при применении в указанный период к участнику закупки 2 мер дисциплинарного и иного воздействия (со стороны СРО и (или) уполномоченного федерального органа по контролю и надзору) из числа следующих: предписание, обязывающее устранить нарушения, и/или предупреждение о недопустимости нарушений, и/или штраф

60

Прохождение в течение 3 (трех) лет до даты подачи заявки на участие в закупке внешней(их) проверки(ок) при применении в указанный период к участнику закупки 3 мер дисциплинарного и иного воздействия (со стороны СРО и (или) уполномоченного федерального органа по контролю и надзору) из числа следующих: предписание, обязывающее устранить нарушения, и/или предупреждение о недопустимости нарушений, и/или штраф

40

Прохождение в течение 3 (трех) лет до даты подачи заявки на участие в закупке внешней(их) проверки(ок) при применении в указанный период к участнику закупки 4 мер дисциплинарного и иного воздействия (со стороны СРО и (или) уполномоченного федерального органа по контролю и надзору) из числа следующих: предписание, обязывающее устранить нарушения, и/или предупреждение о недопустимости нарушений, и/или штраф

20

Прохождение в течение 3 (трех) лет до даты подачи заявки на участие в закупке внешней(их) проверки(ок) при применении в указанный период к участнику закупки 5 мер дисциплинарного и иного воздействия (со стороны СРО и (или) уполномоченного федерального органа по контролю и надзору) из числа следующих: предписание, обязывающее устранить нарушения, и/или предупреждение о недопустимости нарушений, и/или штраф

10

Непрохождение внешней проверки в течение 3 (трех) лет до даты подачи заявки на участие в закупке,

и/или

применение к участнику закупки более 5 мер дисциплинарного и иного воздействия (со стороны СРО и (или) уполномоченного федерального органа по контролю и надзору) из числа следующих: предписание, обязывающее устранить нарушения, и/или предупреждение о недопустимости нарушений, и/или штраф,

и/или

применение (в том числе – однократное) к участнику закупки следующих мер дисциплинарного и иного воздействия: приостановление членства в СРО аудиторов и/или исключение из членов СРО аудиторов

0

 

 

Комиссией установлено, что Заявителем подана заявка № 39469.

В силу протокола от 26.06.2023 № 230677600002-2:

 

Критерий оценки / показатель критерия оценки (подкритерий)

Количество баллов, присуждаемых заявкам (предложениям) по критерию / подкритерию (без учета коэффициента значимости критерия / подкритерия)

 

39469

Подкритерий 2.4: репутация участника закупки

24,00

 

Заказчиком принято решение ранжировать заявки участников по степени предпочтительности представленных предложений с учетом присвоенных им итоговых баллов следующим образом:

 

места в ранжировке

Идентификационный номер участника закупки

Итоговый рейтинг заявки, балл

Окончательная цена заявки, руб.

1

31565

95,80

4 720 000,00 без НДС

2

39469

94,94

4 858 500,00 с НДС

 

Согласно протоколу от 18.07.2023 № 230677600002-2(2) в связи с допущенной технической ошибкой в части указания баллов по подкритерию 2.3: «наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема», необходимо отменить решение закупочной комиссии по вопросу № 2 «Утверждение результатов оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в закупке», указанного в протоколе заседания закупочной комиссии от 26.06.2023 № 230677600002-2, без изменения ранжирования заявок и выбора победителя.

Заказчиком принято решение ранжировать заявки участников по степени предпочтительности представленных предложений с учетом присвоенных им итоговых баллов следующим образом:

 

места в ранжировке

Идентификационный номер участника закупки

Итоговый рейтинг заявки, балл

Окончательная цена заявки, руб.

1

31565

90,55

4 720 000,00 без НДС

2

39469

89,69

4 858 500,00 с НДС

 

В силу протокола от 31.07.2023 № 230677600002-2(3) в связи с допущенной технической ошибкой в части указания баллов по подкритерию 2.2 «обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору» и 2.4 «репутация участника», необходимо отменить решение закупочной комиссии по вопросу №2 «Утверждение результатов оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в закупке», указанного в протоколе заседания закупочной комиссии от 26.06.2023 №230677600002-2 и вопросу № 3 «Выбор победителя закупки (подведение итогов закупки), указанных в протоколе от 26.06.2023 №230677600002-2 и протоколе от 18.07.2023 № 230677600002-2(2).

Заказчиком принято решение ранжировать заявки участников по степени предпочтительности представленных предложений с учетом присвоенных им итоговых баллов следующим образом:

 

места в ранжировке

Идентификационный номер участника закупки

Итоговый рейтинг заявки, балл

Окончательная цена заявки, руб.

1

39469

89,69

4 858 500,00 с НДС

2

31565

86,35

4 720 000,00 без НДС

 

Согласно протоколу от 16.10.2023 № 230677600002-2(4) в связи с допущенной технической ошибкой в части указания баллов по подкритерию 2.4 «репутация участника», необходимо отменить решение закупочной комиссии по вопросу №2 «Утверждение результатов оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в закупке», указанного в протоколе заседания закупочной комиссии от 31.07.2023 № 230677600002-2(3) и вопросу № 3 «Выбор победителя закупки (подведение итогов закупки), указанных в протоколе от 31.07.2023 № 230677600002-2(3).

 

Критерий оценки / показатель критерия оценки (подкритерий)

Количество баллов, присуждаемых заявкам (предложениям) по критерию / подкритерию (без учета коэффициента значимости критерия / подкритерия)

 

39469

Подкритерий 2.4: репутация участника закупки

18,00

 

Заказчиком принято решение ранжировать заявки участников по степени предпочтительности представленных предложений с учетом присвоенных им итоговых баллов следующим образом:

 

места в ранжировке

Идентификационный номер участника закупки

Итоговый рейтинг заявки, балл

Окончательная цена заявки, руб.

1

31565

86,35

4 720 000,00 без НДС

2

39469

85,49

4 858 500,00 с НДС

 

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что 16.10.2023 Заказчиком с целью исправления технических ошибок и приведения итогов Закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства осуществлена повторная процедура оценки и сопоставления поступивших заявок на участие в Закупке.

Заказчиком 16.10.2023 на основании пп. 6 п. 2 Подкритерия исследована размещенная на сайте http://www.roskazna.ru информации о наличии (отсутствии) мер дисциплинарного и иного воздействия по отношению к участникам Закупки и подготовлена соответствующая распечатка.

Заказчиком установлено, что на сайте http://www.roskazna.ru содержится информация о проведении в отношении Заявителя в течение 3 (трех) лет до даты подачи заявки на участие в Закупке 2 (двух) проверок, по результатам которых Заявителю выданы предписания об устранении выявленных по нарушений, – с 01.04.2021 по 28.05.2021 и с 27.01.2023 по 28.03.2023.

Заказчик отмечает, что вопреки доводу Заявителя согласно п. 2 Подкритерия для целей оценки и сопоставления заявок на участие в закупках аудиторских услуг при наличии мер дисциплинарного воздействия под датой выдачи участнику закупки мер дисциплинарного воздействия понимается дата окончания проверки в отношении участника закупки, указанная на сайте http://www.roskazna.ru, а именно – 28.03.2023.

Согласно установленному Закупочной документацией порядку оценки заявок Заявителю по Подкритерию присвоено 60 баллов, поскольку по результатам проведенных в отношении Заявителя в течение 3 (трех) лет до даты подачи заявки на участие в Закупке внешних проверок к нему применены 2 меры дисциплинарного и иного воздействия, а именно – выдано 2 предписания, обязывающих устранить допущенные нарушения.

Изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

Комиссия установила, что в отношении Заявителя 10.07.2023 было выдано предписание Казначейства России, обязывающее аудиторскую организацию устранить выявленные по результатам внешней проверки ее деятельности (надзора за ее деятельностью) нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений.

При этом, в соответствии с пунктом 16 Извещения дата оценки и сопоставления, подведения итогов закупки: 26.06.2023.

Согласно части 9 статьи 75 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в документации о закупке:

1) члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают поступившие заявки на участие в закупке и в отношении каждой такой заявки принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей документации о закупке или об отклонении заявки на участие в закупке;

б) осуществляют оценку заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими документации о закупке, по критериям оценки, установленным в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона;

в) на основании результатов оценки, предусмотренной подпунктом "б" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей документации о закупке, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия;

2) заказчик с использованием специализированной электронной площадки формирует протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и:

а) направляет уведомление каждому участнику закупки, подавшему заявку на участие в закупке, содержащее информацию, предусмотренную пунктами 2 - 4 части 11 настоящей статьи, в отношении заявки на участие в закупке такого участника закупки;

б) размещает протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в единой информационной системе без размещения на официальном сайте.

Комиссия отмечает, что Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность внесения изменений в протоколы, за пределами срока для его размещения.

Указанная позиция также подтверждается письмами ФАС России от 1 сентября 2017 г. № РП/60879/17, Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2022 г. № 24-07-07/54924.

В оспариваемом случае для переоценки заявки Заявителя Заказчик использовал сведения, которые не были ему известны на дату подведения итогов.

Комиссия установила, что на дату подведения итогов информации о нарушениях и принятых мерах ответственности по отношению к Заявителю в 2023 году отсутствовали, что не отрицается Заказчиком.

Таким образом, Комиссия отмечает, что оценка должна была быть произведена 26.06.2023 на основании информации, имевшейся у Заказчика по состоянию на 26.06.2023. В настоящем случае Заказчик не имел права переоценивать заявки с учетом новой информации, размещать новые протоколы.

В силу изложенного, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушения статьи 6, части 9 статьи 75 Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

При этом Комиссия приходит к выводу обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать, поскольку исполнение предписания не приведет к восстановлению прав Заявителя, в связи с тем, что повторная оценка заявки Заявителя и подведение итогов не приведут к изменению ранжирования заявок.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу<...> при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения статьи 6, части 9 статьи 75 Закона о контрактной системе.

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

1 Для целей оценки и сопоставления заявок на участие в закупках аудиторских услуг при наличии мер дисциплинарного воздействия под датой выдачи участнику закупки мер дисциплинарного воздействия понимается дата окончания проверки в отношении участника закупки, указанная на сайте http://www.roskazna.ru.

2 Для целей оценки и сопоставления заявок на участие в закупках аудиторских услуг под уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору понимается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Связанные организации

Связанные организации не указаны