Решение б/н б/а от 18 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-3709/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
15.03.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

 

при участии представителей от ООО «Специализированная Сервисная Компания», ФГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»,

рассмотрев жалобу ООО «Специализированная Сервисная Компания» (далее — Заявитель) на действия ФГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение, оказание комплекса работ, услуг, направленных на поддержание технических и эксплуатационных показателей административных зданий МПГУ, в том числе аварийно-восстановительные работы, по техническому обслуживанию, круглосуточной эксплуатации и текущему ремонту центральных и индивидуальных тепловых пунктов (ЦТП и ИТП), по подготовке к отопительному сезону ЦТП, ИТП и тепловых вводов в 2022-2023гг. (реестровый №32211107234, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы, Заявитель обжалует неправомерное отклонение заявки на участие в Закупке.

Заявку Заявителя отклонили за представления в составе заявки документов с прикрепленными печатями и подписями в форме отдельного графического элемента.

Заявитель с указанным отклонением не согласен, так как при подаче заявки все документы были подписаны электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП).

Также в своей жалобе Заявитель указывает, что Закон о закупках не запрещает при подачи заявки в электронной форме использовать факсимильное воспроизведения подписи.

Также в своей жалобе Заявитель указывает на необоснованную оценку других участников процедуры по критерию «Опыт работы».

В своей жалобе Заявитель указывает, что в составе первой части заявки участники должны представить предложение участника по критерию оценки Квалификация участников закупки – Опыт.

Однако все участники за исключением Заявителя не представили данные предложения, и таким образом, при рассмотрении вторых частей заявок, Заказчик не должен был оценивать заявки других участников по критерию «Опыт участника».

Заказчик с доводами жалобы не согласился, и на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).

Из смысла требований части 1 статьи 2 Закона о закупках следует, что при установлении требований в документации заказчики руководствуются собственным Положением о закупках и самостоятельно устанавливают требования к участникам, которые не должны противоречить требованиям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону о закупках, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Исходя из положений части 10 статьи 4 Закона о закупках, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Согласно п.9 «Информационной карты лота» установлено требование к участнику открытого конкурса:

1) быть правомочным заключать договор;

2) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обладать необходимыми лицензиями (свидетельствами, разрешениями) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом заключаемого договора - требования не установлены;

3) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обладать необходимыми сертификатами, санитарно-эпидемиологическими заключениями на товары, являющиеся предметом заключаемого договора;

4) не находиться в процессе ликвидации (для юридического лица) или быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом), в отношении него не должно быть открыто конкурсное производство;

5) не являться организацией, на имущество которой наложен арест по решению суда, административного органа и (или) экономическая деятельность которого приостановлена;

6) не иметь задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчётности за последний завершённый отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в процедуре закупки не принято;

7) обладать исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением договора Заказчик приобретает права на такие результаты – требования не установлены;

8) сведения об участнике закупки, должны отсутствовать в предусмотренном Федеральным законом от 02 июля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" реестре недобросовестных поставщиков.

9) сведения об участнике закупки должны отсутствовать в предусмотренном Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" реестре недобросовестных поставщиков;

10) не иметь расторгнутых по инициативе Заказчика договоров за два года, предшествующих закупке.

Пунктом 12 Информационной карты открытого конкурса. «Порядок подачи заявок. Документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе (лоте)» Установлено:

Вторая часть заявки оформляется в соответствии с Частью 1 «Общие условия проведения открытого конкурса» и формами, предусмотренными Разделом III «Образцы форм для заполнения участниками закупки» настоящей документации открытого конкурса и должна содержать: для юридического и физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя:

1. Заполненную форму заявки на участие в конкурсе в соответствии с требованиями конкурсной документации (Форма 1 Раздела III документации);

2. Сведения и документы об участнике закупки, подавшем такую заявку:

а) анкету участника закупки по установленной в конкурсной документации форме (Форма 2 Раздела III документации);

б) Сведения о квалификации участника закупки по установленной в конкурсной документации форме (Форма 3.1 Раздела III документации);

в) полученная не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса отсканированная выписка из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридического лица), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса;

г) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (руководитель). В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа и подписанную руководителем участника размещения заказа (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника размещения заказа, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

д) отсканированные подлинные или нотариально заверенные, учредительные документы участника размещения заказа (для юридических лиц);

е) отсканированное решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения, оформленное в соответствии с действующим законодательством РФ;

ё) отсканированный оригинал справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, выданную соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за двадцать дней до срока окончания приема заявок на участие в конкурсе;

ж) отсканированную копию уведомления о возможности применения участником закупки упрощенной системы налогообложения (для участников, применяющих ее);

3. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, для подтверждения представляется:

- отсканированные, полные, с видимым шрифтом, читаемые копии государственных контрактов и актов, в рамках Федерального закона от 05.04.2013.года № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или государственных договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223 – ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подтверждающих опыт Участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, установленных в соответствии с критериями и порядком оценки заявок, приложение к настоящей конкурсной документации – требование установлено;

- отсканированные удостоверения, дипломы, подтверждающие специализацию сотрудников и трудовые договоры или иные документы, подтверждающих право на работу, (отсканированные патенты или свидетельства или справки из налоговой инспекции, и иные документы) оформленные, с учетом требований установленных в соответствии с «критерии и порядком оценки» заявок, приложение к настоящей конкурсной документации, подтверждающих обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, – требование не установлено;

- документы подтверждающих деловую репутацию участника закупки, с учетом требований, установленных в соответствии с критериями и порядком оценки заявок, приложение к настоящей конкурсной документации – требование не установлено;

4. Документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе:

а) декларация соответствия п. 9 Части II. «Информационная карта конкурса»;

б) декларация сведений об отнесении организации к СМП (можно представить с учетом аппаратных средств, размещенных на площадке) — требуется;

Заявитель подал заявку на участие как коллективный участник в составе:

ООО «Специализированная сервисная компания» - лидер;

ООО «3В инженерные системы» - партнер;

ООО «ИТЦ новые технологии» - партнер;

ООО «Энергосервис» - партнер.

Пунктом 5.4. документации установлено, что при подготовке заявки на участие в конкурсе и документов, входящих в состав такой заявки, не допускается применение факсимильных подписей. Верность копий документов, представляемых в составе заявки на участие в конкурсе, должна быть подтверждена печатью и подписью уполномоченного лица, если иная форма заверения не была установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации. Все документы заявки и приложения к ней должны быть четко напечатаны. Подчистки и исправления не допускаются, за исключением исправлений, скрепленных печатью и заверенных подписью уполномоченного лица (для юридических лиц) или собственноручно заверенных (физическим лицом). Все документы, представляемые участниками закупки в составе заявки на участие в конкурсе, должны быть заполнены по всем пунктам.

Согласно требованиям документации, участники должны представить отсканированные подлинные или нотариально заверенные, учредительные документы участника размещения заказа (для юридических лиц).

Комиссией установлено, что у всех участников коллективного участника декларации представлены в виде документов с наложенными графическими изображениями, а не копиями с подлинных оригинальных документов, что требуется в подп. «д» п.2 части 12 Информационной карты, а также в соответствии с п. 5.8. «Общие условия открытого конкурса в электронной форме».

В свою очередь Заявитель в составе своей заявки представил учредительные документы не в форме скан-копий оригинальных документов, а в форме электронных документов, с поверх наложенными печатями и подписями.

Согласно подпункту 23 пункта 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения, утвержденного Приказом Госстандарта от 17.10.2013 N 1185-с, копия документа - это экземпляр документа, полностью, воспроизводящий информацию подлинника документа.

Таким образом, представленные документы не могут являться полноценными копиями требуемых документов.

Также Комиссия отмечает, что Заявитель в составе своей заявки представил Договор товарищества ССК.

Согласно пункту 3.6. данного договора Партнеры обязуются предоставить Ведущему партнеру доверенности на осуществление юридических и фактических действий, в рамках полномочий, установленных в настоящем Договоре. Невыдача или отзыв Партнерами указанных доверенностей является существенным нарушением договорных обязательств..

При этом Комиссией установлено, что доверенности от Партнеров коллективного участника в составе заявки полностью отсутствуют, в связи с чем, довод об использовании одной ЭЦП в отношении всех членов консорциума не принимается Комиссией.

На основании изложенного, поскольку декларации и уставные документы должны были быть подписаны лицами, уполномоченными на подобное действие, то фактическое отсутствие оригинальных подписей и печатей на документах, отсутствия информации о подписании их с помощью ЭЦП от конкретной организации входящей в консорциум, свидетельствуют об отсутствии требуемых документов.

На основании изложенного Комиссия не устанавливает нарушения антимонопольного законодательства со стороны Заказчика при отклонении заявки Заявителя, так как Заказчик действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена участником конкурентной процедуры в установленном законом порядке, в связи с чем данный довод жалобы признается необоснованным.

Относительно доводов жалобы в части оценки заявок других участников Комиссия поясняет следующее.

Частью 21. статьи 3.4. Закона о закупках установлено, что в случае содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.

Таким образом, при подачи первых частей заявок участники не имеют права подавать документы, которые могут их идентифицировать в соответствии с положениями действующего законодательства в сфере закупок, в связи с чем, действуя добросовестно, участниками были представлены соответствующие документы во второй части заявок, которые были оценены и сопоставлены Заказчиком.

При этом документация Заказчика содержит указание на представления в составе вторых частей заявок документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Таким образом, Заказчик правомерно рассмотрел заявки участников по критерию «Опыт оказания услуг».

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

В свою очередь, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Специализированная Сервисная Компания» (ИНН: 7100009176, ОГРН: 1217100009015) на действия АО «СО ЕЭС» (ИНН: 7704077771, ОГРН: 1027700215344) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 10.03.2022 № НП/12745/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны