Решение б/н Решение по жалобе АФ «Северная столица» на действия ФГУП НИЦ... от 16 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9241/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

10.06.2020 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

в отсутствие представителей сторон, уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 04.06.2020 № ПО/32590/20,

рассмотрев жалобу АФ «Северная столица» на действия ФГУП НИЦ «Зарубежсхема» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Акционерного общества «Научно-исследовательский центр «Зарубежсхема» за 2019- 2020 гг. (реестровый № 32009147135) (далее — Закупка),

в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения документации при проведении указанной Закупки.

Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 4 - 6 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках отдельными юридическими лицами), обжалуются в порядке, предусмотренном ст. 18.1. Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Как установлено Московским УФАС России, положения документации обжаловались Заявителем до окончания срока подачи заявок, что в силу ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в совокупности с положениями п. п. 1, 4 - 6 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках свидетельствует о возможности неучастника закупки прибегнуть к административному способу обжалования положений документации, которые, по его мнению, затрагивают его права и законные интересы.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг.

Одним из таких оснований является п. 1 ч. 10. ст. 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действовавшей на момент объявления закупки (далее — Положение), размещено на сайте www.zakupki.gov.ru - в Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС).

Как установлено Комиссией, Заказчиком в единой информационной системе закупок размещено извещение о проведении Закупки.

Заявитель жалобы считает, что извещение размещено Заказчиком в разделе закупок, проходящих в соответствии Законом о закупках. При этом согласно пп. 7 п. 4 ст. 1 Закона о закупках обязательный аудит не подлежит регулированию в рамках названного закона.

Данная закупка должна проводиться в рамках Закона о контрактной системе в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», организации, имеющие существенную долю госсобственности, обязаны проводить обязательный ежегодный аудит путем закупки в рамках Закона о контрактной системе, что и указал Заказчик.

Комиссией установлено следующее.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Пунктом 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках гласит о том, что осуществление заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» не регулируется данным законом.

Таким образом, из норм двух законов следует, что закупка аудиторских услуг не может быть осуществлена в рамках Закона о закупках, она должна осуществляться согласно правилам Закона о контрактной системе путем проведения открытого конкурса, поскольку открытый конкурс на проведение обязательного аудита должен осуществляться в порядке, установленном Законом о контрактной системе, а при разработке критериев оценки и сопоставления заявок участников в документации заказчикам следует руководствоваться правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о контрактной системе под заказчиком понимаются государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии
с ч. ст. 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, осуществляющие закупки. Таким образом, к примеру, акционерное общество не является заказчиком по смыслу Закона о контрактной системе, следовательно, по результатам отбора аудиторской организации должно заключать гражданско-правовой договор на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Так как акционерное общество не является заказчиком по смыслу Закона о контрактной системе, следовательно, оно не должно размещать план-график с процедурой по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, а также вносить заключенный гражданско-правовой договор по итогам проведения данной процедуры в реестр контрактов, размещать отчет об исполнении данного договора в соответствии с Законом о контрактной системе.

Таким образом, при проведении отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерному обществу, следует применять лишь процедурные нормы Закона о контрактной системе, регулирующие порядок проведения отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Соответственно, планировать такой отбор следует в плане закупок в соответствии с положениями Закона о закупках.

Из вышеизложенного следует, что Заказчик, работающий по Закону о закупках должен применять те нормы Закона о контрактной системе, которые касаются отбора исполнителя, а правила о планировании, нормировании закупок, исполнении контрактов проводятся в рамках Закона о закупках, что не является нарушением.

Аналогичная позиция представлена в письме Минфина России № 24-04-06/3691, ФАС России N РП/4072/18 от 24.01.2018 «О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Так, учитывая, что пункт 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках исключает из сферы применения указанного закона только отбор аудиторской организации, проводимый в соответствии со статьей 5 Закона № 307-ФЗ, Минфин России и ФАС России приходят к выводу о том, что юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом о закупках, но не указанные в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном Законом № 223-ФЗ, положением заказчика о закупке.

Исходя из возражений Заказчика, при размещении документации и заполнении стандартных форм на электронной площадке, функционал электронной площадки не позволяет выбрать «Тип закупки». Таким образом, запись «Закупка в соответствии с нормами Закона о закупках» автоматически присвоена электронной площадкой при подключении функционала личного кабинета организации-заказчика. В тоже время, размещение закупки из личного кабинета по Закону о контрактной системе не позволит разметить закупку без предварительного размещения плана-графика, формирование которого, как было установлено ранее, не требуется организациям, указанным в ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ.

Из вышеизложенного следует, что Заказчик действовал с соблюдением норм действующего законодательства, а довод жалобы признается необоснованным.

Также, по мнению Заявителя, в документации указаны два взаимоисключающих положения об этапах проведении открытого конкурса, а именно:

Первое положение: п. 3.3. документации устанавливает, что заявка состоит из двух частей и предложения участника о цене контракта. Все три электронных документа участник открытого конкурса направляет одновременно оператору электронной площадки.

Второе положение: п.8.15. Информационной карты: день подачи окончательных предложений устанавливает оператор электронной площадки.

Исходя из изложенного Заявитель считает, что Заказчик умышленно вводит в заблуждение участников конкурса, применяя разночтения в документации.

Комиссией установлено следующее.

Согласно ст. 54.4 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги.

Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме направляется участником открытого конкурса в электронной форме оператору электронной площадки в форме трех электронных документов, которые подаются одновременно.

Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 54.6 Закона о контрактной системе участники закупки, допущенные к участию в открытом конкурсе в электронной форме, вправе подавать окончательные предложения о цене контракта. Соответствующее уведомление, направленное оператором электронной площадки, поступает в личный кабинет участников, допущенных к участию в открытом конкурсе. Пункт 3.3 документации относится к сроку окончания подачи заявок, регламентированному ч. 1 ст. 54.2 Закона о контрактной системе, а п. 8.15 Информационной карты относится к подаче окончательных предложений (которые являются правом, а не обязанностью участника, допущенного к участию в конкурсе), предусмотренных ч. 1 ст. 54.6 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, Комиссия приняла решение о признании необоснованным довода жалобы Заявителя.

При этом Заявитель на заседание Комиссии не явился и опроверг контрдоводы Заказчика.

С учетом изложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО АФ «Северная столица» (ИНН: 7805127323, ОГРН: 1037811040992) на действия АО НИЦ «Зарубежсхема» (ИНН: 7703463510, ОГРН: 1187746705717 при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения с закупки, наложенные письмами Московского УФАС России от 29.05.2020 № ПО/31301/20, от 04.06.2020 № ПО/32590/20.

    Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны