Решение б/н по делу № 077/07/00-10818/2020 о нарушении процедуры торгов... от 14 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Главстройпоставка»

111673, город Москва, улица Суздальская 12, корп. 4, офис 4

127495, г. Москва, Дмитровское шоссе, д.122Г, к.1

АО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

129090, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 16, стр.1

ООО «РТС-тендер»

Наб. Тараса Шевченко, д. 23-А, г. Москва, 121151

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-10818/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

09.07.2020

г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

 

 

рассмотрев жалобу ООО «Главстройпоставка» на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 2055/ОАЭ-ДКСС/20 на право заключения договоров поставки инженерно-технологического оборудования (реестровый № 32009114536),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика.

Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 4 - 6 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), обжалуются в порядке, предусмотренном ст. 18.1. Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 ст. 3 Закона о закупках предусмотрены основания, позволяющие участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

В соответствии с п. 1 ч. 10. ст. 3 Закона о закупках подлежат оспариванию в административном порядке действия заказчика при осуществлении закупки с нарушением требований Закона о закупках. Доводы жалобы соответствуют основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 10. ст. 3 Закона о закупках, и подлежат рассмотрению антимонопольным органом в административном порядке в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Как установлено Комиссией Управления, 27.04.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС), на сайте www.rzd.ru (раздел «Тендеры») и на сайте http://rts-tender.ru опубликованы извещение о проведении закупки и документация о закупке. Закупка проводится не в рамках национального проекта.

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) правовую основу закупок товаров, работ и услуг лицами, подпадающими под действие данного закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), непосредственно сам Закон о закупках, а также положение о закупке, при этом положение о закупке в силу статьи 2 Закона о закупках является основополагающим документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, включая способы закупки и условия их применения.

При организации и проведении закупки Заказчик руководствовался Законом о закупках и положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным советом директоров ОАО «РЖД» 28.06.2018 (далее – Положение о закупке ОАО «РЖД»), а также извещением и документацией.

ООО «ГСП» обратилось с жалобой в антимонопольный орган, где указало в качестве основания для обращения несогласие с допуском к участию в закупке других участников открытого аукциона.

По мнению заявителя, заказчиком неправомерно допущены к участию в закупке ООО «Желтрансавтоматика» и ООО «Флуринтек», предлагающие товар одного и того же производителя – ООО «Флуринтек», что свидетельствует о наличии основания для отказа данным участникам в допуске в соответствии с пунктом 3.2.2 документации.

Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает ее подлежащей признанию необоснованной в силу следующих обстоятельств.

В соответствии с пунктом 3.2.1 документации в случае участия нескольких лиц на стороне одного участника соответствующая информация должна быть указана в заявке на участие, подготовленной по Форме заявки участника, представленной в приложении № 1.3 к аукционной документации. Если соответствующая информация не указана в заявке, участник считается подавшим заявку от своего имени и действующим в своих интересах.

Согласно пункту 3.2.2 документации лица, выступающие на стороне одного участника, не вправе участвовать в этой же закупке самостоятельно либо на стороне другого участника закупки. Несоблюдение данного требования является основанием для отклонения как заявок всех участников закупки, на стороне которых выступает такое лицо, так и заявки, поданной таким участником самостоятельно.

В заявках ООО «Желтрансавтоматика» (участник № 1) и ООО «Флуринтек» (участник № 3), поданных для участия в открытом аукционе по лоту № 2, отсутствует информация об участии на стороне каждого из участников нескольких юридических лиц. Соответственно, заявка ООО «Желтрансавтоматика» и заявка ООО «Флуринтек» рассматриваются как индивидуальные заявки, поданные в интересах каждого из указанных юридических лиц от собственного имени и в собственных интересах.

Следовательно, основания для применения заказчиком пункта 3.2.2 документации отсутствуют, поскольку на стороне участников ООО «Флуринтек» и ООО «Желтрансавтоматика» не выступают какие-либо иные лица, данные компании приняли участие в закупке исключительно путем подачи индивидуальной заявки. Довод жалобы ООО «Главстройпоставка» относительно того, что данные участники предложили товар одного и того же производителя, не может рассматриваться как основание для отклонения участников в соответствии с пунктом 3.2.2 документации.

Производителем товара, предлагаемого обоими участниками, является ООО «Флуринтек» (ООО «Флуоресцентные информационные технологии», ИНН 7704765753). В составе заявки ООО «Флуринтек» представлено информационное письмо, подтверждающее, что данная компания является производителем ударно-точечных маркирующих комплексов и обладает интеллектуальными правами в отношении применяемых патентов (с приложением подтверждающих документов). У заказчика отсутствовали основания рассматривать данную информацию как недостоверную, поскольку она подтверждается сведениями, размещенными в открытых источниках (сайт ФИПС, сайт ООО «Флуринтек» и др.).

Следует отметить, что заказчиком при проведении закупки не предъявлялись к участникам какие-либо требования, связанные с подтверждением полномочий на поставку продукции, прав в отношении объектов интеллектуальной собственности и т.д.

Комиссия отмечает, что при рассмотрении заявок участников действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть несоответствие или недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны лицом, сомневающимся в достоверности таких сведений.

При этом участник, подавая заявку на участие в соответствующей закупочной процедуре, самостоятельно принимает на себя всевозможные риски, обусловленные наступлением таких последствий как невозможность исполнения обязательств по договору на условиях, с которыми такой участник согласился в своей заявки. В свою очередь, при наступлении таких обстоятельств как невозможность исполнения обязательств по договору к такому участнику применяются соответствующие санкции.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя о неправомерном определении Заказчиком победителя Аукциона не находит своего фактического подтверждения, в связи с тем, что заявка победителя полностью соответствовала требованиям Аукционной документации.

Относительно довода жалобы Заявителя об отсутствии в Аукционной документации требования о подтверждении наличия надлежащих прав/лицензий на принадлежащую ООО «Флуринтек» технологию флуоресцентной маркировки, Комиссией установлено следующее.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что лицензионное соглашение с производителем возлагает на потенциального участника избыточные требования по предоставлению в составе заявки документов, подтверждающих наличие у него партнерских отношений с заводом-изготовителем (ООО «Флуринтек») закупаемого товара. Наличие подобного документа не может гарантировать качество товара, правоспособность участника закупки к его отчуждению, но устанавливает соответствующий необоснованный барьер для участия в конкурентных процедурах для иных лиц. Так например, контрагент, имеющий возможность поставки товара, интересующего Заказчика, обязан иметь именно партнерские отношения с производителями товаров, что также указывает, на невозможность участия в закупках иных лиц, закупающих товары у посредников завода-изготовителя, но не являющимися его официальными представителями. Так как требования должны устанавливаться Заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре и для увеличения количества участников, подобного рода требования в документации о закупке открытого аукциона квалификационные требования к участникам данной закупки были  не предусмотрены и соответственно, подтверждающие документы на право поставки не требовались.

Комиссия соглашается с вышеизложенной позицией Заказчика и, в свою очередь, отмечает, что, как было указано ранее, участник процедуры, подавая заявку на участие в соответствующей процедуре, принимает на себя все риски применения к такому участнику соответствующих санкций.

Вместе с тем Комиссия полагает целесообразным неустановление Заказчиком требования о подтверждении наличия надлежащих прав/лицензий на технологию флуоресцентной маркировки в целях обеспечения равных возможностей принятия участия в процедуре, а также для увеличения количества участников такой процедуры.

С учетом изложенного, Комиссия признает необоснованным довод жалобы Заявителя в указанной части.

В части довода Заявителя о нарушении вышеизложенными действиями Заказчика его прав и законных интересов на интеллектуальную собственность, Комиссия разъясняет, что не наделена полномочиями по рассмотрению споров о нарушении прав на интеллектуальную собственность.

При этом Комиссия отмечает, что в целях защиты своих интеллектуальных прав и законных интересов Заявителю необходимо обращаться в Суд по интеллектуальным правам.

Резюмируя вышеизложенное, с учетом всех обстоятельств и доказательств по делу, Комиссия приняла решение о признании необоснованной жалобы Заявителя на действия Заказчика.

Заявитель в жалобе ссылается на нарушение в действиях иного лица – не заказчика требований антимонопольного законодательства, в свою очередь, Комиссия Управления отмечает, что указанные доводы заявителя относительно необходимости квалификации действий как нарушающих положения ст. 17, ст. 10 Закона о защите конкуренции с необходимостью установления признаков ограничения конкуренции, поименованных в указанных статьях не могут быть рассмотрены антимонопольным органом.

Так, запреты, установленные в Законе о защите конкуренции, подлежат безусловному соблюдению, однако выявление их нарушений возможно исключительно по правилам гл. 9 Закона о защите конкуренции, поскольку в таком случае действия организатора торгов рассматриваются с точки зрения антимонопольного законодательства в целях общего регулирования деятельности по проведению торгов. В то же самое время положения Закона о закупках в данном случае носят специальный характер, распространяются на определенные субъекты регулирования и оценка действий организатора торгов в рамках данного закона преследует целью оперативный контроль, направленный надлежащее проведение конкретной закупочной процедуры.

В связи с этим установление признаков ограничения конкуренции, предусмотренных ч. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции невозможно в силу специального порядка, предусмотренного статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Главстройпоставка» на действия ОАО «РЖД» при проведении Аукциона необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Аукциона, наложенные письмом Московского УФАС России № 37772/20 от 03.07.2020, 36868/20 от 29.06.2020.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны