Решение б/н б/а от 15 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-18161/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
12.10.2021                                                                                           г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

членов Комиссии:

при участии посредством видеоконференцсвязи ООО «ИК «Теплопроект», АО «Гидроремонт-ВКК»,

рассмотрев жалобу ООО «ИК «Теплопроект» (далее также - Заявитель) на действия АО «Гидроремонт-ВКК» (далее также - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку маслоохладителей (Лот № 12009225-РЕМ ДОХ-2021-ГРВКК-СШФ) (реестровый № 32110612171, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

29.09.2021 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок и на официальном сайте ЭТПЗ Протокол №2 заседания Закупочной комиссии по Запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на «Поставка маслоохладителей» (Лот № 12009225-РЕМ ДОХ-2021-ГРВКК-СШФ) от 28.09.2021 (далее — протокол), в соответствии с которым заявка Заявителя была отклонена.

Заявитель считает данное отклонение неправомерным.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения и материалы.

Комиссия, заслушав позицию сторон, проанализировав документы и материалы, представленные на заседание Комиссии, приходит к решению о признании жалобы необоснованной, в части обжалования Документации — оставить жалобу без рассмотрения на основании следующих фактических обстоятельств дела.

Согласно протоколу Заявитель указал продукцию не соответствующую указанным в Технических требованиях характеристикам, имеющую расхождения, а именно: - вместо производителя продукции АО «ТЭМЗ» г. Троицк, предложен производитель ООО «НЭТО», что не соответствует условиям пункта раздел 8 / пункт 4.5.5: Соответствие номенклатуры, количества и характеристик материалов / оборудования, предложенных Участником в техническом предложении / сметной документации, обязательным требованиям, указанным в Технических требованиях Заказчика. Приложение № 1 к ТТ, спецификация закупаемой продукции: Указание на товарный знак и модель, производитель АО «ТЭМЗ» г. Троицк.

Комиссией установлено следующее.

В пункте 1 Технических требований Документации установлено, что основанием на приобретение закупаемой продукции. является Договор № СШ-525-2019-11-1 от 30.09.2019 «Выполнение работ по капитальному и текущему ремонту оборудования, зданий и сооружений.

Приложением №1 к Техническим требованиям Документации установлена спецификация закупаемой продукции:

п/п

Наименование

Указание на товарный знак и модель

Технические характеристики

Ед. изм.

Кол-во

Требуемый

параметр

Требуемое

значение

 

 

1

2

3

4

5

6

7

1

Маслоохладитель

МО-53-4-1,

производитель АО 'ТЭМЗ' г. Троицк

труба

МНЖ5-1 Ø16х1

шт

2

чертёж

ВИКА.065153.076

рабочее давление воды

0,2 МПа

число ходов по воде

4

номинальный расход воды

72 м3

рабочее давление масла

0,4 МПа

число ходов по маслу

22

номинальный расход масла

100 м3

масса

не более 1879 кг

габаритные размеры

2620хØ960х1514 мм

 

Заявитель указывает, что неправомерно установлено указание на товарный знак. В связи с чем Заказчиком неправомерно были отклонены заявка Заявителя.

Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Кроме того, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке (части 6 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Представитель Заказчика отметил, что Закупочная процедура проводиться для обеспечения исполнения договора подряда, заключенного с ПАО «РусГидро» от 30.09.2019г. № СШ-525-2019-11-1 (далее Договор).

ПАО «РусГидро» относится к юридическим лицам, указанным в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 4 Технических требований к Договору, закупка материалов и запасных частей производиться на основании Ведомостей объемов работ. Ведомости объемов работ на предстоящий календарный год, согласно п. 2.1.9. Договора направляются до 31 марта текущего года.

Технические требования к закупаемой продукции сформированы на основании ведомости планируемых работ по текущему ремонту № 02.302290 пункт 1.32 «Система охлаждения трансформатора силового Т СШГЭС». Ведомость объемов работ передана письмом от 29.03.2021г. № Исх-723.СШГЭС/95-ТЮ/002СШГЭС «О направлении ВОР на 2022год».

На заседание Комиссии данные материалы также были представлены.

Таким образом ,Заказчик установил конкретный товар на основании подпункта «г» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно пунктам 4.5.5 — 4.5.5.5 Документации описание продукции должно быть подготовлено Участником в соответствии с требованиями пункта 1.2.15.

При описании продукции Участник обязан подтвердить соответствие поставляемой продукции требованиям Документации о закупке в отношении всех показателей, которые в ней установлены. При этом должны указываться точные и не допускающие двусмысленного толкования показатели.

В случае если в разделе 8 (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 – ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ) Заказчиком указаны товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара или наименование производителя, сопровождаемые словами «или эквивалент», и Участником предлагается продукция, являющаяся эквивалентной указанной в требованиях Заказчика, Участник при описании продукции обязан подтвердить соответствие предлагаемой продукции показателям эквивалентности, установленным в Технических требованиях Заказчика.

При описании продукции Участник должен использовать общеизвестные (стандартные) показатели, термины и сокращения в соответствии с законодательством РФ и Техническими требованиями Заказчика (раздел 8).

В случае нарушения Участником требований к описанию продукции, установленных настоящим подразделом, Организатор вправе отклонить заявку такого Участника от дальнейшего участия в закупке.

Заказчиком были представлены заявки участников.

Комиссией установлено, что Заявителем был предложен товар производителя масла ООО «НЗТО», что не соответствует требованиям Документации.

При этом согласно пункту 1.2.15 Документации в Техническом предложении участник закупки предоставляет согласие (декларацию) Участника на поставку продукции на условиях, указанных в Документации о закупке и не подлежащих изменению по результатам проведения закупки, без направления Участником собственных подробных предложений.

Вместе с тем, как установлено на заседании Комиссии, в письме о подаче оферты от 15 сентября 2021 № 1010 Заявитель согласился со всеми условиями закупки, указав, что принимает установленные в документации о закупке требования, из чего следует, что участнику были понятны все условия оформления заявки и участия в закупке.

Таким образом, Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий.

Поскольку, как установлено на заседании Комиссии, заявка Заявителя не соответствовала требованиям документации, то у Заказчика имелись основания для отклонения заявки Заявителя.

В связи с вышеизложенным, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

Учитывая данные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы в части оспаривания отклонения заявки.

Помимо этого, доводы жалобы Заявителя сводятся к несогласию с положениями Документации.

В соответствии с информацией в единой информационной системе в сфере закупок дата и время окончания подачи заявок 16.09.2021 в 11:00.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения Документации, по его мнению, ограничивающие конкуренцию, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается осуществление гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения Конкурсной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

Кроме того, как установлено на заседании Комиссии, 07.09.2021 11:17(МСК) на ЭТП поступил запрос на разъяснение от потенциального участника по вопросу поставки эквивалента.

Заказчиком 10.09.2021г. в Единой информационной системе был опубликован ответ на запрос следующего содержания:

«Аналоги не рассматриваем, поставка в соответствии с ТТ. При подготовке технических требований к закупаемой продукции в описании характеристик предмета закупки Заказчиком использованы указания на товарный знак без указания слов «(или эквивалент)» на основании п.6.4.4 г) ЕпоЗ.».

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что у Заявителя отсутствуют правовые основания для оспаривания положений документации после истечения срока, отведенного на подачу заявок для принятия участия в процедуре, поскольку Заявитель при подаче заявки согласился со всеми условиями такой Документации.

При этом Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ИК «Теплопроект» (ИНН: 5261122059, ОГРН: 1195275008400) на действия АО «Гидроремонт-ВКК» (ИНН: 6345012488, ОГРН: 1036301733005) при проведении Закупки необоснованной в части оспаривания отклонения заявки, в части обжалования положений Документации — оставить жалобу без рассмотрения.

2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 08.10.2021 № ЕО/61637/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны