Решение б/н б/а от 29 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-22484/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
23.12.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

 

при участии представителей от ..., ГУП «Московский ордена Ленина и ордена трудового красного знамени метрополитен имени В.И. Ленина», Департамента города Москвы по конкурентной политике,

рассмотрев жалобу ... (далее — Заявитель) на действия ГУП города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена трудового красного знамени метрополитен имени В.И. Ленина» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по разработке и внедрению автоматизированной информационной системы «Электронный архив технической документации» в обособленных и структурных подразделениях Московского метрополитена (АИС ЭАТД) (реестровый №32110871825, далее — Закупка) (далее — Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Извещение о проведении Закупки опубликовано на Официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок 26.11.2021.

Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает положения документации Заказчика, которые по его мнению могут ограничивать конкуренцию.

В своей жалобе Заявитель указывает, что нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном объединении в один лот закупку технологически не связанных между собой услуг и закупку товаров, услуги и закупка товаров представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, и на заседание Комиссии представил письменные возражение, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).

Из смысла требований части 1 статьи 2 Закона о закупках следует, что при установлении требований в документации заказчики руководствуются собственным Положением о закупках и самостоятельно устанавливают требования к участникам, которые не должны противоречить требованиям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону о закупках, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Исходя из положений части 10 статьи 4 Закона о закупках, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Предметом закупки является Выполнение работ по разработке и внедрению автоматизированной информационной системы «Электронный архив технической документации» в обособленных и структурных подразделениях Московского метрополитена (АИС ЭАТД).

В приложении №8 Техническое и программное обеспечение указаны требования к разработке и использованию программного обеспечения для нужд заказчика, а также в п. 6.требования к поставляемому оборудованию, заказчику необходимо:

Предоставляется Заказчиком:

 

п/п

Наименование

Кол-во

(шт.)

1.

Серверное оборудование АИС ЭАТД

2

2.

Список лицензий на программно-аппаратные средства

 

2.1.

Лицензия OS Windows Server 2016 Datacenter (поставляется Заказчиком)

28 ядер

2.2.

Лицензия OS Windows Server 2016 Datacenter (поставляется Заказчиком)

28 ядер

 

Поставляется Подрядчиком:

 

п/п

Наименование

Кол-во

(шт.)

1.

Комплект модернизации Системы хранения данных (далее – СХД)

1

2.

Источники бесперебойного питания

 

2.1.

Источник бесперебойного питания для плоттера

1

2.2.

Источник бесперебойного питания для автоматизированного рабочего места

15

3.

Автоматизированное рабочее место

 

3.1.

Системный блок

15

3.2.

Монитор

15

3.3.

Клавиатура

15

3.4.

Компьютерная мышь

15

4.

Сканеры

 

4.1.

Полноцветный планетарный книжный сканер формата А1+

1

4.2.

Полноцветный планетарный книжный сканер формата А2+

1

5.

Сетевой плоттер с четырьмя рулонами и лотком ручной подачи

1

5.1.

Сетевой плоттер (принтер)

1

5.2.

Автостекер (автоукладчик для сетевого плоттера)

1

5.3.

Сканер для сетевого плоттера

1

5.4.

Стойка для сканера

1

6.

Дисковые накопители для отсканированных копий технической документации

1

7.

Список лицензий на программно-аппаратные средства

 

7.1.

Лицензия Microsoft SQL Server 2017 (или более поздней версии) для использования на 2 ядра

2

7.2.

Базовый пакет для сертифицированной версии СУБД SQL Server 2017 Standard Edition (или более поздней версии) для использования на 2 ядра

2

7.2.1.

Сертифицированный USB-ключ eToken для получения сертифицированных обновлений

1

7.3.

Операционная система Windows 10 Professional (или более новая версия данного ПО)

15

7.4.

Предоставление прав на использование XSpider 7.8 лицензия на 256 хостов или эквивалент

1

 

В соответствии с приложением №9 к Техническому заданию:

Требование к работам по наполнению АИС ЭАТД первичными данными

1.2. Состав и объем работ

1.2.1. Выполнение комплекса работ по оцифровке архивных документов Заказчика

Комплекс работ включает в себя:

1) прием/передачу архивных документов (единиц хранения) на сканирование (оцифровку);

2) сканирование (оцифровку) массива архивных документов;

3) проверку качества электронных копий и формирование итогового электронного информационного ресурса (далее – ЭИР);

4) запись итогового электронного информационного ресурса на внешние жесткие диски в 2 экземплярах и передачу ЭИР Заказчику;

5) подготовка к возврату и возврат архивных документов (единиц хранения) Заказчику;

6) документирование всех этапов работы.

 

В соответствии с п.1.3.1.1. Требования к сканирующему оборудованию:

Работы выполняются на сканирующем оборудовании и рабочих станциях Подрядчика. Подрядчик должен обладать парком оригинального специализированного профессионального сканирующего оборудования (бесконтактных планетарных сканеров), дающим возможность проводить оцифровку архивных документов, либо комплексами высококачественного сканирования.

В соответствии с п.1.3.6. : Передаваемые данные должны быть записаны на внешние диски HDD.

Таким образом сканирование осуществляется на оборудовании Подрядчика, и по мнению Заявителя технологически закупка оборудования никак не связана с услугами по оцифровке (сканирования).

Согласно Приложению №10 к техническому заданию, проведение работ по оцифровке (сканированию) документов и сопутствующие работы Заказчик закупает за 43 453 055 (Сорок три миллиона четыреста пятьдесят три тысячи пятьдесят пять) рублей.

Что составляет 1/3 от общих затрат Заказчика на данную Закупку.

 

п/п

Наименование
(вид, тип) товара, работ, услуг

Ед.

изм

Кол-во

Начальная (максимальная) цена за ед.

в руб. (с учетом НДС)

Начальная (максимальная) цена в руб.

(с учетом НДС)

Сумма НДС в руб.

1.

Выполнение работ по разработке и внедрению автоматизированной информационной системы «Электронный архив технической документации» в обособленных и структурных подразделениях Московского метрополитена

(АИС ЭАТД) в том числе:

усл. ед.

1

139 558 288,58

 

139 558 288,58

 

23 259 714,76

 

1.1

1 этап работ:

Проведение обследования объектов автоматизации

Техническое проектирование

усл. ед.

1

21 966 107,54

21 966 107,54

3 661 017,92

1.2

2 этап работ:

Поставка, установка программно-технических средств согласно Приложению № 8 к настоящему ТЗ

Разработка программного обеспечения АИС ЭАТД

Развертывание подсистем АИС ЭАТД

Разработка эксплуатационной документации

Проведение предварительных испытаний

 

 

усл. ед.

1

74 139 125,87

74 139 125,87

12 356 520,98

1.3

3 этап работ:

Опытная эксплуатация

Проведение работ по оцифровке (сканированию) документов в соответствии с Приложением № 9 к настоящему ТЗ

Проведение приемочных испытаний

Ввод АИС ЭАТД в эксплуатацию

усл. ед.

1

43 453 055,17

43 453 055,17

7 242 175,86

 

По мнению Заявителя, данные виды работ представлены на различных высоко конкурентных рынках, при этом, учитывая, что выполнение таких работ подразумевает наличие специальной правоспособности, объединение в один лот таких работ влечет невозможность участия в такой закупке участника, обладающего правом выполнения только части работ (например: осуществить оцифровку), и, как следствие, неправомерно ограничивает количество участников Конкурса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи З Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что с целью создания единого централизованного информационного пространства для ввода, обработки и анализа архивных документов, обеспечения долговременного отказоустойчивого хранения электронных копий технической и проектной документации, исключающего их несанкционированное уничтожение или искажение информации, ГУП «ММ» необходимо создание единого архива.

Задачами, решаемыми при выполнении работ по разработке и внедрению АИС ЭАТД:

Внедрение технологии оцифровки, хранения и использования технической документации Московского метрополитена в электронном виде;

Перевод бумажных фондов архива в электронный вид и размещение их в электронном архиве;

Обеспечение долговременного отказоустойчивого хранения электронных копий технических и проектных документов;

Оперативный многопользовательский доступ к электронным копиям документов.

Внедрение АИС ЭАТД в Техническом архиве метрополитена Службы качества с возможностью предоставления доступа для использования при необходимости всем обособленным и структурным подразделениям метрополитена повлечет автоматизацию процесса доступа к технической документации при эксплуатации метро как технически сложного транспортного объекта.

Проведение отдельных закупок для каждого вида работ не отвечает интересу предприятия в осуществлении единого автоматизированного процесса доступа к базам технической документации и приведет к затягиванию разработки АИС ЭАТД.

Кроме того, работа с АИС ЭАТД предполагает разработку единого процесса оцифровки данных, внедрения технологии оцифровки, хранения и использования технической документации ГУП «Московский метрополитен» в электронном виде в целях оперативного многопользовательского доступа к электронным копиям документов в соответствии с утвержденной в установленном порядке матрицей доступа.

Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о закупках одной из основных целей регулирования настоящего закона является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств.

Проведение Закупки именно в таком объеме без разделения на отдельные лоты позволяет обеспечить более эффективное расходование денежных средств и получить в результате проведения конкурса наилучшую реализацию потребностей Заказчика.

В рассматриваемой Закупке отсутствуют какие-либо обстоятельства или факты, свидетельствующие, что объект закупки сформирован с целью обеспечения победы того или иного участника.

На основании изложенного Комиссия не устанавливает нарушение антимонопольного законодательства и какого-либо ограничения конкуренции со стороны Заказчика, в связи с чем жалоба Заявителя признается необоснованной.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу .... на действия ГУП города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена трудового красного знамени метрополитен имени В.И. Ленина» (ИНН:7702038150, ОГРН:  1027700096280) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 14.12.2021 № НП/76546/21, от 21.12.2021 № НП/78370/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны