Решение (комиссия) б/н б/а от 7 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-7074/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
04.06.2024                                                                                                          г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу .... (далее — Заявитель) на действия МГУУПравительства Москвы (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по уборке здания и территории МГУУ Правительства Москвы, расположенного по адресу: г. Москва, проспект Мира, д.72 в период с 01.07.2024 по 31.12.2025 (реестровый № 32413480474, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

В своей жалобе Заявитель выражает несогласие с отклонением своей заявки на участие в Закупке.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении закупочных процедур Заказчик руководствуется требованиями Положения о закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц МГУУ Правительства Москвы, утвержденного решением Наблюдательного совета МГУУ Правительства Москвы протокол от 13.03.2024 № 2 (далее — Положение).

Извещение о проведении Закупки опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 08.04.2024.

Дата начала срока подачи заявок: 08.04.2024.

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени): 24.04.2024 09:00.

Начальная (максимальная) цена договора: 16 140 436,33 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре 32413480474 от 20.05.2024 заявка Заявителя отклонена от участия в Закупке на основании непредставления документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям о наличии опыта исполнения договоров (контрактов) предусматривающих оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий. Все договоры в составе заявки исполняются в 2025 и 2026 году.

Заявитель на заседании Комиссии подтвердил, что им в составе заявки не представлены надлежащие документы, подтверждающие успешный опыт оказания аналогичных предмету Закупки услуг.

В свою очередь, по мнению Заявителя, непредставление указанных документов не может являться основанием отклонения заявки, так как документы, подтверждающие наличие опыта оказания аналогичных услуг, представляются для оценки заявки по критерию «Опыт работы, связанный с предметом договора».

Таким образом, ввиду непредставления указанных документов Заявителю надлежало присвоение 0 баллов по критерию «Опыт работы, связанный с предметом договора».

Комиссия оценивает позицию Заявителя критически на основании следующего.

Согласно пункту 13.2 Положения в случае проведения закупок товаров, работ, услуг, включенных в Перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, включающий дополнительные требования к участникам процедуры закупки, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников процедуры закупки указанным дополнительным требованиям, установленный в Приложении № 1 к настоящему Положению (далее – Перечень), Заказчик вправе установить в извещении и/или документации о проведении закупки дополнительные требования к участникам закупок, предусмотренные данным Перечнем.

Аналогичное положение содержится в пункте 1.3.2 Закупочной документации.

На основании пункта 13.2 Положения Заказчиком в пункте 4.2 Информационной карты Закупки установлены дополнительные требования к участникам о наличии опыта исполнения участником закупки договора (контракта), предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий.

Цена оказанных услуг по договору (контракту) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены договора, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

- исполненный договор (контракт);

- акт приемки оказанных услуг, подтверждающих цену оказанных услуг.

В силу подпункта 5 пункта 5.2 Информационной карты в случаях, если к участникам предъявлены дополнительные требования, то вторая часть заявки должна содержать Надлежащим образом заверенные копии документов в соответствии с Приложением 1 к настоящему Положению, подтверждающие соответствие участника процедуры закупки товаров, работ, (услуг), включенных в Перечень, дополнительным требованиям к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, установленным в извещении и/или документации о проведении закупки в соответствии с пунктом 13.2 Положения о закупках Заказчика (в случае проведения закупки товаров, работ, услуг, включенных в Перечень):

Наличие опыта исполнения участником закупки договора (контракта), предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий.

Цена оказанных услуг по договору (контракту) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены договора, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

- исполненный договор (контракт);

- акт приемки оказанных услуг и (или) поставленных товаров, подтверждающих цену оказанных услуг.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя не соответствовала требованиям подпункта 5 пункта 3.4.2 Части II Закупочной документации и в соответствии с пунктом 8.10.1. Части I Закупочной документации подлежала отклонению.

Подпунктом 9 пункта 5.2 Информационной карты установлено, что вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, предоставленные в соответствии с Приложением № 4 «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧИМОСТЬ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ» к настоящей документации (далее – Критерии оценки заявок), а также Приложением № 1 к Критериям оценки заявок.

При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в конкурсе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе, кроме дополнительного требования по наличию опыта исполнения участником закупки договора (контракта), предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, установленных в Дополнительных требованиях к участнику закупки.

Таким образом, вопреки позиции Заявителя, Закупочной документацией установлено требование к участнику о наличии опыта исполнения участником закупки договора (контракта), предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий.

В силу пункта 1.3.3.7 Закупочной документации участник процедуры закупки, подавший заявку, не допускается закупочной комиссией к участию в закупке в случае несоответствия участника процедуры закупки дополнительным требованиям к участникам процедуры закупок, установленным в документации закупке, в соответствии с пунктом 13.2 Положения о закупках.

Таким образом, Закупочной документацией предусмотрено отклонение заявки за непредставление документов, подтверждающих наличие опыта исполнения участником закупки договора (контракта), предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий.

Комиссией установлено, что Заявителем не представлены документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям, установленным пунктом 4.2 Информационной карты, в связи с чем, заявка Заявителя на основании пункта 1.3.3.7 Закупочной документации подлежала отклонению.

На основании изложенного, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушение Закона о закупках со стороны Заказчика, так как при отклонении заявки Заявителя Заказчик действовал в соответствии с требованиями собственной документации, требования которой применялись в равной степени ко всем участникам Закупки.

Кроме того, Комиссия принимает во внимание, что на участие в Закупке подано 12 заявок, при этом, по обжалуемым основаниям была отклонена только заявка Заявителя, что свидетельствует о том, что документация участникам ясна, не содержала в себе двоякого толкования и не вводила в заблуждение.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

В свою очередь Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ... на действия МГУУ Правительства Москвы (ИНН: 7729026306, ОГРН: 1027700362634) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 28.05.2024 № ЕИ/21003/24.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны