Решение №61734/22 б\а от 5 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-17859/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
05.12.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

 

членов Комиссии:

 

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Юрмос», ГАУЗ МО «МОСП»,

рассмотрев жалобу ООО «Юрмос» (далее - Заявитель) на действия ГАУЗ МО «МОСП» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту в ГАУЗ МО «Московская областная стоматологическая поликлиника», расположенной по адресу: г. Москва, ул. Щепкина, дом 61/2, корпус 1, (часть помещений 3-го этажа, замена противопожарных дверей 1-7 этажей и вывески на входе в поликлинику) (реестровый № 32211846292) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Как следует из материалов дела, 14.11.2022 Заказчик на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) разместил информацию о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора: 23 967 681,35 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок № 2563064 от 24.11.2022 заявка Заявителя «признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с пунктом 16 конкурсной документации и пунктом 32.3 Положения о закупке, а именно: в составе заявки отсутствует копия действующей лицензии, выданной Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в соответствии с видом разрешенной деятельности: - Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (подтверждающая соответствие участника требованию, указанному в пункте 14 информационной карты конкурса в электронной форме о наличии такой лицензии), что не соответствует требованию о ее предоставлении в составе второй части заявки, указанному в пункте 18 информационной карты конкурса в электронной форме.».

Не согласившись с отклонением своей заявки, Заявитель в жалобе указывает, что в составе поданной заявки была приложена копия договора субподряда на проведение работ в области пожарной безопасности с копией действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому, обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

По мнению Заявителя, согласно законодательству Российской Федерации, в случае если работы, требующие наличия Лицензии МЧС России, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что законодательство РФ, которое упоминает в своей жалобе Заявитель, является Письмом Минфина России от 20.07.2020 № 24-02-08/63342 «Об установлении требований к участникам закупки о наличии лицензии» и касается положений Закона о контрактной системе. При этом, обжалуемая закупка проведена в соответствии с положениями Закона о закупках.

Заказчик указал, что требование о наличии лицензии установлено к участнику закупки, а не к субподрядчикам при исполнении договора.

Также Заказчик пояснил, что в составе поданной заявки была приложена копия договора субподряда на проведение работ в области пожарной безопасности с копией действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому, обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Однако данный договор невозможно проверить на актуальность (нет срока исполнения), субподрядчик не несет ответственности перед Заказчиком, соответственно существует риск неисполнения договора либо выполнения работ ненадлежащего качества. Кроме того, в составе заявки отсутствуют документы, указывающие на согласие субподрядчика выполнить конкретные работы на конкретном объекте Заказчика.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Пунктом 15 Информационной карты установлены обязательные требования, предъявляемые к участникам закупки, в соответствии с которыми участники должны соответствовать требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом закупки (в том числе наличие лицензии в отношении видов деятельности, которая подлежит лицензированию, и (или) свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ): - наличие действующей лицензии, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в соответствии с видом разрешенной деятельности: - Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

В соответствии с подпунктом 2.6 пункта 18 Информационной карты вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного абзацем седьмым пункта 2.9 настоящего раздела документации:

- копия действующей лицензии, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в соответствии с видом разрешенной деятельности:- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

Из представленных материалов следует, что Заявителем требуемая лицензия представлена не была.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявка Заявителя не соответствовала требованиям, установленным подпунктом 2.6 пункта 18 Информационной карты, а равно у Заказчика имелись правовые основания для отклонения заявки Заявителя.

В соответствии с пунктом 16.5 документации заявка на участие в конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией:

- в случае непредставления документов и информации, предусмотренных подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 2 раздела 18 части VIII «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» документации, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией;

- в случае наличия в документах и информации, предусмотренных подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 2 раздела 18 части VIII «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» документации, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе;

- в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным документацией;

- предоставления независимой гарантии на сумму, менее установленной в извещении о проведении конкурса в электронной форме, конкурсной документации в случае, если участником выбран данный способ обеспечения заявки (если требование обеспечения заявки установлено в извещении о проведении конкурса в электронной форме, конкурсной документации);

- в случае, если участником выбран данный способ обеспечения заявки (если требование обеспечения заявки установлено в извещении, документации).

В связи с вышеизложенным, Комиссия считает решение Закупочной комиссии об отклонении заявки Заявителя обоснованным, принятым в соответствии с требованиями документации и требованиями Закона о закупках.

При этом Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих наличие на дату подачи заявки действующей лицензии, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Также Комиссия отмечает, что на участие в закупке было подано 3 заявки, из которых 2 допущено до дальнейшего участия в закупке. Отклонена только заявка Заявителя.

При этом, Заявитель запросов о разъяснении документации в адрес Заказчика не подавал.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

Доводы, изложенные в жалобе о неправомерности установления требования о наличии у участника лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений оценивается Комиссией критически, поскольку Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия отмечает, что оспаривание положений документации и порядок размещения информации, которые, по мнению Заявителя, противоречат действующему законодательству Российской Федерации, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, то есть до 22.11.2022 в 10:00.

В соответствии с письмом ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу №А40-178288/20.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Юрмос» на действия ГАУЗ МО «МОСП» (ОГРН: при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 29.11.2022 №НП/60422/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны