Решение б/н б/а от 16 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-21442/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
11.12.2020 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей:

от ООО «Чистая жизнь»: <...>

от ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России: <...>

рассмотрев жалобу ООО «Чистая жизнь» (далее также — Заявитель) на действия ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (далее также — Заказчик) при проведении аукционав электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса "Б" и "В" для нужд РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России в 2021 году (реестровый № 32009723704 ) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащем формировании Закупочной документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 8 400 000,00 руб. размещено на Официальном сайте 25.11.2020.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Соответствующие положения установлены Заказчиком в Техническом задании.

Пунктом 4 Технического задания установлено, что объект обезвреживания опасных отходов должен быть оснащен зоной термического обезвреживания отходов. Согласно своим техническим характеристикам, отходы должны обезвреживаться (сжигаться), весь объем и все виды образующихся медицинских отходов Заказчика, а именно:

· Не обеззараженных острых изделий медицинского назначения;

· Не обеззараженных медицинских инструментов одноразового применения

(в т.ч. шприцы, системы для внутривенных инфузий), а также многоразовых, в т.ч. выполненных из нержавеющей стали;

· Необеззараженных изделий медицинского назначения из нетканого

материала, контаминированных или потенциально контаминированных

кровью или другими биологическими жидкостями;

· Не обеззараженного перевязочного материала, контаминированного кровью

и другими биологическими жидкостями;

· Не обеззараженных полимерных изделий медицинского назначения, в т.ч.

перчаток медицинских;

· Не обеззараженной тары стеклянной из-под биологических материалов;

· Не обеззараженных биологических отходов.

Вместе с тем, согласно п. 4.10 СанПиН2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (далее - СанПиН) отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции)/обезвреживанию. Выбор метода обеззараживания/обезвреживания определяется возможностями организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, и выполняется при разработке схемы обращения с медицинскими отходами.

Пунктом 4.21 СанПиН установлено, что отходы класса В подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции) физическими методами (термические, микроволновые, радиационные и другие). Применение химических методов дезинфекции допускается только для обеззараживания пищевых отходов и выделений больных, а также при организации первичных противоэпидемических мероприятий в очагах. Выбор метода обеззараживания (дезинфекции) осуществляется при разработке схемы сбора и удаления отходов. Вывоз необеззараженных отходов класса В за пределы территории организации не допускается.

Таким образом, Заявитель настаивает на том, что Техническое задание содержит неправомерные требования о вывозе необеззараженных медицинских отходов класса «В».

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что 30.11.2020 были даны разъяснения положений Закупочной документации, согласно которым отходы класса «В» будут переданы исполнителю обеззараженными.

Комиссия считает необходимым отметить, что разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора (ч.4 ст. 3.2 Закона о закупках).

Вместе с тем Техническое задание является неотъемлемой частью договора и в соответствии с условиями которого в дальнейшем заключается договор с победителем Закупки.

При этом данные Заказчиком разъяснения фактически изменяют условия Технического задания в связи с чем Заказчику надлежит привести положения Закупочной документации в соответствие с такими разъяснениями и п. 4.21 СанПиН.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком части 4 статьи 3.2, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Также Заявитель не согласен с положениями пункта 5 Технического задания: «Исполнитель должен предоставить Заказчику во временное пользование промаркированные контейнеры: «Отходы класса «Б» и класса «В», специализированное холодильное оборудование, устойчивое к неблагоприятным погодным условиям (низкая и высокая температура, дождь, снег и др.), для размещения холодильного оборудования вне помещений для накопления и безопасного хранения медицинских отходов класса «Б» и «В». Установка оборудования, сервисное обслуживание и в случае необходимости, ремонт холодильного оборудования производится силами Исполнителя. Затраты на электроэнергию для работы холодильной установки возложены на Исполнителя».

По мнению Заявителя, указанные положения неправомерными ввиду того, что Заказчик должен сам нести расходы, связанные с использованием оборудования.

В ответ на указанный довод представители Заказчика пояснили, что при составлении документации за основу был взят опыт иных заказчиков и с целью наибольшей выгоды был избран способ закупки комплексной услуги, включающей предоставление специального холодильного оборудования.

Комиссия оценивает доводы Заказчика критически ввиду того, что предметом Закупки является оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов. При этом в отношении оборудования, представляемого Заказчику для пользования и находящегося на территории непосредственно ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, на исполнителя возложена обязанность по ремонту, сервисному обслуживанию, что фактически свидетельствует об аренде оборудования, что не соотносится с предметом Закупки.

Более того, участники закупки лишены возможности сформировать своё ценовое предложение, так как документация не содержит сведения о количестве электроэнергии, которая планируется к потреблению при использовании холодильного оборудования, а равно рассчитать сумму, подлежащую уплате.

Резюмируя изложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках, и признает данный довод жалобы обоснованным.

Из жалобы следует, что Заявитель оспаривает положения пункта 5 Технического задания, согласно которым Поставщик обязан предоставить документы, дающие разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Вместе с тем, по мнению Заявителя, разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух обязательно только для объектов 1-ой (первой) категории объектов негативного воздействия на окружающую среду, к которым не относятся медицинские отходы классов «Б» и «В».

Представители Заказчика пояснили, что в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее — Закон об охране окружающей среды) предприятие 1 категории получают комплексное экологическое разрешение, куда входит «разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» , в случае если предприятие не относится к 1-й категории должна быть предоставлена декларация о воздействии на окружающую среду, которая обязана иметь предприятие по утилизации медицинских отходов, предоставление копий данных документов не может являться ограничением конкуренции и необходимо исключительно для подтверждения добросовестности выполнения Исполнителем услуги по контракту.

Согласно Закону об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в частности выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.

Утверждение, что обезвреживания отходов класса «Б» и «В» негативного влияния а окружающую среду не оказывают противоречит логике, так как невозможно обезвредить отходы, не выделив выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ или сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.

Обратного Заявителем не доказано, нормативного обоснования заявленным доводам не представлено.

Таким образом, указанный довод жалобы признан необоснованным.

Заявителем оспаривается пункту 6 Технического задания, согласно которому Исполнитель обязан присваивать и маркировать каждую передаваемую единице отходов уникальный ID. Маркировка должна содержать уникальный код для каждой единицы и графический код, для быстрого считывания данного кода.

В ведомости приема передачи отходов, должен быть занесен аналогичный маркер, в точности повторяющий маркер, закрепленный на упаковку отходов.

Исполнитель обязан вести подробный реестр движения данных отходов, согласно уникальным ID. Передавать заказчику еженедельно в электронном виде, полный реестр движения данных отходов по их уникальным ID.

По мнению Заявителя, данные положения Технического задания влекут ограничение конкуренции, так как маркировка отходов не предусмотрена действующими нормативными актами. Более того, порядок и способ реализации данного пункта отсутствует в документации, что влечет неоднозначность толкования оспариваемых положений и может повлечь наличие разногласий при исполнении договора.

Кроме того, Заявитель указал, что Заказчиком установлены дополнительные требования, связанные с регистрацией, учетом отходов, а именно:

Для учета медицинских отходов Исполнитель обязан:

- взвешивать медицинские отходы;

- обеспечивать временное хранение (свыше 24 (двадцати четырех) часов) необеззараженных медицинских отходов класса «Б» и «В» в условиях низких температур (в морозильном оборудовании);

- вести учетно-отчетную документацию, в том числе:

● ежемесячный̆ отчет по количеству утилизированных медицинских отходов;

● журналы учета движения медицинских отходов, составленные по форме, установленной̆

- технологический̆ журнал участка обработки отходов классов «Б» и «В»;

- журнал учета аварийных ситуаций;

- журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте;

- журнал регистрации и контроля ультрафиолетовой̆ бактерицидной̆ установки;

- журнал-график проведения генеральных уборок помещений участка аппаратного обеззараживания медицинских отходов классов «Б» и «В»;

Копии всех данных журналов, вместе с актами размещения конечного зольного остатка (или иного остаточного продукта) должны передаваться заказчику ежемесячно.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что установленные требования необходимы для проверки действительности оказываемых услуг исполнителем. Однако, нормативных обоснований установления спорного требования Заказчиком не представлено.

Комиссия оценивает доводы Заказчика как несостоятельные в связи с тем, что согласно пункту 8.2 СанПиН для учета медицинских отходов классов Б и В служат следующие документы:

- технологический журнал учета отходов классов Б и В в структурном подразделении; в журнале указывается количество единиц упаковки каждого вида отходов;

- технологический журнал учета медицинских отходов организации. В журнале указывается количество вывозимых единиц упаковки и/или вес отходов, а также сведения об их вывозе с указанием организации, производящей вывоз;

- документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, выданные специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов;

- технологический журнал участка по обращению с отходами, который является основным учетным и отчетным документом данного участка.

Требований о составлении иных отчетных документов нормами действующего законодательства в сфера работы с отходами не установлено.

Комиссия дополнительно отмечает, что наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику закупочной процедуры, не означает, что реализация данного права может осуществляться произвольно. Следовательно, требования должны устанавливаться Заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре и соответствовать принципам закупочной деятельности, провозглашенных в части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В настоящем случае Комиссия приходи к выводу об избыточности установленных требований, так как факт утилизации отходов подтверждается специальным документом, подтверждающим вывоз и обезвреживание отходов, который представляется Исполнителем.

Таким образом, данный довод жалобы признается обоснованным, а действия Заказчика нарушающими часть 1 статьи 3, пункт 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Чистая жизнь» (ИНН: 7734528855, ОГРН: 1057747447669) на действия ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (ИНН: 7728095113, ОГРН: 1027739054420) при проведении Закупки частично обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 3, части 4 статьи 3.2, пунктов 1, 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.


 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны