Решение №55618/23 б/а от 27 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-18007/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
26.12.2023 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«..»,

членов Комиссии:

«..»,

«..»,

«..»,

рассмотрев жалобу «..» на действия ЧУ «Здоровье и отдых» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по проведению культурно-массовых мероприятий для Оздоровительного объединения «Южный» (реестровый № SBR028-2311240012, закупочная процедура опубликована на официальном сайте: https://www.sberbank-ast.ru/, далее — Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что оспариваемая Заявителем Закупка не является обязательной в силу требований действующего законодательства, а равно такая жалоба не подлежит рассмотрению антимонопольным органом, поскольку Заказчик не относится к субъектам, указанным в статье 1 Закона о закупках.

Изучив представленные документы, Комиссией установлено следующее.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, Решению Центрального банка Российской Федерации об учреждении ЧУ «Здоровье и отдых» от 21.02.2022 № РВ-10/126 и Уставу ЧУ «Здоровье и отдых» Утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации протоколом от 11.10.2021 № ПСД-24, единственным учредителем является Центральный банк Российской Федерации. в отношении ЧУ «Здоровье и отдых» (ИНН 7716964633), единственным учредителем является Центральный банк Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества.

В пункте 2 статьи 123.23 ГК РФ указано, что частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.

Так, из пункта 1 части 1 статьи 1 Закона о закупках следует, что настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

При этом прямого указания на то, что Закон о закупках распространяется на закупки товаров, работ, услуг хозяйственных обществ, в уставном капитале которых участвует Банк России, в данном федеральном законе не содержится.

В соответствии с пунктом 4 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое положение Банка России определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 10.07.2002 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Федеральный закон № 86-ФЗ).

В силу части 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации основная функция Банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, - защита и обеспечение устойчивости рубля.

Согласно статьи 1 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России является юридическим лицом и осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом № 86-ФЗ.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 86-ФЗ уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства.

Вместе с тем согласно пункту 1.6 Устава ЧУ «Здоровье и отдых» Утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации протоколом от 11.10.2021 № ПСД-24, учреждение является юридическим лицом, обладает на праве оперативного управления имуществом Учредителя, являющемся федеральной собственностью, имеет самостоятельные баланс, печать со своим полным наименованием на русском языке, бланки.

Учреждение вправе в установленном законом порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет Учредитель.

Учреждение приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Банк России не входит в структуру органов государственной власти, имеет особый конституционно-правовой статус, определяемый Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Таким образом, имущество Банка России, формально оставаясь федеральной собственностью, не входит в состав федерального имущества, полномочия по управлению которым относится к ведению Правительства Российской Федерации.

С учетом имущественной обособленности Банка России от иных органов государственной власти и тех целей и задач, которые определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами, учреждения, созданные Банком России, не могут быть приравнены к государственным или муниципальным учреждениям или иным, субъектам указанным в статье 1 Закона о закупках.

Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного и муниципального имущества.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что закупочная деятельность Заказчика не подлежит регулированию в соответствии с положениями Закона о закупках, а равно жалоба Заявителя не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции ввиду отсутствия соответствующих полномочий.

Резюмируя вышеизложенное, Комиссией принято решение об оставлении жалобы Заявителя без рассмотрения.

Руководствуясь частью 2 статьи 18.1, пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Оставить жалобу «..» на действия ЧУ «Здоровье и отдых» «..» при проведении Закупки без рассмотрения.

  2. Снять ограничение на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 20.12.2023«..».

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны