Решение б/н б/а от 26 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

AO «АльфаСтрахование»

 

ул. Шаболовка, д. 31 Б,

г. Москва, 115162

 

 

ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН»

 

Вадковский пер., д. 3А,

г. Москва, 127055

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-11480/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

08.10.2019 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

председателя Комиссии:

<...>,

членов Комиссии:

<...>,

<...>,

при участии представителей:

от АО «АльфаСтрахование» — <...>,

от ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН»<...>,

рассмотрев жалобу АО «АльфаСтрахование» (далее также — Заявитель, Общество) на действия ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН» (далее также — Заказчик) при проведении конкурентного отбора на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию для работников ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН» (реестровый № 31908187491) (далее — Конкурентный отбор, Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона о закупках).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.

На официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС, Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках).

09.08.2019 Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки, согласно которому датой и временем окончания подачи заявок определено 19.09.2019 09:30 (МСК).

Как следует из доводов жалобы, Заявитель не согласен с установленным в составе Закупочной документации нестоимостным критерием оценки «Качество работ и квалификация», который, по его мнению, ограничивает конкуренцию.

На заседании Комиссии установлено следующее.

Согласно Приложению № 1 к Информационной карте Конкурентного отбора (далее — Приложение № 1) оценка и сопоставление заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:

1) Цена договора – 40%;

2) Квалификация участника – 60%.

Пунктом 2 Приложения № 1 предусмотрена оценка заявок по критерию «Качество работ и квалификация», которая подразделяется на следующие подкритерии:

Подкритерий 1: «Количество заключенных договоров (RB1i) по добровольному медицинскому страхованию Участника закупки по итогам 2018 года». Значимость подкритерия оценки заявки (ЗКОП1) – 35%. Коэффициент значимости подкритерия оценки заявки (KП1) = 0,35.

Подкритерий 2: «Размер страховых премий (RB2i) по добровольному медицинскому страхованию участника закупки по итогам 2018 года». Значимость подкритерия оценки заявки (ЗКОП2) – 10%. Коэффициент значимости подкритерия оценки заявки (KП2) = 0,1.

Подкритерий 3: «Размер страховых выплат (RB3i) по добровольному медицинскому страхованию участника закупки по итогам 2018 года». Значимость подкритерия оценки заявки (ЗКОП3) – 20%. Коэффициент значимости подкритерия оценки заявки (KП3) = 0,2.

Подкритерий 4: «Рентабельность уставного капитала (RB4i) участника закупки по итогам 2018 года». Значимость подкритерия оценки заявки (ЗКОП4) – 20%. Коэффициент значимости подкритерия оценки заявки (KП4) = 0,2.

Подкритерий 5: «Доля по добровольному медицинскому страхованию в портфеле страховой компании (RB5i) участника закупки по итогам 2018 года». Значимость подкритерия оценки заявки (ЗКОП4) – 15%. Коэффициент значимости подкритерия оценки заявки (KП4) = 0,15.

Заявитель ссылается на то, что неценовые критерии оценки ограничевают конкуренцию, а подкритерий «Рентабельность уставного капитала (RB4i) участника закупки по итогам 2018 года» фактически предопределяет участника закупки, который наберет максимальное количество балов, поскольку указанная информация размещена в открытых источниках сети «Интернет».

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что спорный показатель является оценкой рентабельности деятельности страховщика, характеризует его финансовое состояние, способность исполнить свои обязательства по договору, при этом установленные в Документации критерии не противоречат положениям законодательства о закупках.

При этом представитель Заказчика затруднился пояснить чем обусловлено установление именно вышеуказанных критериев оценки.

Так, по Подкритерию 1 оценивается количество заключенных договоров (RB1i) по добровольному медицинскому страхованию участника закупки по итогам 2018 года за период январь-декабрь 2018 года.

Согласно открытым сведениям, находящимся на сайте Центрального банка Российской Федерации по адресу cbr.ru, участником СПАО «РЕСО-Гарантия» заключено
1 020 964 договоров по добровольному медицинскому страхованию. В то же время у участника АО «СОГАЗ» 458 368 заключенных договоров, у АО «АльфаСтрахование»
266 059
заключенных договоров.

Исходя из формулы расчета показателя по данному подкритерию:

RB1i = КЗ × 100 × (Кi / Кmax),

где КЗ - коэффициент значимости показателя;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки;

у победителя Закупки количество заключенных договоров имеет максимальное значение среди остальных участников Закупки, что позволило СПАО «РЕСО-Гарантия» получить максимальный балл по указанному подкритерию (35,00 баллов).

Необходимо отметить, что подкритерий 1 является единственным подкритерием, по которому не установлено предельное значение. При этом за счет данного показателя СПАО «РЕСО-Гарантия» получило максимальный балл по результатам оценки всех показателей и в целом имеет на рынке оказания соответствующих услуг преимущества по сравнению с иными участниками по данному показателю.

По Подкритерию 2 Заказчиком оценивается размер страховых премий (RB2i) по добровольному медицинскому страхованию участника закупки по итогам 2018 года.

Согласно сведениям, размещенным на сайте Центрального банка Российской Федерации у участника СПАО «РЕСО-Гарантия» размер страховых премий по добровольному медицинскому страхованию за 2018 год составил 14 316 076,4619 рублей. В то же время у участника у участника АО «СОГАЗ» размер страховых премий по добровольному медицинскому страхованию за 2018 год составил 55 204 846,48332 рублей, у АО «АльфаСтрахование» 13 911 807,16706 рублей.

Данным подкритерием определен порядок оценки заявок, который осуществляется по формуле:

а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:

RB2i = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);

б) в случае если Кmax > Кпред, - по формуле:

RB2i = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);

при этом RB2max = КЗ x 100,

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Кпред - предельно необходимое значение равно 13 000 000 000 руб. страховых премий по добровольному медицинскому страхованию в отчетном периоде.

RB2max - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.

Руководствуясь указанной формулой СПАО «РЕСО-Гарантия» по указанному подкритерию также получило максимальный балл.

Необходимо отметить, что «Кпред» по рассматриваемому критерию установлено таким образом, что исходя из формулы расчета баллов СПАО «РЕСО-Гарантия» получит максимальный балл по подкритерию.

По Подкритерию 3 Заказчиком оценивается размер страховых выплат (RB3i) по добровольному медицинскому страхованию участника закупки по итогам 2018 года .

Согласно сведениям, размещенным на сайте Центрального банка Российской Федерации у участника СПАО «РЕСО-Гарантия» размер страховых выплат по добровольному медицинскому страхованию за 2018 год составил 11 319 611,33102 рублей. В то же время у участника АО «СОГАЗ» размер страховых выплат по добровольному медицинскому страхованию за 2018 год составил 48 483 100,82531 рублей, у
АО «АльфаСтрахование» 10 490 713,89692 рублей
.

Оценка заявок по подкритерию осуществляется по формуле:

а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:

RB3i = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);

б) в случае если Кmax > Кпред, - по формуле:

RB3i = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);

при этом RB3max = КЗ x 100,

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Кпред - предельно необходимое значение равно 10 000 000 000 руб. размер страховых выплат по добровольному медицинскому страхованию в отчетном периоде.

RB3max - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.

Руководствуясь указанной формулой, СПАО «РЕСО-Гарантия» по указанному подкритерию получило максимальный балл.

При этом «Кпред» в настоящем случае также установлено таким образом, что исходя из формулы расчета баллов СПАО «РЕСО-Гарантия» получит максимальный балл.

По Подкритерию 4 Заказчиком оценивается рентабельность уставного капитала (RB4i) участника закупки по итогам 2018 года.

Рентабельность уставного капитала определяется на основании строки 41 показателей за 2018 г. бухгалтерского баланса страховой организации на 31 декабря 2018 г. (код формы ОКУД: 0420125) и на основании строки 33 показателей за 2018 г. отчета о финансовых результатах страховой организации за 2018 г. (код формы ОКУД: 0420126) стр. 33 / стр. 41.

Согласно сведениям на сайте Центрального банка Российской Федерации, а также сведениям из представленных документов в заявках участников, у участника СПАО «РЕСО-Гарантия» рентабельность уставного капитала за 2018 год составляет 173.67. В то же время у участника АО «СОГАЗ» рентабельность уставного капитала за 2018 год составляет 125,90, у АО «АльфаСтрахование» 142,09 рублей.

Оценка заявок по показателю подкритерия осуществляется следующим образом:

а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:

RB4i = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);

б) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:

RB4i = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);

при этом RB4max = КЗ x 100,

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Кпред - предельно необходимое значение равно 140%

RB4max - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.

Руководствуясь указанной формулой, СПАО «РЕСО-Гарантия» по указанному подкритерию получило максимальный балл.

При этом значение «Кпред» установлено таким образом, что исходя из формулы расчета баллов СПАО «РЕСО-Гарантия» получит максимальный балл.

По Подкритерию 5 Заказчиком оценивается доля по добровольному медицинскому страхованию в портфеле страховой компании (RB5i) участника закупки по итогам 2018 года.

Определяется на основании строки 126, столбца 3 и строки 100, столбца 3 формы статистической отчетности ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2018 года по следующей формуле:

RB5i = строка 126, столбец 3 / строка 100, столбец 3

Согласно сведениям, размещенным на сайте Центрального банка Российской Федерации у участника СПАО «РЕСО-Гарантия» доля по добровольному медицинскому страхованию в портфеле страховой компании за 2018 год составила 15,65. В то же время у участника АО «СОГАЗ» доля по добровольному медицинскому страхованию в портфеле страховой компании за 2018 год составила 34,39, у АО «АльфаСтрахование» 13,71.

Оценка заявок по подкритерию осуществляется по формуле:

а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:

 RB5i = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);

б) в случае если Кmax > Кпред, - по формуле:

RB5i = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);

при этом RB5max = КЗ x 100,

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Кпред - предельно необходимое значение равно 13% доля по добровольному медицинскому страхованию.

RB5max - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.

Руководствуясь указанной формулой, СПАО «РЕСО-Гарантия» по указанному подкритерию получило максимальный балл.

При этом значение «Кпред» установлено таким образом, что исходя из формулы расчета баллов СПАО «РЕСО-Гарантия» получит максимальный балл.

Таким образом, совокупность указанных обстоятельств свидетельствует об определении Заказчиком нестоимостных критериев оценки таким образом, что максимальный балл по таким критериям получил только участник СПАО
«РЕСО-Гарантия». При этом Комиссия усматривает в установленном порядке оценок заявок предоставление Заказчиком преимущества
СПАО «РЕСО-Гарантия», поскольку все предельные величины, а также расчет баллов по показателям, установлены таким образом, что СПАО «РЕСО-Гарантия» при любых обстоятельствах и вне зависимости от того, кто из хозяйствующих субъектов будет участвовать в спорной закупочной процедуре получит максимальный балл по результатам оценки. При этом установление предельных значений по указанным показателям связано в том числе с тем, что иные участники рынка, имеющие показатели выше, не могли получить преимущества по указанным критериям. Одновременно, Комиссия считает необходимым отметить, что как было указано ранее, по единственному показателю, не имеющему предельных величин, СПАО «РЕСО-Гарантия» также получает максимальный балл, что могло быть заранее установлено Заказчиком из открытых источников сети «Интернет» в целях утверждения критериев оценки, обеспечивающих преимущественную победу СПАО «РЕСО-Гарантия».

Комиссия также считает необходимым отметить, что в целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены качества и надежности, эффективного использования денежных средств расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, а также, наряду с изложенным, в целях развития добросовестной конкуренции обеспечения гласности и прозрачности закупки, Законом о закупках закреплены основные принципы и положения закупки товаров, работ, услуг.

Так, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

В свою очередь, праву Заказчика по формированию требований к участникам закупочной процедуры корреспондирует его обязанность при этом по недопущению создания условий, ограничивающих конкуренцию.

Включение Заказчиком в Закупочную документацию оценочных критериев, предъявляемых к участникам закупки, расценивается как нарушение положений Закона о закупках в случае, если они проводят к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в закупочных процедурах.

Совокупность указанных обстоятельств позволяет Комиссии прийти к выводу о том, что определение нестоимостных критериев, по которому один участник набирает максимальный балл с наивысшим ценовым предложением и установление формулы по ценовому критерию, позволяющему подавать демпинговую заявку и снижать баллы других участников, благодаря установленной Заказчиком формуле расчета баллов, направлено не на выявление исполнителя, способного наилучшим образом удовлетворить потребности Заказчика, а на ограничение конкуренции с целью заключения договора с заранее определенным контрагентом, что подтверждается вышеизложенными обстоятельствами дела.

С учетом того факта, что Заказчиком не доказана объективность установленных критериев оценки, исходя из имеющихся материалов, свидетельствующих о наличии подходящих показателей для получения наивысшего балла по нестоимостному критерию только у одного участника процедуры, Комиссия признает жалобу обоснованной и приходит к выводу о ненадлежащем формировании Заказчиком Закупочной документации, влекущей ограничение конкуренции, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 3, пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Необходимо отметить, что 26.08.2019 Комиссией вынесено решение по делу
№ 077/07/00-8156/2019, которым установлены нарушения в действиях Заказчика положений Закона о закупках в части установления критериев оценки заявки на участие в Конкурсе таким образом, что набрать необходимое для победы количество баллов фактически могут только два субъекта, а также выдано обязательное к исполнению предписание о внесении изменений в Конкурсную документацию в указанной части.

Учитывая обстоятельства настоящего дела, Комиссия приходит к выводу, что фактически Заказчиком предписание от 26.08.2019 по делу № 077/07/00-8156/2019 исполнено не было, в связи с чем Комиссия считает необходимым передать материалы дела № 077/07/00-11480/2019 в отдел административных производств для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

При этом в ходе заседания Комиссией было установлено, что согласно сведениям из ЕИС по результатам Закупочной процедуры был заключен договор от 01.10.2019
№ 885/19/223-10-1 (далее — Договор).

Согласно части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, Законом о закупках предусмотрено, что заключение договора по итогам Закупки возможно не ранее определенного срока со дня размещения в ЕИС итогового протокола.

Протокол подведения итогов размещен в ЕИС 20.09.2019.

Таким образом, Заказчик вправе заключить договор на следующий день после истечения предельного срока, отведенного на обжалование действий (бездействий) Заказчика, в настоящем случае истекавшего 31.09.2019.

При таких обстоятельствах Заказчик вправе заключить договор 01.10.2019.

Между тем, как установлено ранее, договор заключен Заказчиком 01.10.2019, то есть с соблюдением требований части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу AO «АльфаСтрахование» (ОГРН: 1027739431730, ИНН: 7713056834) на действия ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН» (ОГРН: 1037700246451, ИНН: 7707003506) при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнение предписание не выдавать, поскольку
ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН» заключен договор от 01.10.2019 № 885/19/223-10-1.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии

<...>

 

 

 

члены Комиссии:

 

 

<...>

 

 

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны