Решение №58389/22 б\а от 17 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу 077/07/00-16782/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
16.11.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

 

членов Комиссии:

 

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ГУП «ЦУГИ»,

в отсутствие представителей ООО «СТРОЙТЕХКОМ», извещенных надлежащим образом о дате, месте и времени заседания письмом Московского УФАС России от 08.11.2022 №НП/56706/22,

рассмотрев жалобы ООО «Стройтехком» (далее - Заявитель) на действия ГУП «ЦУГИ» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по восстановлению ограждающего контура жилых зданий и помещений (реестровый № 32211730381), при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по ремонту систем вентиляции нежилых зданий и помещений (реестровый № 32211730371) (далее — Закупки),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок.

Рассмотрение жалоб проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалоб посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, в Управление не поступало.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалоб заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалоб в отсутствие представителей Заявителя.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалобы Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалоб, нарушение со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащей оценке заявки Заявителя по критерию «Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров» (далее — критерий Опыт).

Заказчик с доводами жалоб не согласился, представил письменные возражения и истребуемые антимонопольным органом материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобах, в возражениях на жалобы и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Комиссией установлено, что Заказчиком 30.09.2022 на сайте электронной торговой площадки и в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении Закупки 32211730371.

Предмет: Выполнение работ по ремонту систем вентиляции нежилых зданий и помещений.

Цена договора: 44 776 589,72 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов процедуры 32211730371.3 от 25.10.2022 Заявителю по критерию Опыт было присвоено 5,82 баллов.

Также Заказчиком 30.09.2022 на сайте электронной торговой площадки и в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении Закупки № 32211730381.

Предмет: Выполнение работ по восстановлению ограждающего контура жилых зданий и помещений.

Цена договора: 24 996 272,02 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов процедуры 32211730381.3 от 26.10.2022 Заявителю по критерию Опыт было присвоено 6,41 баллов.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что при проведении оценки заявок, поданных Заявителем в отношении обеих закупок, комиссией в соответствии с установленным порядком оценки по показателю «Опыт» не учтены сведения о договорах, исполненных с нарушениями со стороны участника (№ УВР-5/2019 от 12.04.2019, № УВР-16/2019 от 12.11.2019).

Как указывает Заявитель, Заказчиком неправомерно не учтены вышеназванные договоры, поскольку контракты были выполнены Заявителем без нарушений.

При этом Комиссией было установлено следующее.

Конкурсной документацией установлены критерии оценки заявок на участие в закупке, их содержание, значимость порядок оценки.

Согласно пункту 23 Информационной карты Заказчик осуществляет оценку и сопоставление заявок, поданных участниками закупки, признанными участниками конкурса. Оценка заявок проводится на основании критериев, установленных в пунктах 24 и 25 Информационной карты.

В отношении закупки № 32211730371 в пункте 25.2 Информационной карты установлено, что оценивается квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Лот № 1: Значимость: 50%

Содержание:

При оценке заявок по настоящему критерию оцениваются предложения участников закупки по показателю «опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров».

Согласно пункту 25.2.1 Информационной карты:

Показатели:

Лот № 1: Наименование показателя: Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров.

Величина значимости: 100.

Содержание:

Оценивается предложение участника об объемах исполненных участником контрактов (договоров) за последние 3 года, предшествующие дате начала подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника (оценивается суммарный объем выполненных работ сопоставимого характера и объема, исчисляемый в рублях).

Под работами сопоставимого характера и объема понимается выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), стоимость которых по одному контракту (договору) составляет не менее 30 (тридцати) процентов от начальной (максимальной) цены договора по настоящей закупке.

Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, гражданско-правовых договоров (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, содержащих сведения о стоимости выполненных работ. Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов выполненных работ). При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.

В случае если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru «Информацией о заключенном контракте (его изменении)» и «Информацией об исполнении (о расторжении) контракта» при условии предоставления в составе заявки формы «Сводные сведения о наличии опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров», содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта.

Рекомендуемая форма «Сводные сведения о наличии опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров» приведена в Приложении № 1 к настоящим критериям оценки заявок участников закупки.

Непредоставление в составе второй части заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Относительно закупки № 32211730381 в пункте 25.2 Информационной карты установлено, что оценивается квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Лот № 1: Значимость: 30%.

Содержание:

В соответствии с Приложением № 2 к Разделу II «Информационная карта (извещение) конкурса в электронной форме.

Согласно пункту 2.1.2 Приложения № 2 к Информационной карте показатель «Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» имеет коэффициент значимости (КЗ) = 0,30.

Максимальная оценка по показателю – 30 баллов.

Контрактами (договорами) сопоставимого характера будут считаться контракты (договоры) на выполнение работ по текущему ремонту зданий, помещений, содержащие сведения о стоимости выполненных работ, без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника.

Оценивается суммарный (стоимостный) объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, без нарушения сроков и иных условий контракта/договора по вине участника закупки. Учитываются контракты/договоры, стоимость которых (а именно стоимость выполненных работ) по каждому отдельному договору (контракту) составляет не менее 30% от стоимости НМЦД, заключенных за период с 2019 года.

Сведения о наличии опыта участника закупки подтверждаются: копиями контрактов/договоров и актами выполненных работ, содержащих сведения о стоимости выполненных работ, сведениями из реестра и/или выписками из карточки контракта/договора в реестре контрактов/договоров, заключенных с участником и опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения о стоимости выполненных работ.

Непредставление в составе заявки на участие таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие.

Рекомендуемая форма для предоставления сведений – форма 5 «Справка о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров, заключенных за период с 2019 года» (Приложение №2 к Критериям оценки заявок).

Порядок оценки:

Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:

,
где:

КЗ - коэффициент значимости показателя;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.

Оценка в 0 баллов будет присвоена: участнику, который не имеет опыта сопоставимого характера и объема; участнику, который не представил в составе своей заявки сведений о наличии опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за указанный период, либо представил сведения, содержащие не все требуемые данные, указанные в показателе; участнику закупки, который не представил в составе своей заявки документы (копии документов), подтверждающие предоставленные сведения о наличии опыта по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема за указанный в показателе.

Комиссией было установлено, что к оценке не приняты договоры № УВР-5/2019 от 12.04.2019, № УВР-16/2019 от 12.11.2019.

При этом, Комиссия установила, что данные договоры заключены в электронной форме в рамках Закона о контрактной системе и опубликованы в ЕИС. Договор № УВР-5/2019 от 12.04.2019 имеет идентификатор 01732000014190001670001 (номер извещения об осуществлении закупки 0173200001419000167), договор № УВР-16/2019 от 12.11.2019 имеет идентификатор 01732000014190013210001 (номер извещения об осуществлении закупки 0173200001419001321).

Также Комиссия установила, что, согласно информации из ЕИС, исполнение договора № УВР-16/2019 на этапе 01.01.2021 — 31.12.2021 г. не завершено, имеются требования заказчика об уплате неустойки (штрафа, пени) за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, и просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (в том числе гарантийного обязательства) (письма №б\н от 28.01.2021, 02.06.2022).

Относительно договора № УВР-5/2019 Комиссия отмечает, что на этапе по 31.12.2020г. имелись требования Заказчика об уплате неустойки (штрафа, пени) за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (в том числе гарантийного обязательства) (письмо № б/н от 10.11.2020).

Таким образом, наличие нарушений при исполнении договоров подтверждено сведениями из ЕИС.

При этом, со стороны Заявителя не представлено доказательств надлежащего исполнения вышеуказанных договоров со своей стороны.

Исходя из конкретных, фактических обстоятельств дела, Комиссия приходит к выводу о том, что договоры № УВР-5/2019 от 12.04.2019, № УВР-16/2019 от 12.11.2019 выполненные с нарушением сроков со стороны Заявителя, правомерно не приняты Заказчиком к оценке в соответствии с условиями документации.

Доказательств обратного Заявителем Комиссии не представлено.

В настоящем случае, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о том, Заказчиком не допущено нарушений Закона о закупках и закупочных документаций при оценке заявки Заявителя по критерию «Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров».

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по начислению своей заявки соответствующих баллов в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалоб.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобы ООО «СТРОЙТЕХКОМ» на действия ГУП «ЦУГИ»  при проведении Закупки необоснованными.

  2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 08.11.2022 №НП/56706/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны