Решение б/н б/а от 5 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-4116/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
03.04.2024                                                                                                            г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...............>

членов Комиссии:

<...............>

<...............>

рассмотрев жалобу <...............> (далее — Заявитель) на действия <...............> (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт автоматических систем пожарной защиты по адресам: М.Кисловский пер., д.6 (четыре здания: М.Кисловский пер., д.6, стр.1; М.Кисловский пер., д.4, стр.2; М.Кисловский пер., д.4,стр.4; М.Кисловский пер., д.4, стр.6); Земляной вал, д.66/20; ул. Трифоновская, д.45б; Б.Гнездниковский пер., д.10 (реестровый № 32413322786) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы Заказчиком в Закупочной документации по ряду показателей ненадлежащим образом установлены требования к техническим характеристикам товара.

В подтверждение своих доводов Заявитель ссылается решения на Московского областного УФАС России по делам № 050/07/223-39775/2023 и № 050/07/223-7114/2024.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В настоящем случае при проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Российского института театрального искусства – ГИТИС», утвержденного Приказом Министерства Культуры РФ от 15.01.2024 № 47 в редакции от 22.01.2024 (далее — Положение о закупке).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.

Комиссией установлено, что 26.02.2024 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт автоматических систем пожарной защиты по адресам: М.Кисловский пер., д.6 (четыре здания: М.Кисловский пер., д.6, стр.1; М.Кисловский пер., д.4, стр.2; М.Кисловский пер., д.4,стр.4; М.Кисловский пер., д.4, стр.6); Земляной вал, д.66/20; ул. Трифоновская, д.45б; Б.Гнездниковский пер., д.10 (реестровый № 32413322786) (далее – аукцион, процедура).

Начальная (максимальная) цена договора: 3 360 000,00 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 20.03.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 28.03.2024 в 09:00.

Дата подведения итогов: 03.04.2024.

Как указывает Заявитель, Техническим заданием установлено неисполнимое требование о предоставлении в составе заявки конкретных технических характеристик компонентного состава товара, поскольку такие характеристики будут известны только по результатам проведения испытаний, по следующим позициям:

1. «Извещатель пожарный дымовой (Тип 2)»:

 

Чувствительность извещателя соответствует задымленности окружающей среды с оптической

плотностью

0,05-0,2

Инерционность срабатывания извещателя при достижении пороговой удельной оптической плотности окружающей среды

до 10

 

2. «Аккумуляторная батарея (Тип-2)», «Аккумуляторная батарея (Тип-3)», «Аккумуляторная батарея (Тип-4)»:

Саморазряд

Не более 3% емкости в месяц при 25°С

 

3. «Аккумуляторная батарея (Тип-3)»:

 

Внутреннее сопротивление полностью заряженной батареи

Не более 50

 

4. «Прибор приемно-контрольный и управления автоматическими средствами пожаротущения»:

 

Напряжение на каждом входе ШС

19...24 [при установленном оконечном резисторе 4,7 кОм±5% и токе потребления извещателей 0...3 мА], 27 ±0,5 при обрыве ШС

Ограничение тока в короткозамкнутом ШС

Не более 26,5 мА [не более 20 мА через сработавший извещатель, при напряжении на извещателе более 6,8 В]

Встроенный звуковой сигнализатор

не менее 50 дБА на расстоянии 1 м

Цепи запуска и управления оповещателями

24 В\1 А [до 2 А в течение 2 с], ток контроля 1,5 мА

 

5. «Извещатель пожарный мультисенсорный»:

 

Отн. влажность:

постоянная, без конденсации

[при ≤ 34 °C, 10 ... 95 % rel/F]

[при > 34 °C: мак. 35 г/ м³ мин . 10 % rel/F]

 

6. «Устройство ручного пуска адресное»:

 

Время фиксации нарушения зоны

менее 310

 

7. «Модуль порошкового пожаротушения»:

 

Электрическое сопротивление пускового устройства,

Не менее 6,4 и не более 7,6

Безопасный ток проверки цепи электрозапуска (в течение 5 мин),

не более 0,05

 

8. «Блок примено-контрольный»:

 

Максимальное сопротивление проводов ШС без учета оконечного сопротивления

100 либо менее

Допустимое сопротивление утечки между проводами ШС или каждым проводом и "землёй"

менее 52

Электромагнитные реле (сухой контакт)

3 шт., [28 В-2 А], [80 В - 0,1 мА ... 50 мА]

Электромагнитные реле

2 шт., 12, 24 В определяется напряжением питания прибора, до 0,8 А, с контролем цепей подключения нагрузки на обрыв и короткое замыкание, ток контроля 1,5 мА, защита от перегрузки по току

Напряжение на каждом входе ШС

19 - 24 В при установке оконечного резистора [4,7 кОм ±5%] и токе потребления извещателей [0 - 3] мА, 27 ±0,5 В при обрыве ШС

Ограничение тока в короткозамкнутом ШС

26,5 мА не более 20 мА через сработавший извещатель, при напряжении на извещателе [более 6,8 В]

 

9. «Пульт контроля и управления»:

 

Устойчивость к вибрации

От 1, по 35

 

10. «Громкоговоритель настенный (Тип-1):

 

Чувствительность (SPL. 1Вт/1м)

Не менее 89 не более 92

Звуковое давление (SPL max)

Не менее 96

 

11. «Микрофонная консоль»:

 

Внутреннее сопротивление

Не менее 400 и менее 405

 

12. «Громкоговоритель настенный (Тип-2):

 

Чувствительность (1 Вт/1 м)

Более 85 и менее 95

Звуковое давление (максимальное)

Более 98

 

13. «Магнитоконтактный извещатель»:

 

Сопротивление замкнутых контактов

Не более 0,5

 

14. «Источник стабилизированного питания резервированный»:

 

Относительная влажность воздуха

От 20, по 90

 

15. «Оповещатель охранно-пожарный звуковой»:

 

Среднее значение потребляемого тока при номинальном напряжении питания

Не менее 200, но не более 215

Уровень звукового давления на расстоянии 1 м. по оси излучения

Не менее 103

 

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что оспариваемые Заявителем технические характеристики товара установлены в целях соответствия требованиям Заказчика для дальнейшей установки в существующие на объектах системы пожарной защиты.

В качестве подтверждения соответствия также Заказчиком представлены сведения с сайтов производителей и поставщиков, размещенные в сети «Интернет», содержащие технические характеристики товара по оспариваемым Заявителем позициям в соответствии с Техническим заданием.

Изучив представленные документы и сведения Комиссия отмечает следующее.

Пунктом 3.1 Закупочной документации предусмотрено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:

1) согласие участника аукциона на поставку товаров, выполнение работ и оказания услуг в объеме и на условиях, предусмотренных документацией. Не допускается указание в первой части заявки, на участие в конкурентной закупке, сведений об участнике аукциона, сведений о ценовом предложении участника. В случае содержания в первой части заявки сведений об участнике, сведений о ценовом предложении участника, такая заявка подлежит отклонению.

2) наименование каждой позиции поставляемых товаров (относится к товарам используемым при оказании услуг и/или выполнения работ) указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики, предлагаемого к поставке товара, соответствующие требованиям, установленным в Техническом задании, иные документы и сведения в случае, если таковые предусмотрены документацией открытого аукциона в электронной форме.

Характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении заявок не допускалось их неоднозначное толкование, числовые показатели при описании характеристик товаров, работ, услуг должны быть указаны в абсолютных величинах.

Форма представления сведений по предлагаемым к поставке товарам и порядок ее заполнения приведены в разделе 14 настоящей документации.

В пункте 4 Технического задания приведен перечень поставляемого товара при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Характеристики поставляемого товара указаны в приложении №1 к Техническому заданию (Сведения технических характеристиках товара поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).

Согласно Инструкции по заполнению приложения (Сведения технических характеристиках товара поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) (далее — Инструкция) участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендованной заказчиком, информацию о конкретных показателях товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме.

Таким образом, исходя из требований Закупочной документации участнику в составе заявки необходимо указать конкретные значения в соответствии с Техническим заданием.

По оспариваемым Заявителем позициям при описании технических характеристик товара используются слова «не менее», «не более», «менее», «более» и т.д.

Так, например, по позиции «Аккумуляторная батарея (Тип-3)» установлено, что «Внутреннее сопротивление полностью заряженной батареи» должно составлять «Не более 50».

Согласно требованиям Инструкции в отношении значений обозначенных с использованием слов, словосочетаний и знаков, как отдельно, так и с применением уточняющих слов и словосочетаний «не более _» - участнику необходимо представить конкретное не диапазонное значение, которое может быть равным или меньше по сравнению со значениями, установленными в документации.

Аналогичная ситуация с применением значений «менее», «не менее» и т. д.

Таким образом, в случае применения в описании поставляемого товара указанных значений участнику в составе заявки необходимо указать конкретное значение равное или меньше по сравнению со значениями, установленными в Техническом задании.

Также в Техническом задании используются такие значения как, «тире», «не менее_ и не более_», «от_, по_» и т. д.

Так, например, по позиции «Извещатель пожарный дымовой (Тип 2)» установлено, что «Чувствительность извещателя» должна соответствовать значению «0,05-0,2».

В соответствии с Инструкцией символы «многоточие», «тире» установленные между значениями, а также значения обозначенные с использованием слов «от_до_», «не менее_ и не более_», «от_, по_» следует читать как необходимость указания диапазона значений, включая крайние значения. Если знак запятой или знак точки указан между значениями слитно (например, «5,6» или «5.6»), то это означает единое число (в данном случае пять целых шесть десятых), а если знак запятой или знак точки указан с отступом между числами (например, «5, 6» или «5. 6»), то в этом случае каждое число является самостоятельным значением.

Таким образом, в данном случае при описании поставляемого товара участнику в составе заявки необходимо указать диапазонное значение включая крайние значения, то есть по позиции «Извещатель пожарный дымовой (Тип 2)» по параметру «Чувствительность извещателя» указывается значение - «0,05-0,2».

Аналогичная ситуация с применением значений «не менее_ и не более_», «от_, по_» и т. д.

В свою очередь, Заявителем не представлено обоснований невозможности представления в составе заявки конкретных значений товара либо диапазонных значений, включая крайние значения по указанным в жалобе позициям, равно как не представлено доказательств отсутствия сведений о технических характеристиках поставляемого товара в открытых источниках сети «Интернет» с учетом требований Закупочной документации.

Комиссия обращает внимание, что согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, антимонопольным органом подлежит выяснению вопрос действительности нарушения прав и законных интересов подателя жалобы оспариваемыми действиями.

В рассматриваемом случае, Заявителем не приведено доказательств, каким образом нарушены его права, учитывая вышеизложенные требования Закупочной документации.

Комиссия также отмечает, что в силу части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

То есть, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказника в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В рассматриваемом случае Заявитель не приводит в жалобе доводов, обосновывающих нарушение его прав и законных интересов, а также не представляет доказательств того, что оспариваемые положения документации привели к невозможности подачи заявки на участие в Закупке.

Комиссия также отмечает, что толкование вышеописанных положений закупочной документации, основанное на субъективном представлении Заявителя о том, как следует обеспечить порядок проведения Закупки, не свидетельствует о нарушении Заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

В составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о закупках в части указанных доводов. Само по себе субъективное мнение Заявителя о наличии признаков правонарушения, изложенное в форме утверждения, в качестве таких фактических обстоятельств не может быть принято Комиссией Управления как надлежащее обоснование доводов Заявителя.

При этом приведенные Заявителем ссылки на решения антимонопольного органа не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае рассматриваются конкретные обстоятельства дела, при этом, в указанных Заявителем решениях содержатся иные фактические обстоятельства, которые не могут быть положены в основу решения.

Комиссия также считает необходимым отметить, что в силу части 1 статьи 1 Закона о закупках обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При этом надлежащая потребность к закупаемым товарам выражена Заказчиком в Техническом задании.

В свою очередь, Заявитель не может спорить с такой потребностью и самостоятельно определять, какие именно характеристики необходимо установить и являются значимыми при приобретения товара.

Комиссия также отмечает, что несоответствие товара Заявителя отдельным требованиям Заказчика не может безусловно свидетельствовать об ограничении конкуренции.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) Верховным Судом Российской Федерации указано, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В материалы дела Заявителем не представлено доказательств, что оспариваемые требования влекут предоставление преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту.

Кроме того, Комиссией установлено, что на участие в закупке подано 4 заявки, 2 из которых признанны соответствующими требованиям Закупочной документации, что также свидетельствует об отсутствии ограничений конкуренции, учитывая вышеизложенные требования Закупочной документации.

В свою очередь, невозможность поставки товара Заявителем с необходимыми Заказчику характеристиками не может однозначно свидетельствовать об ограничении Заказчиком круга потенциальных участников Закупки.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком в закупочной документации требования не могут рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Вместе с тем Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <...............> на действия <...............> при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 27.03.2024 № НП/12068/24.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны