Решение б/н АО «Стартелеком» на действия ФГУП «Росморпорт» от 22 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-19451/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


17.11.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«»;

членов Комиссии:

«»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей АО «Стартелеком», ФГУП «Росморпорт», Магаданского филиала ФГУП «Росморпорт»; ООО «Стройспецпроект» (участник Закупки);

рассмотрев жалобу АО «Стартелеком» (далее — Заявитель) на действия ФГУП «Росморпорт» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, (МГД 02-21) по выбору организации на право заключения договора на выполнение работ по техническому перевооружению береговых объектов ГМССБ морского порта Магадан (реестровый
№ 32110641522) (далее — Закупка, аукцион),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная несогласием с допуском других участников к участию в Закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, заявки двух участников ООО «Стройспецпроект» и ЗАО «Морские комплексы и системы» были допущены к участию в аукционе неправомерно, поскольку оборудование, предложенное участниками не соответствует МСЭ-R М.493-15.

Как указывает Заявитель, проект реконструкций береговой системы радиосвязи ГМССБ должен предусматривать соответствие оборудования действующим в настоящее время международным требованиям, которой является 15-я версия Рекомендации МСЭ-R М.493-15, в то время как системы управления, соответствующие прежней Редакции МСЭ-R М.493-14 не могут быть использованы для целей настоящей закупки в качестве аналогов.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Магаданский филиал также с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Комиссией установлено, что 15.09.2021 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, (МГД 02-21) по выбору организации на право заключения договора на выполнение работ по техническому перевооружению береговых объектов ГМССБ морского порта Магадан (реестровый
№ 32110641522).

В соответствии с пунктом 3.11.1. Аукционной документации Заказчик вправе отклонить Заявку Участника в случае выявления любого из оснований для отказа в допуске к участию в Закупке, предусмотренных данным пунктом настоящего Раздела:

3.11.1.1. При получении более одной Заявки (по одному лоту) от одного Участника.

3.11.1.2. Непредставление документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено п.14 Раздела 2 Документации.

3.11.1.3. Несоответствие Участника требованиям к Участникам, установленным в п.13 Раздела 2 Документации.

3.11.1.4. Несоответствие Заявки требованиям к Заявкам, установленным в

Документации, в том числе:

1) Наличие в Заявке Участника предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, установленную Заказчиком в п.4 Раздела 2 Документации.

2) Если цена договора отличается от предельной цены договора или если предложение о цене отдельного тарифа (единицы товара) превышает предельную цену соответствующего тарифа (единицы товара), или если предложение об общей стоимости единичных тарифов превышает предельную общую стоимость единичных тарифов, установленных п.4 Раздела 2 Документации.

В соответствии с протоколом от 12.10.2021 № МГД 02-21/2 на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в Закупке Комиссией единогласно принято решение о признании всех трех заявок соответствующими требованиям, установленным документацией о Закупке.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок и ценовых предложений участников закупки победителем Закупки признано ООО «СтройСпецПроект» с ценой договора – 179 617 634 (сто семьдесят девять миллионов шестьсот семнадцать тысяч шестьсот тридцать четыре) рубля 13 копеек, в том числе НДС; участником, занявшим второе место, признано ЗАО «Морские комплексы и системы» с ценой договора – 180 588 540 (сто восемьдесят миллионов пятьсот восемьдесят восемь тысяч пятьсот сорок) рублей 26 копеек, в том числе НДС.

 

№ участника, дата, время регистрации предложения

Наименование участника

Начальная (максимальная) цена договора, руб.

с НДС

Ценовое предложение участника руб.

с НДС

Порядковый номер

№ 1 от 08.10.2021 08:58

ООО «СтройСпецПроект»

194 181 226,08

179 617 634,13

1

№ 2 от 08.10.2021 08:56

ЗАО «Морские комплексы и системы»

180 588 540,26

2

№ 3 от 05.10.2021 05:52

АО «Стартелеком»

194 181 226,08

3

 

Пунктом 11 раздела 3 Документации «Техническая часть» установлены особые требования:

1. Работы выполняются в условиях действующей БС морского района А1 ГМССБ (инвентарный № Ф1700000100) без прекращения её функционирования и должны проводиться только при согласовании проведения таких работ уполномоченными должностными лицами Магаданского филиала ФГУП «Росморпорт».

2. Поставляемое оборудование, ПО и выполняемые работы должны соответствовать требованиям, установленным Рабочей Документации.

3. Все используемые материалы, поставляемое оборудование должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество. Копии этих сертификатов и т.п. должны быть предоставлены Заказчику до начала производства работ, выполняемых с использованием этих материалов, поставляемого оборудования.

4. Береговая аппаратура связи (радиочастотное оборудование, аппаратно-программные комплексы береговых систем связи и т.д.) должна иметь одобрение типа аппаратуры Росморречфлота, соответствовать требованиям приказа Минтранса от 23.07.2015 № 226, импортное радиочастотное оборудование должно иметь лицензию Минпромторга на ввоз в РФ, либо находится в едином реестре ЕЭК.

5. Автоматизированные рабочие места (АРМ) операторов береговых объектов ГМССБ должны иметь интерфейс на русском языке. Эксплуатационная документация на оборудование должна быть на русском языке.

6. Наименования торговых марок оборудования, указанные в Рабочей Документации, являются условными, любое указание на товарные знаки следует читать в сопровождении слова «эквивалент». Допускается поставка полнофункциональных аналогов по всем качественным параметрам оригинала с доказательством эквивалентности. Поставщик в обязательном порядке должен отразить в своей заявке конкретные торговые марки и модели предлагаемой к поставке продукции, включая коды производителя, сведения о наименовании страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, позволяющие однозначно идентифицировать предлагаемые изделия, детали, ПО и иные опции, комплектацию и технические характеристики, а также полные наименования и версии предлагаемого к поставке ПО, в том числе и предустановленного на какое-либо оборудование. При поставке таких аналогов их Поставщик должен за свой счет в пределах установленного срока выполнения работ внести изменения (корректировки) в Рабочую Документацию, предусматривающие замену оригинальной продукции, принятой в Рабочей Документации, на эквивалентные аналоги.

7. При проектировании обеспечить выполнение требований постановления Правительства РФ от 03.12.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» с учетом планируемых сроков выполнения работ по техническому перевооружению.

8. Результат работ должен соответствовать требованиям, установленным Рабочей Документации.

В соответствии с пунктом 14.2.10. аукционной документации «Документы и сведения, необходимые для представления в составе Заявки, подтверждающие соответствие Участников требованиям Документации», вторая часть включает:

- Копия действующего свидетельства об одобрении типа аппаратуры програмно-аппаратных комплексов систем радиосвязи береговых станций морских районов А1 ГМСС, А2 ГМССБ, НАВТЕКС, выданное Федеральным агентством Росморречфлот.

- Копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом Закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен Извещением (пункт 14.2.11 документации).

Целью Закупки является выполнение работ по техническому перевооружению береговых объектов Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (далее – ГМССБ) морского порта Магадан.

Требования к объектам инфраструктуры морского порта, необходимым для функционирования ГМССБ утверждены приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 226 (далее – Требования). Требования разработаны в целях обеспечения безопасности деятельности, осуществляемой в морских портах и на подходах к ним, распространяются на оборудование, технические средства и персонал объектов инфраструктуры морского порта, необходимых для функционирования ГМССБ (далее – Объекты ГМССБ) и применяются при проведении освидетельствования Объектов ГМССБ.

В соответствии с пунктом 147 Требований к Объектам ГМССБ относятся береговые станции, обеспечивающие в диапазоне очень высоких частот (ОВЧ) и средних частот (СЧ) морской подвижной службы постоянную возможность приема сообщений о бедствии с использованием цифрового избирательного вызова (далее – ЦИВ) и устойчивую связь судами в режиме радиотелефонии (далее – береговые станции морского района А1 ГМССБ и морского района А2 ГМССБ соответственно).

Основное оборудование береговых станций в составе морских районов А1 и А2 ГМССБ согласно пунктам 183, 184, 188, 191, 192, 194, 196, 197 Требований включает в себя:

1. Приемопередающие радиостанции,

2. Контроллеры (модемы) ЦИВ, обеспечивающие с использованием ЦИВ постоянное радионаблюдение, прием и передачу сообщений категорий бедствия, безопасности и срочности на радиочастотах ГМССБ.

3. Автоматизированные рабочие места оператора ГМССБ (далее – АРМ оператора) для дистанционного контроля режима радионаблюдения и управления радиостанциями.

Вышеуказанное приемопередающее радиооборудование, контроллеры ЦИВ и АРМ оператора (в совокупности с устройствами, обеспечивающими функционирование АРМ оператора) согласно пунктам 190 и 199 Требований должны соответствовать применимым для берегового оборудования требованиям Резолюции ИМО А.803(19).

Соответствие оборудования ГМССБ требованиям Резолюции ИМО А.803(19) подтверждается действующим Свидетельством об одобрении типа аппаратуры, выдаваемым в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 832 «О реализации положений Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года» Минтрансом России издан Приказ от 10.02.2010 № 32 «Об утверждении Положения об одобрении типов аппаратуры и освидетельствовании объектов и центров» (далее – Приказ), в котором функции по определению соответствия/несоответствия аппаратуры ГМССБ национальным и международным требованиям возложены на Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).

Кроме процедуры одобрения типов аппаратуры и освидетельствования объектов ГМССБ Приказ определяет порядок приостановления либо аннулирования действия Свидетельства об одобрении типа аппаратуры до окончания срока его действия (пункт 24), наделяя данными полномочиями исключительно Росморречфлот, который вправе по представлению контрольных и надзорных органов, а также уполномоченных организаций приостанавливать либо аннулировать действие Свидетельства об одобрении типа аппаратуры до окончания срока действия, если тип аппаратуры перестал соответствовать применимым требованиям.

В соответствии с п. 14.2.10 раздела 2 и п. 11.4 раздела 3 документации о Закупке поставляемая береговая аппаратура связи (радиочастотное оборудование, аппаратно-программные комплексы береговых систем связи и т.д.) должна иметь действующее Свидетельство Росморречфлота об одобрении типа аппаратуры, а также соответствовать требованиям приказа Минтранса России от 23.07.2015 № 226.

Комиссией установлено, что в составе заявки ООО «СтройСпецПроект» представлены:

  • Свидетельство об одобрении типа аппаратуры «KENTA-GMDSS A1» (ОВЧ приемопередатчики, модули ЦИВ, АРМ оператора А1 ГМССБ) № 18.00964.124 от 14.12.2018, действительно до 14.12.2023;

  • Свидетельство об одобрении типа аппаратуры «KENTA-GMDSS A2» (ПВ/КВ передатчики, ПВ/КВ приемники, модули ЦИВ, АРМ оператора А2 ГМССБ) № 18.00965.124 от 14.12.2018, действительно до 14.12.2023.

В составе заявки ЗАО «Морские комплексы и системы» представлены:

  • Свидетельство об одобрении типа аппаратуры «JRV-600» (ОВЧ приемопередатчики А1 ГМССБ) № SB-3/1-3087-2018 от 11.07.2018, действительно до 11.07.2023;

  • Свидетельство об одобрении типа аппаратуры «ГМССБ А1 МКС» (модем ЦИВ, АРМ оператора А1 ГМССБ) № SB-3/1-3011-2017 от 14.12.2017, действительно до 14.12.2022;

  • Свидетельство об одобрении типа аппаратуры «ПП-1000Ц» (радиопередатчик А2 ГМССБ) № SB-3/1-3120-2019 от 17.07.2019, действительно до 17.07.2024;

  • Свидетельство об одобрении типа аппаратуры «ПТ-100 ПРМ-Ц» (радиоприемник А2 ГМССБ) № SB-3/1-3138-2019 от 17.07.2019, действительно до 17.07.2024;

  • Свидетельство об одобрении типа аппаратуры «ГМССБ А2 МКС» (модем ЦИВ, АРМ оператора А2 ГМССБ) № SB-3/1-3049-2017 от 14.12.2017, действительно до 14.12.2022.

В составе заявки АО «Стартелеком» (Заявителя) представлены:

  • Свидетельство об одобрении типа аппаратуры «МХ800» (ОВЧ приемопередатчик А1 ГМССБ) № SB-3/1-3036-2017 от 30.06.2017, действительно до 30.06.2022;

  • Свидетельство об одобрении типа аппаратуры «JRS-913» (ПВ/КВ передатчик А2 ГМССБ) № SB-3/1-3085-2018 от 11.07.2018, действительно до 11.07.2023;

  • Свидетельство об одобрении типа аппаратуры «NRD-710» (ПВ/КВ приемник А2 ГМССБ) № SB-3/1-3232-2021 от 10.09.2021, действительно до 10.09.2026;

  • Свидетельство об одобрении типа аппаратуры «БРИС» (модем ЦИВ, АРМ оператора А1 и А2 ГМССБ) № 19.08340.120 от 20.08.2019, действительно до 20.08.2024.

Все Свидетельства об одобрении типа аппаратуры, представленные участниками Закупки, размещены в открытом доступе на Интернет-сайтах уполномоченных организаций (ФГУП «Морсвязьспутник» и Классификационное общество «Российский морской регистр судоходства») и на момент рассмотрения вторых частей заявок имеют статус «действующие» (копии Свидетельств представлены в материалы настоящего дела).

Таким образом, в соответствии с требованиями п. 14.2.10 Раздела 2 и п. 11.4 Раздела 3 документации о Закупке все участники Закупки представили действующие свидетельства Росморречфлота об одобрении типа аппаратуры.

Установленные Заказчиком в п. 14.2.10 Раздела 2 и п. 11.4 Раздела 3 документации о Закупке требования к закупаемым товарам, работам, услугам являются исчерпывающими, и учитывают актуальные на момент проведения Закупки данные о радиоэлектронном оборудовании и готовых аппаратно-программных решениях для береговых систем радиосвязи морских районов А1 и А2 ГМССБ (приёмопередатчики, модемы ЦИВ, АРМ операторов), ограниченно представленных на российском рынке продукции и имеющих Свидетельства Росморречфлота об одобрении типа с отметкой о соответствии Рекомендациям МСЭ-R M.493-15.

Рекомендация МСЭ-R M.493-15 вступила в силу в 2019 году,
а Свидетельства об одобрении типа аппаратуры, представленные ООО «СтройСпецПроект» и ЗАО «Морские комплексы и системы», выданы Росморречфлотом в 2017 и 2018 годах, то есть до вступления в силу указанной Рекомендации.

Согласно письму Минтранса России от 14.07.2021 № Д5/17116-ИС, вступление в действие нового документа МСЭ и/или любой другой международной организации не влияет на порядок применения Положения об одобрении типов аппаратуры, Свидетельство об одобрении типов аппаратуры, полученное на основании Положения, выдается сроком на пять лет, процедура внеочередного одобрения типа аппаратуры при вступлении в силу новых международных или национальных правил Положением не предусмотрена, а также выданные Свидетельства считаются действующими на весь период их выдачи. Таким образом основания для непризнания действующих Свидетельств Росморречфлота об одобрении типа аппаратуры со стороны Организатора Закупки, не являющегося уполномоченной на это решение организацией, отсутствуют.

Комиссия отмечает, что согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В свою очередь, аукционная документация не содержала требований о соответствии оборудования Рекомендации МСЭ-R М.493-15.

Комиссия Управления исследовав и проанализировав заявки участников, а также требования аукционной документации, установила, что заявки участников соответствовали требованиям, установленным аукционной документацией.

Оснований для отказа в допуске участников к участию в аукционе, установленные пунктом 3.11.1. документации, у Заказчика не имелось, а Комиссией не установлено.

Поскольку в рассматриваемом случае всеми участниками в составе заявок представлены действующие Свидетельства об одобрении, у Заказчика отсутствовали основания для проверки оборудования на соответствие Рекомендациям МСЭ-R М.493-15 на этапе проверки соответствия заявок требованиям документации и принятии решения о допуске участников к дальнейшему участию в аукционе.

В связи с вышеизложенным, Комиссия считает решение Закупочной комиссии о допуске участников к дальнейшему участию в аукционе правомерным, принятым в соответствии с требованиями документации и требований Закона о закупках.

При этом Заявителем не указано какие положения Закона о закупках и документации нарушены Заказчиком.

Комиссия отмечает, что безусловно, поставляемое оборудование должно соответствовать требованиям международного и российского права, однако оспариваемые обстоятельства относятся к исполнению договора.

В свою очередь иные отношения, возникающие на этапе исполнения договора не относятся к компетенции антимонопольного органа.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения, которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу АО «Стартелеком» (ОГРН: 1027700559193, ИНН: 7710373850) на действия ФГУП «Росморпорт» (ОГРН: 1037702023831, ИНН: 7702352454) при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 29.10.2021 № ЕО/66694/21, от 12.11.2021 № ЕО/68912/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны