Решение б/н б/а от 2 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-15113/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


30.08.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи «...», а также представителей ФГАУ «ОБОРОНЛЕС» МИНОБОРОНЫ РОССИИ;

рассмотрев жалобу «...» (далее — Заявитель) на действия ФГАУ «ОБОРОНЛЕС» МИНОБОРОНЫ РОССИИ (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений на право выполнения работ по рубке лесных насаждений в целях создания противопожарного разрыва на лесных участках, расположенных на территории Буйского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Министерства обороны Российской Федерации – филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России (реестровый № 32110524714, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает оценку своей заявки в ходе проведения закупочной процедуры, а также оценку участника ООО «Ресурс».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

03.08.2021 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 32110524714 о проведении запроса предложений на выполнение работ по рубке лесных насаждений в целях создания противопожарного разрыва на лесных участках, расположенных на территории Буйского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Министерства обороны Российской Федерации – филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России.

Заявитель считает неправомерными действия Заказчика, выразившиеся в установлении критериев оценки в закупочной документации и дальнейшую оценку заявок.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Относительно доводов Заявителя в части оспаривания положений закупочной документации в отношении критериев по наличию у участника материально-технических ресурсов и опыта участника, Комиссия отмечает следующее.

Заявитель в свое жалобе указывает на недостаточную понятность, что именно имелось ввиду под материально-технической обеспеченностью участника и каким образом будет производится расчет по договорам, представленным участниками для дальнейшей оценки заявки по соответствующему критерию.

По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Извещение о проведении запроса предложений на выполнение работ по рубке лесных насаждений в целях создания противопожарного разрыва на лесных участках, расположенных на территории Буйского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Министерства обороны Российской Федерации – филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России. опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 03.08.2021, в соответствии с ним датой окончания подачи заявок на участие в Закупке является 11.08.2021. Дата подведения итогов — 12.08.2021.

В ходе заседания Комиссии установлено, что Заявитель, приняв участие
в Закупке, подал жалобу на действия Заказчика 19.08.2021.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения Документации, по его мнению, ограничивающие конкуренцию, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями закупочной документации.

В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в Закупке.

Кроме того, из положений части 10 статьи 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц – потенциальных участников закупки.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения Закупочной документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что обжалование Заявителем положений Документации после принятия участия в самой закупочной процедуре
не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, так как Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника
о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, в связи с чем обжалование участником Закупки положений Документации после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.

Таким образом, Заявитель не может обжаловать указанные действия Заказчика при проведении Закупки в связи с чем у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя в части указанных доводов об оспаривании положений Документации.

В связи с изложенным, Комиссией принято решение об оставлении жалобы Заявителя в указанной части без рассмотрения.

В отношении оценки заявок в соответствии с установленным порядком оценки заявок Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения o закупках для нужд ФГАУ «ОБОРОНЛЕС» МИНОБОРОНЫ РОССИИ (далее – Положение).

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участником закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условием исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам Закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В извещении о закупке в пункте 6.3.6 Документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие по критериям оценки заявок.

Из подпункта 2.1 пункта 6.3.6 Документации следует, что опыт участника по успешному выполнению работ может быть подтвержден приложенными к заявке договорами.

Также в указанном пункте установлено, что рейтинг определяется в баллах по

следующей формуле:


 

,

 

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

- предложение участника Закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками Закупки.

Таким образом, Заказчик пояснил, что из условий извещения следовало, что при оценке опыта будут оцениваться договоры.

Заявитель обращает внимание, что Заказчик не принял в расчете оценки 9 предоставленных договоров из суммарно представленных Обществом 29 договоров. При этом Заявителю не ясны причины неучета таких договоров.

Между тем, Комиссия отмечает, что непринятые Заказчиком договоры не соответствовали критерию «Опыт выполнения аналогичных работ за последние два года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие», поскольку Заказчик оценивал опыт участника по успешному выполнению аналогичных работ за 2018-2020 годы. Заявителем предоставлено 9 договоров за 2021 год, что не соответствовало установленному требованиям Документации.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства Заявителем не представлено.

В отношении количества предоставленных ООО «Ресурс» (победитель Закупки) договоров Комиссией установлено, что к оценке указанным участником в составе заявки представлены 16 договоров.

При этом доводы Заявителя о представлении в рамках иной закупочной процедуры, проведенной ранее, меньшего количества договоров не принимается Комиссией к учету, поскольку каждый участник при формировании своей заявки в конкретной процедуре самостоятельно принимает решение о том, какие документы будут представляться, в том числе, какие договоры представить к оценке.

Комиссия, изучив заявки участников, в том числе в части представленных договоров, приходит к выводу о соблюдении Заказчиком порядка оценки заявок, установленного Документацией, и требований части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Следовательно, данный довод Комиссия признает необоснованным.

Заявитель также не согласен с оценкой ООО «Ресурс» по критерию «Материально-техническая обеспеченность», поскольку Заказчиком могли быть приняты к оценке инвентарь или техника, не имеющая отношение к предмету Закупки, что создало необоснованные преимущества победителю.

По оспариваемому критерию установлен следующий порядок оценки.

Предметом оценки является наличие у участника закупки материально-технических ресурсов, привлекаемых участником закупки для выполнения работ по предмету закупки. К таким ресурсам относятся: людские ресурсы (количество персонала), инструменты и техника, необходимые для выполнения работ.

Сведения заявленные участником закупки должны быть подтверждены документально.

Сведения по инструменту и технике могут быть подтверждены копией формы ОС-6, копиями договоров аренды соответствующей техники или иными документами, с приложением документов подтверждающих право владения техникой Арендодателем

Сведения по персоналу могут быть подтверждены копией штатного расписания или иными документами.

Максимальное количество баллов присваивается заявке участника с заявленной наибольшей материально-технической обеспеченностью участника закупки, остальным заявкам баллы присваиваются по мере уменьшения материально-технической обеспеченности участников закупки. Минимальное количество баллов присваивается заявке участника закупки с минимальным предложением по материально-техническому обеспечению.

Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному критерию, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам.

Рейтинг заявки по критерию оценки равен оценке в баллах, полученной участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.

Вместе с тем, указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения, поскольку Комиссия, изучив заявки участников установила, что к оценке представлен инвентарь, непосредственно необходимый для выполнения работ (например, безнзопила, кусторез).

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Резюмируя изложенное, с учетом имеющихся в настоящее время документов и сведений, на основании конкретных фактических обстоятельств дела, Комиссия приняла решение о признании необоснованной жалобы Заявителя на действия Заказчика в части оспаривания оценки заявок и оставляет без рассмотрения в части оспаривания положений закупочной документации.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Оставить жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки без рассмотрения в части оспаривания положений закупочной документации, в остальной части - признать необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 25.08.2021 № ЕО/51389/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны