Решение б/н б/а от 15 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-10392/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
12.07.2022                                                                                                      г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<....>,

при участии посредством видеконференцсвязи представителей от ООО Экспертный центр «ВолгаПромАудит»; ПАО «Мосэнерго»; ООО «ГЭХ Закупки»,

рассмотрев жалобу ООО Экспертный центр «ВолгаПромАудит» (далее - Заявитель) на действия ПАО «Мосэнерго» (далее - Заказчик) и ООО «ГЭХ Закупки» (далее — Организатор закупки) при проведении открытых маркетинговые исследования в электронной форме (с размещением информации) МИ №331/МИ - Разработка деклараций пожарной безопасности ТЭЦ-21, ТЭЦ-23, ТЭЦ-25, ТЭЦ-26 – филиалов ПАО «Мосэнерго» для нужд Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Мосэнерго» (G22P200439) (реестровый № 32211502194) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и Организатора закупки при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Заявитель в жалобе выражает несогласие с положениями Закупочной документации, а именно:

1. В закупочной документации не указан срок/период подписания договора со стороны Заказчика и содержит только срок подписания договора исполнителем, что, в свою очередь, лишает участника закупки возможности своевременно выполнить работы в сроки, установленные Закупочной документации.

2. В Закупочной документации отсутствует информация о площади объектов закупки (зданий, сооружений), что не позволяет определить объем и порядок выполнения работ.

3. Заказчиком при формировании начальной (максимальной) цены договора в цену договора не включена стоимость услуг по проведению расчетов по оценке пожарных рисков с учетом анализа состояния существующих систем противопожарной защиты филиалов.

4. Заказчиком установлен срок подведения итогов закупки таким образом, что оказать услуги второго этапа в течение августа 2022 года не представляется возможным.

5. Заявитель также не согласен с полученным ответом на запрос разъяснений положений Закупочной документации, считая, что Заказчик не ответил на поставленные вопросы.

Представитель Заказчика и Организатора с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией установлено, что 27.06.2022 Заказчик на сайте электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении открытых маркетинговые исследования в электронной форме (с размещением информации) МИ №331/МИ - Разработка деклараций пожарной безопасности ТЭЦ-21, ТЭЦ-23, ТЭЦ-25, ТЭЦ-26 – филиалов ПАО «Мосэнерго» для нужд Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Мосэнерго» (G22P200439) (реестровый № 32211502194).

Согласно пункту 4.2.2 Закупочной документации договор по результатам маркетинговых исследований может быть заключен не ранее, чем через 10 (десять) дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по итогам маркетинговых исследований.

Аналогичное требование содержится в пункте 15.11.2 Положения о закупке.

Заявитель в жалобе указывает, что в Закупочной документации отсутствует срок подписания договора со стороны Заказчика, что по мнению Заявителя не позволяет участникам закупки определить возможность своевременного оказания всего комплекса работ в сроки, указанные в графике оказания услуг.

Так, в соответствии с Разделом 1 Закупочной документации настоящие маркетинговые исследования являются неконкурентным способом закупки и проводятся в соответствии с разделом 15 Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Мосэнерго» в электронной форме.

Вместе с тем пунктом 27 Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено, что срок заключения договора при осуществлении неконкурентной закупки в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения должен составлять не более 20 дней со дня принятия заказчиком решения о заключении такого договора, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации для заключения договора необходимо его одобрение органом управления заказчика, а также случаев, когда действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупки обжалуются в антимонопольном органе либо в судебном порядке. В указанных случаях договор должен быть заключен в течение 20 дней со дня вступления в силу решения антимонопольного органа или судебного акта, предусматривающего заключение договора.

Требования к содержанию извещения и Закупочной документации установлены в статье 4 Закона о закупках. В свою очередь, Комиссия отмечает, что Законом о закупках не предусмотрена обязанность Заказчика указывать в Закупочной документации сроки заключения договора.

В данном случае Заказчик при формировании Закупочной документации Заказчик руководствовался Положением о закупке и действующим законодательством.

При этом Заявителем не представлено доказательств, каким образом отсутствие в Закупочной документации срока заключения договора со стороны Заказчика не позволяет Заявителю своевременно оказать услуги в соответствии со сроками, установленными в Закупочной документации.

В связи с чем, довод Заявителя об отсутствии в Закупочной документации сроков заключения договора со стороны Заказчика не находит своего подтверждения и признается Комиссией необоснованным.

В части довода Заявителя об отсутствии с Закупочной документации информации о площади объектов закупки (зданий, сооружений), Комиссия отмечает следующее.

Так, пунктом 5.5 Технического задания установлено, что проведение обследования ТЭЦ-21, ТЭЦ-23, ТЭЦ-25 и ТЭЦ-26 с целью сбора исходных данных необходимых для разработки деклараций пожарной безопасности (далее – Декларации).

В Приложении № 3 к Техническому заданию представлена ведомость объёма оказания услуг.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что ТЭЦ являются объектами электроэнергетики, на которые распространяю свое действие требования по антитеррористической защищенности объектов ТЭК, установленные Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса », Постановлением Правительства РФ от 05.05.2021 № 458. В целях антитеррористической защищенности сведения о площади объектов закупки не могут быть размещены в открытом доступе и предоставляются в рамках исполнения договора при условии обязательного заключения соглашения о конфиденциальности.

В соответствии с пунктом 2.2 Проекта договора Заказчик обязуется своевременно предоставлять Исполнителю оборудование, имущество, документацию, а также любую информацию, необходимую Исполнителю для надлежащего выполнения предусмотренных настоящим Договором обязательств.

Таким образом, информация о площади объектов будет предоставлена на стадии исполнения обязательств по договору.

Кроме того, Комиссией установлено, что при формировании начальной (максимальной) цены договора Заказчиком были получены коммерческие предложения от трех участников, что также подтверждает достаточность представленной в Закупочной документации информации для определении объема работ для исполнения условий договора.

В свою очередь, Заявителем не предоставлено доказательств отсутствия возможности определения объема работ с учетом имеющейся информации в Закупочной документации.

На основании изложенного, довод Заявителя признается Комиссией необоснованным.

В части довода Заявителя о несогласии со сроком подведения итогов закупки Комиссия отмечает следующее.

Так, Заявитель в жалобе ссылается на пункт 7.11 Положения о закупке, согласно которому договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. По мнению Заявителя, учитывая, что датой подведения итогов является 12.08.2022 размещение протокола итогов закупки будет осуществлено не ранее 13.08.2022, то датой подписания договора заказчиком являются даты с 24.08.2022 — 02.09.2022, т.е. крайней датой начала действия договора является 02.09.2022. С учетом данного факта оказание услуг второго в течение августа 2022 года, как указано в графике оказания услуг Приложения № 4 к Техническому заданию, является невозможным.

Согласно пункту 23 Извещения открытие доступа к заявкам - 05 июля 2022 г. в 10:00 ч. (по московскому времени) или в зависимости от работы и функционала площадки, открывается вся заявка.

Пунктом 24 Извещения установлено, что рассмотрение заявок, подведение итогов будет проводится до 12.08.2022 (включительно).

Таким образом, 12.08.2022 является крайней датой рассмотрения заявок. При этом итоги могут быть подведены в период начиная с открытия доступа к заявкам — 05.08.2022.

Кроме того, ссылка Заявителя на пункт 7.11 Положения о закупке в данном случае не применима, поскольку данный пункт регулирует порядок заключения и исполнения договора по итогам конкурентной закупки.

Комиссия также обращает внимание на то, что факт отсутствия ограничений конкуренции и возможность оказания второго этапа работ в течение августа 2022 подтверждается наличием поданных коммерческих предложений от трех участников.

При этом сроки отдельных этапов Закупки являются предельными, в связи с чем Заказчик не лишен возможности рассмотреть поданные заявки ранее 12.08.2022.

В связи с чем, указанный довод Заявителя не находит своего подтверждения и признается Комиссией необоснованным.

Относительно довода Заявителя о не согласии с полученным ответом на запрос разъяснений, Комиссия отмечает следующее.

Согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В соответствии с частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Согласно пункту 22 Извещения дата окончания предоставления запросов о разъяснении положений Документации: 30 июня 2022 г. 10:00 ч. (по московскому времени).

При этом запрос разъяснений положений Закупочной документации поступил Заказчику 04.07.2022, то есть по истечении срока, указанного пунктом 22 Извещения.

На основании пункта 2.2.4.1 Закупочной документации Организатор вправе не осуществлять разъяснение положений Извещения и/или Документации если запрос о даче разъяснений поступил позднее, чем за 3 (три) рабочих дня до даты окончания срока подачи Заявок.

В свою очередь, Заказчиком были предоставлены разъяснения Закупочной документации в соответствии с запросом Заявителя.

Таким образом, учитывая, что запрос на разъяснения Заявителем был направлен после уставленного срока, довод Заявителя в части оспаривания ответа на запрос разъяснений не находит своего подтверждения и признается Комиссией необоснованным.

Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

Также Заявитель указывает, что при формировании начальной (максимальной) цены договора Заказчиком не включен расчет стоимости услуг по проведению расчетов по оценке пожарных рисков с учетом анализа состояния существующих систем противопожарной защиты филиалов, а также услуги по получению подтверждающих документов о снятии с контроля пунктов 6, 17, 27 и 42 предписания от 28.09.2021 № 422/1 ГУ МЧС России по г. Москве. Таким образом, начальная (максимальная) цена договора (цена лота) 2 100 000,00 руб. (без учета НДС), приведенная для указанного в техническом задании комплекса работ (п. 14 Извещения № 331/МИ), рассчитана и указана в документации неверно.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что в соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, со статьей 18.1 Закона о Закупках, антимонопольный орган не обладает полномочиями по осуществлению контроля за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены.

Таким образом, антимонопольный орган рассматривает жалобы в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов и порядок заключения договоров.

При этом вопросы, связанные с оценкой законности размера сформированной начальной (максимальной) цены договора, а также рассмотрение вопроса о правомерности определения начальной (максимальной) цены договора, не входят в компетенцию антимонопольного органа.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу об оставлении жалобы Заявителя без рассмотрения в части порядка формирования начальной (максимальной) цены договора, а также начальной (максимальной) единицы услуг.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО Экспертный центр «ВолгаПромАудит» (ИНН: 6317052351; ОГРН: 1046300671097) на действия ПАО «Мосэнерго» (ИНН: 7705035012; ОГРН: 1027700302420), ООО «ГЭХ (ИНН: 7733667750; ОГРН: 5087746050145) при проведении Закупки необоснованной, в части оспаривания порядка формирования НМЦ оставить жалобу без рассмотрения.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 07.07.2022 № НП/35798/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны