Решение б/н Решение и предписание от 11 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-1853/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

08.02.2021 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

при участии представителей ООО «ЧОП «Альфа-Безопасность», АО «Почта России»,

рассмотрев жалобу ООО «ЧОП «Альфа-Безопасность» (далее - Заявитель) на действия АО «Почта России» (далее - Заказчик) при проведении конкурса на оказание услуг по вооруженному сопровождению и охране денежных средств УФПС Калининградской области для нужд Макрорегиона Северо-Запад (реестровый № 32009856889) (далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно оценил его заявку.

Представитель Заказчика против удовлетворения жалобы возражал, представил испрашиваемые документы по спорной Закупке.

Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи
3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона о закупках).

Комиссия, рассмотрев жалобу Заявителя приняла решение о признании ее частично обоснованной, исходя их следующих фактических обстоятельств дела.

Как следует из материалов дела, Заказчиком в единой информационной системе закупок опубликовано извещение о проведении Закупки.

Согласно итоговому протоколу № 32009856889\SBR035-200014738900546 от 26.01.2021 (далее — Итоговый протокол) по подкритерию «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» Заявителю присвоено 4 балла, так как в оцениваемой заявке участника закупки представлены все необходимые заказчику сведения и документы, подтверждающие наличие ключевых специалистов в количестве в двое превышающем предельно необходимое минимальное значение (от 4 до 8 специалистов включительно). Фактические представлена информация о наличии 7 специалистов, в отношении, которых имеется совокупность совместно предоставленных документов, подтверждающих соответствующий уровень подготовки и квалификации по каждому специалисту (охраннику).

Исходя из текста жалобы, Заявителем была представлена информация
о наличии 35 сотрудников, что соответствует максимальному баллу, а копия разрешений на хранение и использование оружия и патронов к нему выдается не на каждого сотрудника, а на все юридическое лицо.

В соответствии с Закупочной документацией подкритерий «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» оценивается следующим образом.

Предметом оценки является количество привлекаемых участником закупки штатных или привлеченных на договорной основе специалистов (далее также работники, охранники) для оказания услуг по предмету закупки.

№№

Функциональное назначение трудового ресурса (ключевой специалист)

Документы, подтверждающие соответствующий уровень подготовки и квалификации

Предельно необходимое минимальное значение (количество специалистов)

Предельно необходимое максимальное значение (количество специалистов)

1

Охранник и/или старший охранник

 

Копия действующего удостоверения частного охранника, содержащая сведения о присвоенной квалификации частного охранника и документ подтверждающий профессиональную подготовку (обучение) по программе повышения квалификации (подготовки) частных охранников 6 разряда в организациях, указанных в статье 15.2 Закона О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации и разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему

4

26

Предельно необходимое минимальное значение (количество) специалистов

 

4

 

Предельно необходимое максимальное значение (количество) специалистов

 

 

26

В качестве документов, подтверждающих наличие трудовых ресурсов (количество специалистов (охранников) и их уровень подготовки и квалификацию), должны быть представлены следующие документы (приведенные в подпункте: а и/или б):

а) Для привлекаемых специалистов (охранников), состоящих в штате участника закупки по основному месту работы:

1. выписка из штатного расписания участника закупки;

2. копии трудовых договоров, заключенных со специалистами (охранниками) или копии трудовых книжек специалистов (охранников);

3. документы, подтверждающие соответствующий уровень подготовки и квалификации: копии действующих удостоверений частного охранника, содержащих сведения о присвоенной квалификации частного охранника, копии документов подтверждающих профессиональную подготовку (обучение) по программе повышения квалификации (подготовки) частных охранников 6 разряда в организациях, указанных в статье 15.2 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», копии разрешений на хранение и использование оружия и патронов к нему.

б) Для привлекаемых специалистов, не состоящих в штате участника закупки:

1. копии гражданско-правовых договоров, заключенных участником осуществления закупки с привлекаемыми специалистами (охранниками) для оказания услуг и/или копии гражданско-правовых договоров, заключенных специалистами (охранниками) с лицами, привлекаемыми участником закупки для выполнения работ (оказания услуг) по предмету контракта на основании договора возмездного оказания услуг.

2. документы, подтверждающие соответствующий уровень подготовки и квалификации: копии действующих удостоверений частного охранника, содержащих сведения о присвоенной квалификации частного охранника, копии документов подтверждающих профессиональную подготовку (обучение) по программе повышения квалификации (подготовки) частных охранников 6 разряда в организациях, указанных в статье 15.2 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», копии разрешений на хранение и использование оружия и патронов к нему.

Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью.

Сведения об обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами (специалистами(охранниками), предоставляются в свободной форме. Подтверждением наличия у участника закупки необходимого количества специалистов (охранников) соответствующего уровня подготовки и квалификации будет считаться только совместное предоставление документов, подтверждающих соответствующий уровень подготовки и квалификации по каждому специалисту (охраннику).

0 баллов – при отсутствии в оцениваемой заявке участника закупки информации об обеспеченности трудовыми ресурсами или при наличии в оцениваемой заявке участника закупки информации об обеспеченности трудовыми ресурсами не соответствующими предельно необходимому минимальному значению (количеству) специалистов, установленному Заказчиком, а также в случае непредставления или не полного представления сведений и документов в отношении всего перечня специалистов, установленных согласно настоящему показателю;

2 балла – при наличии в оцениваемой заявке участника закупки всех необходимых заказчику сведений и документов, подтверждающих наличие предельно необходимого минимального значению (количества) специалистов, установленных Заказчиком (4 специалиста);

4 балла при наличии в оцениваемой заявке участника закупки всех необходимых заказчику сведений и документов, подтверждающих наличие ключевых специалистов в количестве в двое превышающем предельно необходимое минимальное значение (от 4 до 8 специалистов включительно);

6 баллов – при наличии в оцениваемой заявке участника закупки всех необходимых заказчику сведений и документов, подтверждающих наличие ключевых специалистов в количестве от 9 до 17 специалистов включительно;

8 баллов при наличии в оцениваемой заявке участника закупки всех необходимых заказчику сведений и документов, подтверждающих наличие ключевых специалистов в количестве от 18 до 25 специалистов включительно;

10 баллов – при наличии в оцениваемой заявке участника закупки всех необходимых заказчику сведений и документов, подтверждающих наличие максимального количества ключевых специалистов, соответствующих установленному содержанию подкритерия, или сведений и документов, подтверждающих наличие количества ключевых специалистов выше предельно необходимого максимального значения (количества специалистов) (от 26 специалистов и выше).

Комиссией установлено, что Заявителем была представлена информация
о наличии 35 сотрудников, выписка из штатного расписания, копии трудовых договоров, заключенных со специалистами, копии действующих удостоверений охранников, содержащих сведения о присвоенной квалификации частного охранника, копии документов подтверждающих профессиональную подготовку (обучение) по программе повышения квалификации (подготовки) частных охранников 6 разряда в организациях, указанных в статье 15.2 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», копия разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему от 24.12.2020 № РХИ 0219454.

Комиссия отмечает, что разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему выдается юридическому лицу, а не каждому специалисту по охране.

Данный вывод подтверждается Приказом Росгвардии от 10.01.2020 № 4 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему или гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и использование спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом и патронов к нему на стрелковом объекте» и Приказом Росгвардии от 26.09.2019 № 331 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу с особыми уставными задачами разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему».

При этом Комиссией установлено, что Заказчиком к оценке приняты только те сотрудники, на которых представлены в том числе копии разрешения на хранение и ношение оружия и патронов к нему.

Вместе с тем установленный порядок оценки подобного требования к комплектности документов не содержал, а требовалось исключительно представление копии разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, которое было представлено Заявителем.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Таким образом, Заявителем представлены все необходимые документы для получения максимального количества баллов по подкритерию.

Доказательств обратного Заказчиком не представлено, а Комиссией не установлено.

В этой связи Комиссия в действиях Заказчика усматривает признаки нарушения принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленных п. 2 ч. 1 ст. 3 и ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 6 частью 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в Документации. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В данном случае в действиях Заказчика усматриваются также признаки нарушения части 6 статьи 3 Закона о закупках, а довод жалобы признается обоснованным.

Также Заявитель утверждает, что победитель процедуры ООО «ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «М-БЕЗОПАСНОСТЬ» не соответствует требованиям Закупочной документации и не сможет исполнить договор.

Комиссия установила, что ООО «Охранная организация «МБезопасность» начислено 10 баллов, поскольку им представлено 27 специалистов, в соответствии с требованиями Закупочной документации.

Комиссия отмечает, что при рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть несоответствие или недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны Заказчиком.

Предоставление участником Закупки в составе заявки недостоверных сведений и выявление Заказчиком названного факта является самостоятельным основанием для отстранения такого лица от участия в закупочной процедуре на любом этапе его проведения.

Указанное требование обусловлено более значимыми правовыми последствиями для участника торгов, нежели несоответствие заявки формальным требованиям Закупочной документации, а потому требует большей проработанности со стороны Заказчика и наличия у него неопровержимых доказательств недостоверности представленных сведений.

При этом под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что для принятия решения об отклонении той или иной заявки по причине наличия в ней недостоверных сведений Заказчик должен располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.

При этом предоставленное Заказчику право отклонить поданную заявку в случае обнаружения в ней недостоверных сведений на любом этапе проведения процедуры свидетельствует о том, что располагать такой информацией Заказчик должен непосредственно на момент принятия соответствующего решения (отказ в допуске либо отказ от заключения договора).

В настоящем случае, как следует из материалов дела, поданная победителем заявка требованиям Закупочной документации соответствовала. Каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленных в ней сведений у Заказчика не имелось, а неопровержимыми доказательствами недостоверности таких сведений Заявитель не располагает. Доказательств обратного Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что у Заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения заявки победителя от участия в процедуре.

Также Заявитель не согласен с оценкой его заявки по подкритерию «Обеспеченность участника закупки возможностью беспрепятственного возмещения вреда третьим лицам, причиненного работником участника закупки при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей при вооруженном сопровождении (охране)».

Согласно Итоговому протоколу, по оспариваемому подкритерию Заявителю присвоено 0 баллов. В оцениваемой заявке участника закупки отсутствуют все необходимые сведения и документы, подтверждающие наличие у участника возможности беспрепятственного возмещения вреда третьим лицам, причиненного работником участника закупки при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей при вооруженном сопровождении (охране).

Согласно содержанию подкритерия, подкритерий подтверждается наличием договора страхования ответственности участника открытого конкурса от причинения вреда третьим лицам на сумму не менее 5 000 000 (пяти миллионов) рублей. При этом из содержания договора страхования должно явно следовать, что выплаты в пользу третьих лиц будут осуществлены при наступлении следующих событий:

-нанесении ущерба здоровью или жизни третьих лиц;

-нанесении ущерба имуществу третьих лиц;

При этом из договора должно явно следовать, что случай будет признан страховым, в том числе:

1. Когда третьим лицам причинены травмы применением спецсредств и это произошло, для:

-защиты от нападения, несущего угрозу для охранника;

-предотвращения преступления, направленного на охраняемое имущество, если правонарушитель совершил нападение на охранника (охранников).

2. Когда третьим лицам причинены травмы применением служебного оружия и это произошло, для:

- защиты от нападения, представляющего опасность для жизни охранника;

- оказания сопротивления группе нападающих, в том числе вооруженных, на охраняемый объект (имущество);

- предупреждения выстрелом в воздух перед применением оружия для защиты и для сигнализирования о нападении, вызова помощи.

Комиссией установлено, что Заявителем представлен договора страхования профессиональной ответственности лиц при осуществлении ими детективной и охранной деятельности № 5091R/775/00004/20 от 10.04.2020 (с дополнительным соглашением к нему № 5091R/775/00004/20-01 от 02.12.2020 и полисом страхования профессиональной ответственности лиц при осуществлении ими детективной и охранной деятельности № 5091R/775/00004/20) в котором не указано и из содержания которого явно не следует, что случай будет признан страховым, в том числе:

1. Когда третьим лицам причинены травмы применением спецсредств и это произошло, для:

-защиты от нападения, несущего угрозу для охранника;

-предотвращения преступления, направленного на охраняемое имущество, если правонарушитель совершил нападение на охранника (охранников).

2. Когда третьим лицам причинены травмы применением служебного оружия и это произошло, для:

- защиты от нападения, представляющего опасность для жизни охранника;

- оказания сопротивления группе нападающих, в том числе вооруженных, на охраняемый объект (имущество);

- предупреждения выстрелом в воздух перед применением оружия для защиты и для сигнализирования о нападении, вызова помощи.

Комиссия считает необходимым отметить, что победитель, например, в договоре страхования указал страховые случаи, полностью соответствующие требованиям Закупочной документации, за что получил максимальный балл.

В связи с изложенным, довод жалобы признается необоснованным.

Также Заявитель не согласен с оценкой заявки по подкритерию «Обеспеченность участника закупки реальной возможностью безопасного оказания услуг».

Согласно Итоговому протоколу по оспариваемому подкритерию Заявителю присвоено 0 баллов. Из сведений, представленных в заявке участника закупки - договор № 1 на оказание платных медицинских услуг от 28.12.2020 не следует, что у участника имеется реальная возможность осуществлять тестирование работников (специалистов (охранников) на предмет наличия коронавирусной инфекции в медицинском учреждении — лаборатории и/ или клинике с получением результата тестирования в срок не превышающий 48 часов.

Так, согласно п. 1.3. Договора № 1 на оказание платных медицинских услуг от 28.12.2020 года сроки выполнения срочного анализа на Коронавирус, РНК (SARS-CoV-2, ПЦР) мазок, кач. 2 дня (не считая день взятия биоматериала). В связи с особенностями транспортировки и при оформлении заказа после отъезда курьера срок выполнения исследования может быть увеличен.

Таким образом, из представленного Заявителем Договора № 1 на оказание платных медицинских услуг от 28.12.2020 невозможно сделать однозначное суждение о возможности у участника закупки осуществлять тестирование работников (специалистов (охранников) на предмет наличия коронавирусной инфекции в срок не превышающий 48 часов.

Следует отметить, что нарушения при составлении документации могут быть подразделены на явные и скрытые, проявляющиеся только при злоупотреблении организаторами закупок своими правами при совершении тех или иных действий в рамках их проведения и не выявляемые при общей проверке закупочной документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о закупках. Скрытые нарушения в составе закупочной документации могут быть выявлены и устранены контрольным органом при рассмотрении им жалобы участника закупки на последствия таких нарушений, что не будет являться злоупотреблением правом со стороны последних и не будет свидетельствовать о выходе административного органа за пределы предоставленных ему полномочий и доводов поданной жалобы (ч. 13 ст. 3 Закона о закупках).

В то же самое время, требование об указании всех страховых случаев в представляемом договоре страхования, являлось явным и не могло не быть обнаружено Заявителем при изучении им Закупочной документации.

При таких обстоятельствах, Заявитель, подавая заявку на участие в Закупке согласился со всеми условиями, а равно принял на себя риски по непринятию к оценке документов, не соответствующих порядку оценки и сопоставления заявок, установленного в Закупочной документации.

Учитывая изложенное, данный довод жалобы признается необоснованным.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ЧОП «Альфа-Безопасность» (ИНН: 3906116994, ОГРН: 1033902831951) на действия АО «Почта России» (ИНН: 7724490000, ОГРН: 1197746000000) при проведении Закупки обоснованной в части оценки заявки Заявителя по подкритерию «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами», в остальной части признать жалобу необоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

    Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

  4. ПРЕДПИСАНИЕ

  5. по делу № 077/07/00-1853/2021 о нарушении

    процедуры торгов и порядка заключения договоров

     

    08.02.2021 Москва

     

    Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

  6. руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании вынесенного решения от 08.02.2021 по делу № 077/07/00-1853/2021,

     

    ПРЕДПИСЫВАЕТ:

     

    АО «Почта России» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении конкурса на оказание услуг по вооруженному сопровождению и охране денежных средств УФПС Калининградской области для нужд Макрорегиона Северо-Запад (реестровый № 32009856889) (далее - Закупка):

  7. Заказчику отменить итоговый протокол № 32009856889\SBR035-200014738900546 от 26.01.2021.

  8. Заказчику назначить новую дату рассмотрения и оценки заявок, дату подведения итогов Закупки.

  9. Заказчику произвести оценку заявок участников Закупки с учетом решения Комиссии от 08.02.2021 № 077/07/00-1853/2021.

  10. Заказчику не позднее трех дней со дня совершения действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания, разместить в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания.

  11. Заказчику продолжить проведение Закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере закупок, Положения о закупке, Закупочной документации.

  12. Заказчику надлежит исполнить настоящее предписание в срок до 15.03.2021.

  13.  

    Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

     

    Примечание:

    1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

  14. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

  15.  
  16. Заказчику надлежит сообщить в адрес Московского УФАС России об исполнении настоящего предписания в срок до 19.03.2021 с приложением подтверждающих документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны